Беспечный дух интриги маскарада, захватывающая волна праздничного шествия костюмированных персонажей, игровые мистификации комедии дель арте влекут тысячи людей из многих стран в Венецию на традиционный ежегодный февральский карнавал.
В этом году карнавал был посвящен самому знаменитому венецианцу Джованни Джакомо Казанове, покинувшему этот мир 200 лет назад вдали от родины, в изгнании. Как известно, последние 14 лет своей бурной жизни Казанова провел в Духковском замке (Богемия) - владении графа фон Вальдштейна. Явно скучая в провинции в должности личного библиотекаря своего последнего покровителя, он и там нашел себе изысканное развлечение: он принялся за мемуары, которые назвал «Историей моей жизни». Двенадцать томов воспоминаний (по существующей версии имелся еще и неоконченный тринадцатый том) сохранили миру образ несравненного любовника, вольнодумца, оккультиста, поэта, франкмасона, скитальца Казановы, который превратил фантасмагорию сюжета своей невероятной жизни в ярчайший роман всех времен.
Отношения Казановы с венецианским правительством были далеки от идиллии. По приказу инквизиции за чтение и хранение книг по магии в 30-летнем возрасте он стал узником знаменитой тюрьмы «Piombi» («свинцовая»), занимавшей чердачное помещение Дворца Дожей, фантастический побег из которой сделал Казанову европейски знаменитым.
Через 18 лет он вернулся в Венецию, был прощен, но вскоре снова выслан за памфлет на венецианских аристократов. «Либо я не создан для Венеции, либо Венеция не для меня создана: что-то одно», - грустно сказал Казанова, навсегда покидая родной город, который он любил.
Одним из инициаторов возвращения имени Казановы Венеции стал шевалье искусств, художник и скульптор Михаил Шемякин (США). В этом году он подарил городу памятник легендарному венецианцу, торжественное открытие которого было приурочено к началу карнавала. 14 февраля в 16.30 при огромном скоплении людей на площади Св. Марка с балкона Дворца Дожей мэр Венеции объявил об открытии монумента «национальному герою Венеции», представив публике его автора М.Шемякина, одетого в стилизованный костюм XVIII века. Под барабанную дробь два карнавальных персонажа откинули покров с его большой скульптурной композиции (4х4,8 м) из четырех бронзовых фигур.
На высокой гранитной площадке, стилизованной под венецианский балкон, стоит неотразимый кавалер Казанова, галантный и великолепный. Он держит за руку изящную куклу в бальном платье, ассоциативно напоминающую механическую игрушку из знаменитого фильма Феллини. Герои как будто прислушиваются к волшебной музыке, звучащей в них самих. Кукольная пассия Казановы и два сфинкса, восседающие по бокам постамента, олицетворяют тайну женщины. «Казанова для меня, как и для многих других, - говорит М.Шемякин, - является символом романтического любовника, который значительную часть своего существования проводит в попытках понять тайну, которой является женщина. После того как я посмотрел фильм Феллини и прочел мемуары Казановы, я понял, что этот писатель - яркая, динамичная, артистичная натура, которая постоянно находится в поисках идеала».
Все фигуры, а также девять бронзовых символических масок, украшающих постамент, прибыли в Венецию на корабле из США, где были отлиты в мастерской Вячеслава Бухаева, архитектурного соавтора Шемякина. Гранит основания был доставлен из России, с Урала. А все проблемы, связанные с финансированием проекта, взяла на себя Южнокорейская финансовая группа.
Эта классически отточенная, аллегорически-многозначная композиция ритмичной «моцартовской» грацией линий, богатством фактуры и торжественно-праздничным настроением полностью соответствует эпикурейскому духу Венеции XVIII века. Единодушное впечатление от памятника таково: Казанова - как живой, как будто стоял здесь всегда. Так гармонично вписал мастер свое творение в архитектурный контекст города.
На церемонии открытия мэр вручил Михаилу Шемякину высшую награду - Орден Венеции - за великолепное произведение, за верность традициям высокого искусства.
По всей видимости, новая работа выдающегося мастера, установленная в самом центре одного из прекраснейших городов мира напротив Дворца Дожей, у моста Пальи, на площади Св. Марка, станет яркой достопримечательностью, своеобразным талисманом Венеции и местом паломничества. Тем более что каждому, кто дотронется до небольшой бронзовой таблицы с магическим заклинанием, расположенной в нижней части монумента, кабалистический текст обещает удачу, богатство, счастье и неистощимость в любви.