Борис Михайлов визуализирует тотальную лживость политиков

09 июня, 2017, 17:42 Распечатать Выпуск № 22, 10 июня-16 июня 2017г.
Отправить
Отправить

Венецианская биеннале-2017 продлится до 26 ноября. На этот раз в ракурсе заметок с места события - тематика национальных павильонов и параллельных проектов.

Борис Михайлов визуализирует тотальную лживость политиков
Инсталляция Ибрагима Махамы. Проект Future Generation Art Prize © PinchukArtCentre

Венецианская биеннале-2017 продлится до 26 ноября. На этот раз в ракурсе заметок с места события - тематика национальных павильонов и параллельных проектов.

Такая тематика 57-й Венецианской биеннале, вопреки предложенному ее куратором Кристин Марсель лозунгу "Да здравствует живое искусство!", в большинстве сосредоточена не на художественной проблематике. Как и в разбалансированном кризисом универсальных ценностей мире, на выставке проявилась тенденция к отдельности, желанию высказаться только от своего имени, обозначить собственный угол зрения, даже говоря об общечеловеческом.

Словно при завершении платного курса коучинга, где каждый спешит доказать состоятельность, внушая себе, что полученный диплом - не просто стоившая денег бумажка.

Вход в павильон США превращен в зону, напоминающую заброшенный долгострой. Кучи щебня и всякого мусора: пластиковых стаканчиков, бумажной посуды. Внутри - инсталляция Марка Бредфорда "Завтра - новый день". Павильон загроможден конструкциями из автопокрышек, расползающимися, расплавленными, затрудняющими проход зрителям. Так автор, гей-афроамериканец, жалуется на сложности, с которыми приходится сталкиваться в современном мире тем, кто не таков, как все. Но, с учетом масштабов борьбы за права ЛГБТ, проводившейся администрацией президента Барака Обамы, метафора не убеждает. Как бесконечные киевские выставки, посвященные проблемам Донбасса, создающиеся людьми, никогда там не жившими и не интересовавшимися регионом до войны.

Вспомнить Донбасс здесь хочется и по другой причине. Американский проект навевает мысли о запустении промышленных центров, подобных Детройту. Его как раз нынче пытаются джентрифицировать, зазывая художников и прочую творческую публику. Жилье дешевое, мол, приезжай и твори, делай депрессивную территорию привлекательной для хипстеров. Чтобы туда пришел "Старбакс", чтоб не прерывался круговорот потребления. Процесс, апробированный в Нью-Йорке и превративший Бруклин из обветшавшего района в модный центр: более обеспеченная публика вытесняет нищающую, создавая иллюзию социального улучшения.

Северокорейский сувенир из инсталляции Ли Вана. Павильон Южной Кореи
Северокорейский сувенир из инсталляции Ли Вана. Павильон Южной Кореи
Константин Дорошенко

"Проблемы Кореи - проблемы всей Азии", - заявляет куратор северокорейского павильона Ли Дэ Хен на его открытии. И это не преувеличение. Азиатско-Тихоокеанский регион остается разделенным противостоянием, оставшимся в наследство со времен холодной войны. Китай соперничает с США за экономическое и политическое доминирование, делает все, чтобы исключить главного американского союзника, Японию, из интеграционных процессов. Корейский полуостров остается разделенным двумя режимами - тоталитарно-коммунистического и либерального толка, как рудимент биполярного мира. Эта, на первый взгляд, контрастная политическая картина вскрывает единую проблематику всего конфуцианского мира. Иерархия, государство - основа конфуцианской цивилизации и менталитета.

Правитель здесь - вершинная точка и стержень не только социального организма, но и личностной самоидентификации. Конфуцианец в первую очередь - отец, служащий, сановник, и лишь потом - персона.

Потому въезд Мао в Пекин был обставлен как возвращение императора - с хоругвями, портретами и прочими церемониальными атрибутами. Потому с такой легкостью большевицкий вождизм расцвел на конфуцианской почве. В северокорейских реалиях "великий вождь" - теоретически обоснованное понятие, а не проявление культа конкретной личности.

Бюст президента Северной Кореи Ро Му Хена из инсталляции Ли Вана. Павильон Южной Кореи
Бюст президента Северной Кореи Ро Му Хена из инсталляции Ли Вана. Павильон Южной Кореи
Константин Дорошенко

Согласно чучхе, учению Ким Ир Сена, субъект революции - общественно-политический организм, состоящий из вождя, партии и масс. Вождь в нем - не просто личность, но социальный мозг - центр идеологии, руководства и единства. Его роль в функционировании социума - цементирующая. Сэппуку, совершавшиеся японскими самураями после капитуляции Японии, лишившей императора священного статуса, последним из которых стало публичное самоубийство писателя Юкио Мисимы аж в 1970-м, ненависть и презрение, проявлявшиеся в Южной Корее и на Тайване в отношении к президентам, покидавшим свой пост не в результате физической смерти - с коррупционными скандалами и тюремными заключениями недавних правителей - проявление все того же конфуцианского отношения.

Глава государства должен быть отцом. Западные демократические принципы, давно принятые формально на Дальнем Востоке, входят в резонанс с тысячелетним мировоззрением.

Инсталляция Ли Вана "Господин К. и коллекция корейской истории" иллюстрирует весь этот гордиев узел на примере жизни одного человека. Вдоль стен павильона в хронологическом порядке размещены мелкие артефакты - семейные фотографии, гражданские документы, вымпелы, дипломы, газетные и журнальные вырезки, сувениры, предметы интерьера за период от оккупации Кореи Японией до наших дней.

В этих незначительных, не имеющих никакой, кроме личной ценности, вещах раскрывается вся новейшая история полуострова. Войны, репрессии, пропаганда и мифы, гордость, развенчанная спустя годы, успехи и достижения, которые потом приходилось скрывать, взгляды, которые приходилось пересматривать. Нелицеприятное восприятие собственной истории, в которой южнокорейские президенты оказывались по-иному, чем династия Кимов, но тоже деструктивными для единства народа, в которой нашлось место и победам, и разочарованиям, и провалам, вне зависимости от окраски режимов - хороший урок для украинских деятелей культуры, да и общества в целом, сохраняющих черно-белое отношение к прошлому. Лишь меняя цвета местами.

Павильон Украины в этот раз был организован вокруг имени художника с мировым именем в современном искусстве - проживающего в Германии уроженца Харькова Бориса Михайлова. Проектом "Парламент" он визуализирует тотальную лживость политиков, их пустословие и оторванность от проблем социума. Выступления парламентариев сфотографированы Михайловым с телеэкрана с нарочитыми помехами, так, что изображение распадается, становится документацией сигнала, который не может быть расшифрован. К проекту также привлечены немецкий фотограф Юрген Теллер и ряд молодых украинских художников и дизайнеров.

Борис Михайлов
Борис Михайлов
racnamagazine.it

Всем им кураторы поставили задачу отреагировать на то, что сделал Михайлов. То есть речь, по сути, шла не о взаимодействии, а о каком-то отдании чести, написании условного сочинения во славу мэтра. Теллеру это сделать было несложно - как участник совместных проектов и приятель Бориса, он был рад пофотографировать его с женой в их квартире, то, как они едят красную икру и по-богемному расслабляются. И выступил дизайнером каталога, выглядящего интереснее, чем весь проект. Кроме неформальных фотографий, каталог полон текстов, в которых Теллер, кураторы и другие сочувствующие рассыпаются в комплиментах Михайлову, признаются ему в любви, приводят милые воспоминания о совместных алкогольных возлияниях и общих арт-дилерах.

Экспозицию, в которой жидко развешаны фотоработы Михайлова, осмотреть можно за десять минут. Проекты молодых украинских художников невнятны и незаметны. Если захотеть, во всем этом можно разглядеть определенный нонконформизм: на этой выставке нет места, на фоне которого захотелось бы сделать селфи. Но вывод напрашивается иной.

При том, что признание своими деятелей искусства, жизнь которых разлучила их с Украиной, - явление стратегически правильное и долгожданное, нам предстоит отучаться от пиетизма в отношении как мэтров, так и иностранцев. Художник - не автомат по производству шедевров, западный куратор не обязательно лучше украинского. Не усвоив этого, мы из крайности шароварщины попадаем в потемкинскую деревню. Если не на шахматный турнир Остапа Бендера.

То, что инициированное Украиной может звучать, как международное, показала в Венеции выставка по результатам конкурса Future Generation Art Prize. Раз в два года ее проводит среди молодых художников мира PinchukArtCentre. Проект неоднократно и справедливо критиковали за формализм, за то, что номинантов там выбирают, исходя в первую очередь из их резюме, а не из собственно проектов.

Да и что сами проекты форматируют, чтобы они станцевались экспозиционно? Но в этом году выставка в палаццо Контарини Полиньяк на фоне унылой монотонности главного проекта биеннале и на контрасте с самозацикленностью большинства национальных павильонов оказывается одной из самых увлекательных и цельных. Куратор Бьорн Гельдхоф умеет мыслить пространством. Которое в современном искусстве - не менее значимая составляющая высказывания, чем работы художников. Агрессивные, масштабные, насыщенные значениями объекты он вписал в увядшие аристократические интерьеры, создавая живую драматургию.

Пласты чернозема - инсталляция Динео Сэше Бопапе из ЮАР - раскроили каминный зал пространственным супрематизмом. Их ритм и геометрия в сочетании с деталями исторического интерьера оборачиваются новым барокко, со свойственной этому стилю эсхатологической образностью, избыточностью, но уже не ангелов, аллегорических фигур и финтифлюшек, а модулей, которыми навсегда преобразил мир киевлянин Казимир Малевич.

Как и Борис Михайлов, тему политической безответственности и искажения информационного сигнала поднимает турчанка Асли Чавушоглу. Ее высказывание тоже просто, но провоцирует к взаимодействию. Это стопки созданной ею газеты, заполненной фейковыми новостями и всякой футурологией. Кроме интерактивности - посетитель может забрать газету как бесплатно раздающийся у метро в разных столицах мира таблоид, - здесь интересен синтез искусств, соединение инсталляции и публицистики. Прием не новый, но в данном случае - ироничный. Обычно газеты в художественных проектах содержат философствования или манифесты.

Как ледокол в торжественное царство Снежной Королевы, вторгается в элегантность голубого зала приемов палаццо объект Ибрагима Махамы из Ганы: конструкция из орудий чистильщиков обуви, банок ваксы, ящиков, обломков металла. Мир выверенной дорогой изысканности пенетрирует ее неизбежный спутник - обнищание, безысходное скопидомство. Казалось бы, экспозиция Кристин Марсель в этом году полна концептуальных инсталляций из мусора. Но они оставляют равнодушными. Произведение же Махамы звучит отчетливо, монументально - за счет пространственного решения.

В Киеве его инсталляция, втиснутая в небольшое помещение, нависала над зрителем, подавляла его, подобно грандиозным храмам прошлого, обращавшим человека в букашку пред величием религии. Но ведь нынешняя религия - потребление, иконографией которого может быть только мусор. В Венеции произведение раскрывает иные оттенки смысла: мир роскоши обречен на стагнацию, он беднеет, размывается, тает на глазах, как уходящие в воды лагуны лестницы венецианских дворцов.

Растущая пропасть между богатыми и бедными превращает капитализм в уробороса, заглатывающего собственный хвост. Когда человек лишается средств, он больше не может участвовать в потреблении. Рынки стагнируют, и тот, кто вчера получал сверхприбыли на производстве и спекуляции, остается с ресурсами, которые не на что обменять. В Давосе еще не один год будут искать способ остановить эти метастазы. Мы же можем сегодня любоваться их величественной метафорой в Венеции.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК