Венецианское шулерство

17 мая, 16:02 Распечатать Выпуск №18, 18 мая-24 мая

Представляющий Украину проект на Венецианской биеннале-2019 от художественного объединения "Открытая группа" вызывает недоумение убожеством изобразительности и невнятностью выражения

© Ukrainian pavilion in Venice / Facebook

"Утро. 9 мая. Венеция. Европа. Запомните. Это — время и место для старта смелого, амбициозного, мощного художественного проекта "Падающая тень "Мрії" на сады Джардини", в котором Украина овладеет новой высотой. Самолет "Мрія" с информацией об украинских художниках и художницах на борту пролетит над Венецией. Так украинское искусство мощно заявит о себе на 58-й Венецианской биеннале современного искусства", — заявил 14 марта на своей Facebook-странице президент Петр Порошенко. 

Обещанное не произошло.

Второй раз подряд Министерство культуры попустительствует нарушению утвержденного им же "Порядка отбора куратора национального культурного проекта для представления Украины на Венецианской биеннале современного искусства". И второй раз — с печальным результатом. Выставляя Украину страной, где люди и ведомства не умеют договариваться, а президента Порошенко — безответственным болтуном. 

Винить в этом художников объединения "Открытая группа", избранных кураторами украинской презентации, стоит в последнюю очередь. Не сумев реализовать изначально предложенную концепцию, они все же соблазнились возможностью выкусить кусочек счастья, ведь участие в Венецианской биеннале изрядно добавляет веса профессиональному резюме, тем более неоднократное (для "ОГ" — уже третье). Ответственность в данном случае лежит на Минкульте и утвержденной им конкурсной комиссии.

Уже в самом "Порядке отбора" допущены невежественные ошибки, которые способствуют неразберихе и махинациям. Начиная с громоздкой формулировки "национальный культурный проект". Венецианская биеннале — старейший и остающийся самым престижным в мире форум современного искусства, предписывающий государственное представительство. Называется это "национальный павильон". Биеннале — часть венецианской экономики, непременное условие для участия в ней — аренда палаццо, других строений или площадок города. Таким образом, кураторское предложение, не предполагающее павильона, автоматически должно быть отвергнуто конкурсной комиссией — как не соответствующее требованиям биеннале. Но как раз единственная заявка, концептуально отвергавшая формат павильона, и победила на этот раз в украинском отборе.

"В нашей заявке, которую мы подавали в первом туре отборочного конкурса, не было павильона. Во второй заявке, которая уже выиграла конкурс, тоже. (...) Мы должны были согласиться на павильон, чтобы пройти регистрацию. Мы очень долго упирались, перечитывали документы, поскольку хотели избежать задействования павильона — не только из-за финансовых затрат, но и из-за того, что эта репрезентация длиною в полгода рушит целостность проекта. Что бы мы ни выставили в павильоне в Венеции, это будет отвлекать от главного события, от сиюминутности, о которой мы говорим", — заявил в интервью один из участников "ОГ" Юрий Билей вскоре после пресс-конференции Минкульта, представившей победителей отбора в ноябре 2018 г. 

Наполнение павильона пришлось придумывать на ходу. На упомянутой пресс-конференции другой участник "ОГ", Павел Ковач, описал его так: "Для нас очень важным является развитие этого мифа — что будет после этого пролета. То, что будет происходить в медиапространстве, будет влиять непосредственно на то, что будет показано в павильоне. Это не будет что-то статичное". 

14 марта на сайте Минкульта появилось заявление: "9 мая 2019 года в полдень крупнейший грузовой самолет в мире "Мрія" пролетит над Венецией и на несколько секунд отбросит тень на сады Джардини. Внутри самолета будет находиться HDD диск с информацией обо всех ныне живущих художницах и художниках Украины или художественных коллективах, которые согласились принять участие в проекте. Для этого достаточно заполнить анкету. (…) 

укрпавильон
ГП "Антонов"

"Мы обращаемся ко всем украинским художникам, художницам и художественным группам с предложением стать частью проекта в национальном павильоне Украины. Несмотря на технику, идеи, образование и возраст, приглашаем заполнить анкету и отбросить тень "Мрії" на сады Джардини, — говорят кураторы. — Наш проект посвящен переосмыслению понятия мифа, его значению и влиянию на украинское современное искусство. Рассказ о "Мрії" — это аллегорическая форма присутствия в Венеции".

Что же на самом деле видит зритель украинского павильона на биеннале? Небольшое темное помещение перерезает экран, на котором попеременно транслируются слайды с изображением "Мрії" и компьютерного монтажа жесткого диска с информацией обо "всех художниках Украины" в его грузовом отсеке. Вокруг расставлены столы, за которыми перформеры зачитывают составленный для них кураторами тексты от имени следующих персонажей: завод "Антонов", Минкульт Украины, "Открытая группа", украинское арт-сообщество, художник Арсен Савадов. 

укрпавильон_1
Ukrainian pavilion in Venice / Facebook

Эти тексты — микс публичных заявлений о проекте, официальных переписок и фантазии команды "ОГ". Посетители могут подсесть за стол к любому из перформеров и подробнее расспросить его о ситуации. Только понять, к чему она на биеннале, причем здесь современное искусство и в чем общий смысл высказывания, человеку, не вовлеченному во внутриукраинскую околохудожественную полемику, невозможно. На прямой вопрос, пролетел ли самолет над Джардини, перформерам велено отвечать уклончиво: "Я слышал его звук". Или: "Знакомые говорили, что видели пролет самолета". 

Полемика вокруг проекта в украинской культурной среде и впрямь была оживленной. Уже на упоминавшейся пресс-конференции прозвучали вопросы о том, насколько вообще возможен пролет "Мрії" над Венецией, да еще и чтобы была видна отбрасываемая самолетом тень. Ведь для этого нужно получить разрешение от властей Венеции, воздушное пространство которой строго регламентировано, договориться о воздушных коридорах с другими европейскими странами, рассчитать математически высоту и угол для тени, предусмотреть погодные условия. Все вопросы остались без ответа. 

Но никто тогда не мог и предположить такой наглости, что кураторы и Минкульт не договорились даже с представителями "Антонова". Незадолго до анонсированного на президентском уровне пролета над Джардини самолет преспокойно встал на плановое техобслуживание.

укрпавильон_1
open-group.org.ua

Все это организаторы скрывали до открытия биеннале, и неспроста. Утвержденный Минкультом "Порядок" предусматривает: "В случае если из-за обстоятельств непреодолимой силы конкурсное кураторское предложение, занявшее первое место, не может быть реализовано, министр культуры Украины — представитель Украины может определить национальным культурным проектом и куратором национального культурного проекта соответственно конкурсное кураторское предложение и ее автора, занявших второе место в конкурсном отборе". 

И этот пункт Минкульт нарушает второй раз подряд. Два года назад победителем конкурсного отбора оказался проект, предполагавший участие родившегося в Днепропетровске и живущего в Нью-Йорке классика мирового современного искусства Ильи Кабакова в окружении художественных оммажей его творчеству от молодых украинских художников. Кабаков отказался, сославшись на слабое здоровье, что не помешало его последующей масштабной ретроспективе в Москве. И вместо того, чтобы по собственным же правилам направить в Венецию занявший второе место проект, Минкульт пошел на манипуляции кураторов-победителей и членов отборочной комиссии, предложивших заменить мэтра другим — родившимся в Харькове и живущим в Берлине Борисом Михайловым. Сделанный наспех, разваливавшийся визуально проект вызвал восторженные отклики у старых друзей Михайлова и симпатизантов кураторов, но не более. 

Нынешнее решение выглядит еще более шулерским, поскольку появилось благодаря неоднократному нарушению правил. Согласно тому же "Порядку отбора" его первый этап, определяющий победителя, имеет четкие временные рамки. За этот период в отборочную комиссию поступило лишь две заявки, что не удивительно, учитывая практику продавливания победителя, продемонстрированную ранее. Среди них был очевидный проект-фаворит художника Арсена Савадова, предложенный группой кураторов. Но отборочная комиссия и Минкульт решают, вопреки "Порядку", продлить этап подачи конкурсных заявок. И тут уже всплывает "ОГ" с фантасмагорической идеей пролета над Джардини, получившая первое место. 

укрпавильон Нищук
Алиса Готт

Тенденциозно и то, что обсуждение проектов проходит в закрытом режиме. Не предусмотрена даже огласка результатов рейтингового голосования. Член комиссии, заведующая отделом искусства ХХ — начала ХХІ вв. Национального художественного музея Украины Оксана Баршинова комментирует это так: "Когда собирается любая экспертная группа или жюри, они договариваются между собой о том, что все разговоры, все обсуждения, все оценки будут конфиденциальными. Потому что это, как говорят, по гамбургскому счету все происходит. То есть мы часто называем вещи своими именами". Такая секретность заставляет усомниться в неангажированности экспертов и не укладывается в европейские принципы прозрачности работы государственных учреждений. 

Возмущенный отсутствием каких бы то ни было обоснований реализуемости проекта "ОГ" Арсен Савадов дал отдельную пресс-конференцию — гневную, эмоциональную и артистичную. Она походила на перфоманс, в котором классик украинского современного искусства остался верен себе — провокационному, жонглирующему смыслами, образами, персоналиями, некомфортному, самовлюбленному, бескомпромиссному. Художник — не госслужащий, он может позволить себе резкость высказываний. Фразы из выступления Савадова сторонники "ОГ" разобрали на цитаты, не случайно его образ появляется и в перфомансе украинского павильона в Венеции. Неполиткорректностью Арсена старались отвлечь внимание от факта несостоятельности и несбыточности пролета "Мрії".

Сегодня украинские практики и теоретики искусства разной степени интеллектуальной одаренности — приятели "ОГ" по премиям PinchucArtCentre, выставкам там же и в клубе Closer, грантовским программам, вместе с обиженными некогда самоуверенностью Савадова в профессиональном взаимодействии, сливаются в оправдательном хоре. Мол, и не нужно было ни полета, ни самолета, проект-то — о мифе, а миф — о мечте. А еще — о метапозиции, об антииерархическом пафосе, об институциональной критике "старушки биеннале". 

На вопрос, жалеет ли "ОГ", что "Мрія" не пролетела, Павел Ковач демонстрирует искренность: "Она не полетела, и мы впервые услышали об этом в середине марта. Дальше мы работали над поиском других возможностей полета и артикуляцией нового прочтения проекта в связи с неожиданными обстоятельствами. Когда мы уже точно узнали, что самолета не будет в Венеции, то у нас все еще происходила борьба между позицией художника и гражданина. (…) Если бы мы сказали о том, что она не полетит, нам могли бы сорвать проект". 

Художники победили граждан в лице "Открытой группы", и это нормально. Художник живет своим творчеством. Ненормально, что этому содействовали, шулерски утаивая информацию и нарушая собственный "Порядок", сотрудники Министерства культуры — их работа гражданами финансируется, они гражданам подотчетны и гражданами быть обязаны. 

укрпавильон_2
open-group.org.ua

И как быть с теми 1143 художницами, художниками и художественными группами, которые наивно заполнили анкеты, откликнувшись на призыв "ОГ" и Минкульта? Каково им осознавать, что жесткий диск с информацией о них никто так и не разместил на борту самолета, который и не собирался пролетать над Джардини в Венеции? 

Об основном и других проектах 58-й Венецианской биеннале читайте в следующем номере ZN.UA.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №22-23, 15 июня-21 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно