БОЛЬШОЕ В МАЛОМ

03 июля, 1998, 00:00 Распечатать Выпуск № 27, 3 июля-10 июля 1998г.
Отправить
Отправить

Умерший пять лет тому назад в Торонто замечательный украинский художник Мирон Левицкий прожил большую, содержательную жизнь...

Умерший пять лет тому назад в Торонто замечательный украинский художник Мирон Левицкий прожил большую, содержательную жизнь. Родился он в 1913 году во Львове, там же окончил гимназию, потом художественную школу

О. Новакивского. Учился в Академии искусств (Краков) у проф. В.Скочиляса. Как у многих творцов XX века, биография Мирона Левицкого причудлива и богата. Он написал сотни картин, иллюстрировал и редактировал книги, расписывал храмы, читал лекции, был художественным руководителем киностудии «Орбита», издавал журналы, пробовал силы в драматургии, прозе, поэзии (кстати, был одним их трех родителей эмигрантского Козьмы Пруткова - Порфирия Горотака). Иными словами, анализировать, рассматривать творческое наследие Мирона Левицкого можно (и нужно) в нескольких аспектах, нескольких измерениях. А наше внимание привлекает сегодня деятельность Мирона Левицкого в области малой книжной графики, на что есть причины веские: в Канаде появилась уникальная книга. «Сто екслібрісів Мирона Левицького» - издание дорогое, уникальное, которому пока еще нет аналогов в украинской искусствоведческой литературе.

Эту книгу задумал и готовил к публикации сам художник. После его смерти взялась довести начатое до конца жена - Галина Левицкая. Она же взяла на себя основную часть финансовых затрат (кроме того, выступила спонсором и Украинская канадская фундация имени Тараса Шевченко). Всего Галина Левицкая и автор вступительной статьи Дария Даревич зафиксировали, собрали сто тридцать шесть экслибрисов Мирона Левицкого. Сам художник решил остановиться на магическом числе «сто», еще при жизни собственноручно изготовив соответствующий заголовок (на украинском и английском языках). Воля покойного не была нарушена.

Интерес к экслибрису Мирон Левицкий проявил смолоду, в 30-е годы. АНУМ (Асоціація Незалежних Українських Мистців), куда вошел и Мирон Левицкий, активно создавала и пропагандировала этот жанр книжной графики. Во всяком случае, в Каталоге 1940 г. находим два его экслибриса (не сохранились). К сожалению, не сохранились экслибрисы, созданные Мироном Левицким в годы войны и в годы пребывания в послевоенной Европе. В частности - Юрия Клена, поэта, переводчика, литературоведа, пародиста, соавтора Левицкого по «Диаболическим параболам» Горотака. Первый из дошедших до нас экслибрисов Мирона Левицкого - книжный знак издателя Мыколы Денисюка 1945 г., цвет; художник тогда мыкался в лагерях Ди-Пи (перемещенных лиц), 1945 годом датируется и экслибрис школьницы Татьяны Могильницкой, 1946-м - экслибрис ее матери Сони Могильницкой. Далее художник работает в этом жанре последовательно и неутомимо и с неподдельным увлечением. Последний экслибрис (поэтессы Светланы Кузьменко) датируется 1991 годом.

«Листки экслибрисов невелики, - заметил латышский писатель Ян Судрабкалн, - но мир, который они раскрывают, огромен». Сказанное относится и к произведениям Мирона Левицкого. Среди его адресатов преобладают представители гуманитарной интеллигенции - художники, музыканты, литераторы, актеры, литературоведы, учителя, библиографы, археологи. В большинстве своем - украинского происхождения, но встречаются и англосаксы, и поляки, есть даже армянин. Больше всего - шесть - экслибрисов Мирон Левицкий исполнил для своей второй жены Галины Левицкой (в девичестве Горюн), что, наверное, особых объяснений не требует. Уважительностью, добрым юмором отличаются детские экслибрисы Мирона Левицкого. Детей он любил и старался говорить с ними на равных… Во вступительной статье поданы и те экслибрисы, которые не вошли в основной корпус, в том числе незаконченные или почему-то отвергнутые самим автором. Необходимо сказать, что смотрятся они совсем неплохо, не хуже «признанных и одобренных».

Если в первых опытах Мирона Левицкого ощущается несомненное влияние великих предшественников (например, Георгия Нарбута и Павла Ковжуна), то с годами он вырабатывает свой собственный почерк, в основу которого легли художественные открытия новейшего времени (конструктивизм, сюрреализм), а также удачно использованы элементы прикладного искусства - керамики, вышивки, резьбы по дереву, вытынанки. Вплетенные в современную композицию орнаментальные мотивы украинского народного творчества звучат органично и свежо (чему способствует плоскостное решение «зрелых» экслибрисов Мирона Левицкого). На поверхностный взгляд, компоненты книжного знака весьма однообразны, но Мирон Левицкий всегда умело их варьирует и обогащает. Так, он чрезвычайно смело, раскованно работает с, казалось бы, однообразными текстами - надписями, остроумно играет не только шрифтами, но и ритмами, построением литер. На ограниченной площади экслибриса художник соединяет, сталкивает компоненты разных эпох, разных профессий, разных стилей и высекает искру неожиданного познания. Беззлобное подтрунивание над персонажами, гибкая, восприимчивая линия, твердая, уверенная рука: перед нами настоящий мастер своего дела - полнокровный, жизнерадостный, победительный. Искусствовед доктор Дария Даревич, автор и составитель, говорит во вступительной статье, что Мирон Левицкий занимает одно из первых мест в украинской экслибрисиане, более того, он видится ей одним из ведущих мастеров мирового экслибриса. С этим утверждением нужно согласиться на все сто процентов.

А что мы вообще имеем на данном участке нашей культуры? Не очень много. В 1932 г. АНУМ издала во Львове превосходную книгу «Екслібріс». А.Вьюник издал в Киеве два исследования - «Український екслібріс» (1964) и «Екслібріси українських художників» (1977). Мыкола Вирук (Микола Мушинка), украинец из Словакии, за океаном издал «Книжковий знак шестидесятників» (Савт Бавнд Брук, 1972). В 1986 г. тиражом 500 экземпляров изданы были экслибрисы Якова Гниздовского. В.Хворост издал в Днепропетровске книжечку «Шевченкіана в екслібрісі» (1993). Добавим ко всему изданную в Москве к 1500-летию нашей столицы книгу Я.Бейлинсона «Киев и киевляне в экслибрисах». Вот, пожалуй, и все. Прямо скажем, негусто.

Что ж, речка украинского искусствоведения - и неширокая, и неглубокая. Никуда от этого не денешься. Канадское издание «Сто екслібрісів Мирона Левицького», возможно, ускорит поступательное движение и подтолкнет его в нужном направлении: вдохновит исследователей материковой Украины. И динамизированный таким образом процесс наконец-то «пойдет». Эта изящная, дорогая, но и со вкусом изданная книга-альбом - своевременное напоминание издателям, в Украине сущим, как надо - с любовью, с почтением, то есть не скупясь, - «подавать» читателям своих классиков. А что Мирон Левицкий является классиком украинского изобразительного искусства XX века, в этом нет сомнения. Но давайте не забывать, что украинский экслибрис представляют еще такие выдающиеся графики, как Георгий Нарбут, Павло Ковжун, Василь Кричевский, Ярослава Музыка, Святослав Гордынский… А творящие поныне Василь Перевальский, Мыкола Малышко, Богдан Сорока, Опанас Заливаха! Мы перед ними всеми в долгу.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК