Блеск и суета «важнейшего из искусств»

Поделиться
огда вы последний раз были в кино? Сложно вспомнить? А средний американец посещает кинотеатр 8,1 раза в год...

огда вы последний раз были в кино? Сложно вспомнить? А средний американец посещает кинотеатр 8,1 раза в год. Эти и другие цифры, отражающие состояние флагмана киноиндустрии - Голливуда, - вы найдете в сводке, приведенной ниже. Но не торопитесь скользить взглядом по странице. Давайте поразмыслим, что же происходит с детищем братьев Люмьер и с нашим его восприятием.

Несмотря на все предсказания и опасения различных культуртрегеров, телевидение не убило кино. Поход в большую темную комнату, где на одну стенку проектируют движущиеся картинки, все еще притягателен. Особенно там, где dolby surround заменил хрипящие динамики, а перед входом продают воздушную кукурузу...

Но ведь не так давно и мы ходили в кино примерно 4,7 раза в год! И хотя фильмам киностудии Довженко редко случалось бить мировые рекорды кассовых сборов, но есть ведь и другие очаги культуры на бывшей части суши. На киностудии им. Горького, например, в прошлом году запустили в производство 10 малобюджетных (до $200 тыс.), а в этом году планируют еще 20. В России эти фильмы покупает телевидение, что-то дает прокат, но основная ставка - на рынок видеокассет. Скажем, видеоверсия не особенно затратного и довольно посредственно сделанного боевика «Крестоносец» разошлась более чем двухмиллионным тиражом. За такие результаты стоит побороться! Но, очевидно, не в Украине с ее ленивыми и нерасторопными видеопиратами, годными лишь на тиражирование кассет, украденных чужими людьми...

Ну да ладно, видео - это все-таки домашний вид спорта. А что нас может заставить выбраться из дома в кинотеатр? Даже во время европейской премьеры последнего Джеймса Бонда в «Кинопанораме» было продано примерно 3% билетов. Может быть, не хватает рекламы, ажиотажа - или просто у нас мало денег? Может, и так, поскольку во время бесплатных кинопоказов фестиваля «Молодость» в залах яблоку негде было упасть... Что и говорить, искусство действительно принадлежит народу - при условии, что народ может себе это позволить, в самом прозаическом смысле этого слова. Ну а теперь - некоторые данные о нелегкой судьбе киноискусства в мире чистогана...

Hollywood

в цифрах и фактах

Спецэффекты Силикон Грэфикс в «Парке юрского периода» (1993) - 6,5 минуты экранного времени; в фильме «Затерянный мир: Парк юрского периода-2» (1997) - 27,5 минуты экранного времени.

Средний бюджет художественного фильма в 1986 году - $17,5 миллиона; в 1996 году - $39,8 миллиона . Средний маркетинговый бюджет фильма в 1986 году - $6,7 миллиона; в 1996 году - $19,8 миллиона. Количество фильмов, собравших более 20 миллионов долларов: в 1986 году - 17, в 1996 году - 31. Количество билетов, проданных в кинотеатрах США за 1996 год: 1,3 миллиарда. На общую сумму: $5,9 миллиарда. Количество фильмов, посещаемых средним американским кинозрителем: 8,1. Количество «драйв ин» (кинотеатры для автомобилистов и их четырехколесных друзей) в Нью-Джерси в 1982 году: 22; в 1997 году: 0. Процентное содержание американских семей, владеющих видеомагнитофоном, в 1996 году - 82%. Количество людей, занятых в киноиндустрии: в 1986 году - 219 356 человек, в 1996 году - 524 600 человек. Годовое жалование Майкла Эйзнера, главного компьютерщика студии «Дисней», за 1996 год: $8,7 миллиона. Стартовая заработная плата агента в крупной кинокомпании: $32 тысячи в год. Средний годовой доход члена Гильдии сценаристов: $60 тысяч. Кассовый сбор всех фильмов с участием Гаррисона Форда - $2,8 миллиарда.

Количество мультипликаторов, постоянно работающих на студии «Дисней»: в 1984 году - 150 человек; в 1994 году - 900 человек. Количество художников, принимавших участие в работе над мультфильмом «Король Лев»: 600 человек. Общее количество рисунков, понадобившихся для этого фильма, - 1 миллион. Первый полностью компьютерный персонаж - «Человек-витраж» в фильме «Молодой Шерлок Холмс»(1985). Первый морфинговый персонаж - в фильме «Виллоу»(1988). Первый целиком компьютерный главный герой - Т-1000 в фильме «Терминатор-2»(1991).

«Звездные войны»: затраты на производство - $11 миллионов, сбор (только в США) - $460 миллионов. «Остров головорезов»: затраты - $90 миллионов, сбор (во всем мире) - $10 миллионов. Бюджет «Титаника» (1997) - $200 миллионов, бюджет «Клеопатры»(1963) - $230 миллионов (с учетом инфляции).

Количество фильмов, снятых в США в 1995 году, - 420. Среднее число фильмов, снятых в Индии за год, - 930.

Денежная машина

«Звездных войн»

Кассовый сбор (включая новую версию фильма) - $1,8 миллиарда. Продажа видеокассет (не считая новой версии) - $500 миллионов. Книги и комиксы - $300 миллионов. Видеоигры (включая CD-ROM) - $300 миллионов. Одежда и аксессуары - $300 миллионов. Игрушки - $1,2 миллиарда. Общий доход - $4,4 миллиарда.

Новые станки

фабрики грез

Сплетни и слухи в Интернете. Невероятные истории из жизни звезд большого экрана всегда были ходовым товаром, обеспечивающим безбедное существование сотням периодических изданий. Но сегодня необязательно бежать к газетному киоску, чтобы узнать, с кем еще переспал Джонни Депп, как покакал ребенок Мадонны и кто будет снимать «Терминатор-3». Достаточно включиться в Net и найти www.ain't-it-cool-news.com, чтобы попасть на вебсайт Гарри Ноулеса. Ain't it cool - что-то вроде «Круто, а?» - строчка, позаимствованная у персонажа Джона Траволты из фильма «Сломанная стрела». В этом сайте - все, что стоит знать о внутренней жизни Фабрики Грез, - от личной жизни актеров и режиссеров до последних изменений в каком-нибудь сценарии, о чем, кроме сценариста, продюсера и режиссера, никто не должен знать. Наиболее неправдоподобные слухи отслеживаются и заносятся в две категории: «подтвердилось» и, соответственно, «не подтвердилось». Именно здесь появились первые фотографии инопланетных монстров из «Звездной пехоты» и критические заметки на рабочий показ чернового монтажа «Титаника» - в июле прошлого года! Ежедневно «Ain't it cool» «посещает» больше 400 000 человек. Очевидно, именно это объясняет падение интереса к периодике...

Революция

в кинопроекции

92 года - весьма почтенный возраст, особенно в Голливуде - стране грез и вечной молодости. Тем не менее патриарх кинопроизводства Линвуд Данн не занимается разведением роз и воспитанием внуков. Этот бодрый старичок, создававший спецэффекты еще для первого «Кинг-Конга» и «Гражданина Кейна», занят проблемами кинопоказа. Данн разработал систему «Electronic Cinema», позволяющую передавать изображение в тысячи кинотеатров по оптико-волоконному кабелю. Несмотря на высокую стоимость установки, экономия налицо - печать каждой копии для кинотеатров обходится примерно в $2000 за штуку. Кроме того, электронная дистрибьюция поможет значительно срезать «потери на пиратстве» при помощи специального кодирования сигнала. Остается надеяться, что наши умельцы придумают, как обойти эту хитроумную препону, поскольку «Electronic Cinema» планируется к запуску в конце этого - начале следующего года.

Монтаж -

на съёмочной площадке

Свежая разработка компании Ocean Video произвела настоящий фурор в профессиональной среде. Специальный компьютер Brainstorm подсоединяется к стандартному видеовыходу кинокамеры, что позволяет проводить черновой нелинейный монтаж практически во время съёмки. Благодаря Brainstorm можно просмотреть только что отснятую сцену от конца к началу, изменить скорость съемки - и посмотреть, как работают различные идеи, не прерывая съемочного процесса. Детище Ocean Video успешно прошло полевые испытания на съемках «Чужих-4», где вызвало совершеннейший восторг продюсера. Еще бы, ведь при аренде $2500 в неделю Brainstorm экономил десятки тысяч ежедневно. Для справки: компания Ocean Video состоит из двух человек - Ричарда Гудмена и Джеба Йохеннига. Очевидно, за клавиатурой компьютера больше людей просто не помещалось.

Фильмы на заказ

До сегодняшнего дня мечта домашних компьютерных маньяков - «смотреть любое кино на весь экран монитора» - оставалась мечтой. Новая программа Microsoft NetShow 2.0 воплощает ее в жизнь. Один-единственный сервер может проектировать один и тот же фильм на сотни мониторов, причем в индивидуальном режиме. То есть, к примеру, вы начали смотреть «Звездные войны» в 19.00, а кто-то - в 19.35, и при этом не пропустил ни кадра. Кроме собственно компьютера необходимо также подключение к сети и, конечно, модем - кстати, довольно скромный, 28,8 Kbps вполне подойдет. Первое появление программы NetShow 2.0 состоялось еще в сентябре 1996 года, но из-за несовместимости с рядом программ конкурентов массовое производство было отложено до лучших времен. Лучших времен, как нам хорошо известно, можно ждать всю жизнь. Исходя из этой невеселой, но бодрящей мысли, глава «Майкрософта» Билл Гейтс предпринял несколько ходов, позволяющих NetShow 2.0 забыть о самом понятии «конкуренция».

Прошлым летом «Майкрософт» покупает компанию Vxstreme - вместе с их технологией сжатия информации, а также ноу-хау RealAudio и RealVideo. За этим последовал договор более чем с 40 компаниями (в том числе Intel и Adobe) о поддержке нового формата ASF. После этого, вступив в партнерские отношения с ITV.net (телекомпания, базирующаяся в Интернете), VDOnet и Audionet , Гейтс стал полновластным владельцем совершенно нового стандарта доставки развлечений на дом и откачки денег прямо оттуда. Вот так!

Cyberstars - звезды будущего?

Учитывая количество безработных актеров, пытающихся выжить в Голливуде, неудивительно, что открытие новой компании «Mirage Entertainment Sciences» вызвало недовольство творческой общественности. За «MES» стоят гарвардский психолог Айвен Гулас и совладелец «Atlantic Entertainment Group» Майкл Разенблатт, сделавшие первый реальный шаг к появлению на экране «сайберстар» - компьютерных актеров. Первое детище компании - фигуристая красотка Жюстин, смоделированная по образу и подобию жены одного из сотрудников.

Гулас, чья диссертация была посвящена соотношению эмоций и мимики, вдохнул жизнь в Жюстину при помощи программы Life F/x, использовавшейся ранее только в научных целях - для воссоздания и моделирования клеточной ткани человека и процессов, происходящих в ней. Благодаря ряду усовершенствований новая версия Life F/x позволяет добиться в компьютерной анимации уровня фотореализма. У новой героини, к примеру, при улыбке появляются естественные морщинки. Так что беспокойство живых актеров по поводу возможной конкуренции вполне понятно. С другой стороны, сложно не согласиться с заверениями представителей «MES» , что виртуальные актеры призваны не заменить живых, а просто расширить границы возможного. И действительно, ведь Микки Мауса играет рисованный Микки, а не актер в костюме мыши...

Продакшн студия

размером с планету

Кроме обычных проблем - творческих, финансовых и юридических - Голливуд терзает еще и проблема географии. Да-да, именно эта безобидная дисциплина, вернее, предмет ее изучения, серьезно осложняет кинопроцесс. Судите сами, как можно снимать фильм, если режиссер находится в Лондоне, а исполнитель главной роли и режиссер по спецэффектам - в Париже. При этом массовка рассеяна по холмам Румынии, а площадка для комбинированных съемок находится в Калифорнии, где десяток компьютерщиков с нетерпением ждут отснятый материал...

И это - не гипотетический пример. Речь идет о крупномасштабной постановке по мотивам древней эпической поэмы «Беовульф» с Кристофером Ламбертом в главной роли. Вконец ошалевший от перелетов продюсер фильма ухватился за возможность испытать новую технологию DRUMS, призванную связать всех участников кинопроизводства в одну сеть. Отснятый за день материал загружается по телефонному кабелю, после чего к нему получают доступ все абоненты сети. Непрерывная связь позволяет не только отсматривать полученные картинки в любой последовательности, но и обсуждать их - благодаря видеокамерам, установленным на всех порталах. Обработанный и одобренный материал вместе с исходной копией передается дальше, от службы к службе. Так что теперь для того, чтобы закричать милое режиссерскому сердцу «Мотор!» и сакраментальное «Не верю!», не обязательно вставать с дивана. Достаточно снять трубку и взглянуть на монитор...

Алексей КОВЖУН.

При поддержке

British Pop Project

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме