БЕСЕДЫ С МАСТЕРОМ

Поделиться
Судьба одного из крупнейших театральных деятелей второй половины уходящего века Ежи Гротовского поистине удивительна, парадоксальна...

Судьба одного из крупнейших театральных деятелей второй половины уходящего века Ежи Гротовского поистине удивительна, парадоксальна. И даже более того - нетипична. Человек, чьи художественные идеи более тридцати лет будоражили умы режиссеров и актеров всего мира, сам, в эти же годы, все дальше уходил от театра как зрелища, проходя по пути - через ритуальный театр - к «Искусству ритуала», по пути, ведущему от Режиссера к Мастеру. Многие годы театральные работники Украины по крупицам собирали любые сведения о польском режиссере, работали «по Гротовскому», зная о его методах только понаслышке. И вот сегодня благодаря усилиям кафедры театроведения и актерского мастерства Львовского государственного университета им. И.Франка мы имеем возможность услышать голос самого Мастера, можем хотя бы фрагментарно проследить за его исканиями, обратившись к сборнику статей Е.Гротовского, изданному во Львове под общим названием «Театр. Ритуал, Перформер».

Книга разделена на две части: публикации и интервью 60-х годов, и тексты 80-х, равно интересные как для профессиональных театральных деятелей, так и для тех, кто воспринимает театр как один из путей духовного развития человека. Профессионалов Гротовский «заманивает» тренажами, развивающими актерскую технику - физическую и духовную («Техника актера», «Упражнения» ), новыми открытиями в области голосовых возможностей актеров («Голос»). Это именно заманивание, интеллектуальное соблазнение, поскольку сами упражнения подробно не описываются. Когда проходят первые восторги по поводу того, что Гротовского, наконец-то, можно прочитать, сопричаститься, начинаешь понимать, что тебя по-хорошему обманули: заманить - заманили, заинтересовали, но не посвятили? В этом Ежи Гротовский подхватывает традицию восточных мастеров, обучавших в процессе непосредственного общения, передавая знания изустно. На сегодняшний день, когда мы не только читаем, но и могли видеть записи тренажей Гротовского, близость его метода к духовным поискам Востока особенно ясна и очевидна.

В этом, как кажется, принципиальное отличие метода польского мастера (собственно от определения «метод» он в своих публикациях всячески открещивается) от системы Станиславского. Сравнение двух крупных мастеров сцены возникает не случайно: Гротовский 60-х неоднократно упоминает русского режиссера в числе своих профессиональных учителей, Станиславского можно читать, порой он в своих объяснениях до того подробен, что практически лишает адепта необходимости проверять все описываемое на себе, подавляя силой и яркостью своего воображения. Странно, что до сих пор не существует экранизации «Работы актера над собой», хотя бы в качестве учебного фильма, наподобие видеофильмов по тренажам Гротовского. Ведь книги Станиславского не только формальная, сухая запись основ системы, а и почти что беллетристика, захватывающая, увлекающая за собой. В наше время, как это ни прискорбно, об этом как-то не вспоминается, Станиславский не то, чтобы в загоне, а скорее уж сдан в архив. Тем неожиданнее звучит сегодня работа Ежи Гротовского «Ответ Станиславскому», написанная более тридцати лет назад.

Диалог великого реформатора сцены и режиссера, преодолевшего сцену как таковую, необычайно интересен: это разговор учителя и ученика, ушедшего очень далеко от изначального знания, но не забывающего о своих корнях. Гротовский, выросший на Станиславском, бывший фанатом его системы, преодолевший, переосмысливший профессионализм как таковой, говорит о том, что Станиславский - это вызов, на который каждый должен отвечать по-своему. От учителя он берет постоянную тягу к самореформе, к подсобному анализу сделанного, к неуспокоенности: «Как притронуться к неуловимому? Он хотел найти к таинственным процессам конкретную дорогу. Не приспособления, а именно дорогу». Считая, что лучший способ отдать долг учителю - это превзойти его. Ежи Гротовский пошел дорогой поиска правды, истины, путей, приводящих к таинственному.

Осваивая духовное театральное пространство, Гротовский шел дорогой, которой до него проходили многие и в то же время не шел никто. Начав с отрицания театра как синтетического вида искусства, через поиски чисто театральных законов и принципов, он приходит к попытке возродить на сцене ритуал, но ритуал не религиозный, а человеческий - «через игру, а не через веру». Для XX столетия идея эта не нова, Гротовский сам упоминает А.Арто с его театром жестокости как одного из своих внутренних собеседников, и, уже отказавшись от собственно ритуального театра, он намечает один из тех принципов, который войдет в дальнейшую театральную практику; принцип исчерпывающего действия, в котором актер избавляется от состояния раздвоенности, разрыва между телом и душой, сознанием и подсознанием, открывая в себе новые источники энергии («Театр и ритуал»). Это открытие, видимо, и было тем рубежом, после которого он все дальше уходит от театра как публичного действа к театру-лаборатории, а затем - к лаборатории человеческого духа.

В предисловии, написанном Богданом Козаком, говорится о том, что Ежи Гротовский дал согласие на публикацию своих текстов в качестве подарка украинскому театру. Этот подарок, сделанный Мастером незадолго до своего ухода, в самом конце тысячелетия, кажется символичным и немного грустным: век, начавшийся Л.Курбасом и закончившийся с Е.Гротовским, а внутри - собственно - история украинского театра, со всеми его взлетами и падениями... Возвращаясь к идее театра, как духовной организации, актера, как человека, работающего - самим собой - в лаборатории человеческого духа, мы принимаем подарки, сделанные нам великими мастерами, повторяя вслед за ними: «Познавать - это означает действовать».

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме