Один из престижнейших международных кинофорумов – Берлинский международный кинофестиваль – открывается 10 февраля. В программах 61-го киносмотра просматривается и «украинский след» на ковровой дорожке. В частности, премьера снятой Александром Миндадзе картины о чернобыльской трагедии «В субботу», одним из продюсеров которой выступил наш Олег Кохан.
У больших кинофорумов случаются и кризисы, и взлеты. В случае с Берлинале предполагается «концепт» острых геополитических тем и широкого международного охвата. Так что фильмы из кинематографически неразвитых стран здесь ожидаемы.
Приятно, что в этом году одна из таких стран - Украина - тоже будет представлена. Правда, в копродукции с Россией. Но со знаковыми именами продюсеров Олега Кохана и Александра Роднянского. Еще более знаковыми являются имя режиссера - Александр Миндадзе и тема его нового фильма - Чернобыль.
Картина «В субботу», если верить синопсису, этакий «бег зайца через поля»: реальная история молодого жителя Припяти и его безуспешной попытки сбежать из города в момент катастрофы. И, пожалуй, даже сейчас, когда 61-й Берлинале опубликовал полностью программу главного конкурса, эта работа вызывает наибольшее любопытство.
Еще один «украинский след» (пусть и слегка анекдотического толка) предвещает премьеру фильма Вима Вендерса с нашей восходящей селебрити… Камалией… Судя по всему, она реактивно стремится реализовать себя и в качестве «певицы», и в качестве «актрисы». В данном случае она играет «роль» супруги одного из инвесторов фильма «Пина».
Проект Вендерса о знаменитой танцовщице Пине Бауш начался, когда та была еще живой легендой. В позапрошлом году Пина умерла. И Вендерс мало-помалу пришел к мысли, что иначе как в 3D всего величия ее танца не передать. Испытание объемом еще впереди, но для национальной идеи Берлинале эта картина одна из важных. Хотя за приз не соревнуется. В таком формате - конкурс/вне конкурса - представляют свой вестерн и братья Коэны. «Железная хватка» - фильм весьма ожидаемый, как каждый проэкт Коэнов, которым почетно открывать кинофестиваль класса А. К тому же «Железная хватка», которая ожидается в украинском прокате в конце февраля, - красивое кинотеатральное зрелище (пусть и спорного содержания).
В отличие от предыдущих нескольких лет на Берлинале, «старикам» здесь оказалось мало места! Иконических маститых режиссеров в конкурсе - раз-два и обчелся.
Но свой бренд весомого и звездного фестиваля в этом году Берлин развивает в других направлениях. Главная фестивальная новость - борьба за репрессированного иранского режиссера Джафара Панахи, чья судьба в качестве члена жюри все еще не определена. Панахи, завоевавший в 2006 году «Серебряного медведя», слывет активным критиком иранского правительства. В прошлом году его осудили на шесть лет тюрьмы, и, несмотря на то, что выпустили под залог, режиссер остается невыездным. Кинематографическая общественность еще не потеряла иллюзорной надежды повлиять на его судьбу.
«Опальные фигуры» - конек фестиваля. И весьма кстати здесь придется документальный фильм во внеконкурсной программе «Панорама» - «Ходорковский», снятый немцем Сирилом Туши.
Тем временем в борьбу за «Золотого медведя» вступают 17 международных кинопроектов. Среди них пять дебютов. Диапазон - от Ральфа Файенса до актрисы с послужным списком («Дневник красной туфельки» и «Дикая орхидея-2») Виктории Махони. Первый в последний момент согласился поучаствовать в конкурсе с экранизацией Шекспира «Кориолан». (Если честно, не верю в осовремененного Шекспира: сюжеты, положенные на новое время, в кино пока еще не удавались.) Последняя работа Махони «Вопль в небо» снята в германской копродукции и от Германии заявлена.
По национальному признаку попала в конкурс и картина Андреса Вейля «Кто, если не мы?» - вопрос риторический, как и тема немецких террористов 70-х - группы РАФ, к которой Германия снова и снова возвращается. А под дланью всеобъемлющего 3D в конкурсе будет представлять анимация француза Мишеля Осело «Ночные рассказы».
Еще одна из особенностей грядущего Берлинале - сумасшедшая копродукция с непременным участием немцев. Аргентина-Германия-Уругвай в фильме «Таинственный мир» Родриго Морено. Венгрия-Франция-Германия-Швейцария добивали многострадальный трехлетний проект - «Туринский конь» венгра Бела Тарр. Мексика-Франция-Польша-Германия в дебюте «Премия»…
На этом фоне кооперация Германии с Англией и Францией («Неизвестный» реж. Хаме Сера) или с Францией и Нидерландами («Сонная болезнь» реж. Ульриха Колера) выглядит просто соседскими посиделками в Евросоюзе.
Впрочем, судить все это будет такой же продукт глобализма - американка итальянского происхождения со шведскими корнями - Изабелла Росселини. В 2011-м она председатель жюри Берлинале. И, может быть, в качестве тонкой киноманской иронии фестивальная ретроспектива отдает дань однофамильцу ее матери, работавшему однажды вместе с Ингрид Бергман над «Осенней сонатой» - знаменитому Ингмару Бергману…