Бедная мать, ободранные дети

27 сентября, 2019, 16:32 Распечатать Выпуск №36, 28 сентября-4 октября

Получив относительную независимость от северного соседа в производстве мыльных опер, претендуя даже на деньги бюджета для этого творчества, в сценарном отделе отечественного сериалопроизводства вижу очевидный кризис.

Откуда я его вижу? И вообще, зачем он мне нужен? 

Предлагаемые обстоятельства (не по Станиславскому) иногда складываются так, что в минуты грусти роковой твой взгляд скользит по диагонали телевизора, мало-помалу наблюдая житье сериальных фантомов на ТРК "Украина", на "плюсах", на других телеканалах-производителях. 

И каковы же промежуточные итоги всех этих наблюдений? 

Они далеко не оригинальны ни для теперешнего телесезона, ни для прошлого, ни для будущих.

Сегодня имеем строгие группировки сериального продукта, исходя из тематических и производственных особенностей. Вкратце о некоторых. 

Первая и самая обильная группировка сериалов-захватчиков, по моим субъективным наблюдениям, группируется под условной шапкой "бедная мать и ободранные дети". Это в основном праймовые и непраймовые сериалы на "Украине", "Интере". Их направленность — социально-мелодраматическая. Их адресат строго просчитан — женская аудитория. В той или иной степени здесь трансформируется история "Золушки", которая чего-то хотела, да не все смогла. Здесь, как правило, актрисы (исполнительницы главных ролей) разговаривают и плачут одновременно — голосами протяжными, заунывными. Обязательный сюжетный элемент этой парадигмы — горькая доля детей, либо брошенных, либо ненайденных, либо потерянных во времени и разных семействах. Мужчина в сериалах подобного типа иногда проходит путь от мерзавца до принца, но бывает и наоборот. А страдания бедных матерей, как правило, вознаграждаются хеппи-эндами. 

Одновременно на ТРК "Украина" и телеканале "Россия 1" в настоящее время идет сериал нашего производства под грозным названием "Капитанша". Это уже второй сезон. Цифры он собирает неплохие, и, скорее всего, может быть и третий сезон, — правда, трудно представить, что еще там можно придумать? Но если скользнешь по титрам, то обнаружишь в списке сценаристов фамилию Андерсен. Это залог того, что начало у сказок быть может , но у сказок не может быть конца. За всей этой "морской армадой" стоит мужественная фигура Татьяны Гнедаш — известной повелительницы сериальных мелодраматических стихий. 

В "Капитанше-2", как и в "Капитанше-1", все актеры играют по стандартному сериальному шаблону: лишь бы никого не раздражать и не сильно перетягивать на себя внимание. Однако хитрые продюсеры понимают, что подобному пластмассовому миру иногда нужны и вкрапления подлинно художественных ценностей. И время от времени в сериалах-линейках подобного жанра пробиваются драматические исполинские личности уровня Роговцевой или Сумской. 

Вот и в "Капитанше" роль раздражителя пластмассы исполняет любимая параджановская актриса Лариса Кадочникова. Она играет некую интриганку тетю Валю. И уж, поверьте мне, все медсестры во всех больницах, где я побывал, ждут появления этой тети Вали, как красна солнышка. Актриса явно понимает, с каким текстом имеет дело (все-таки не Чехов, а "Андерсен"), и в то же время пытается играть несколькими планами одновременно — характерность, самоиронию, элегичность кинематографической гранд-дамы. Вот про таких "теть валь" иногда, возможно, и стоит делать спин-оффы, давая им самостоятельную жизнь, а не судьбу бесплатного приложения к страданиям этой русалочки, то есть, извините, капитанши. 

Однако плывем дальше. 

Вторая заметная сериальная группировка на нашем телепространстве проходит под условным названием "собака друг человека". 

Отношу к этому производственному потоку в основном сериалы на криминальную тематику, в которых, как правило, друзья человека часто переигрывают самого человека — как полицейского, как преступника, так и заслуженного артиста Украины (того или иного). В этом несложно убедиться, настроившись на довольно успешный проект телеканала ICTV под условным названием "Пес". 

Третья условная сериальная группировка в наших просторах — "турецкий поток" или "пленницы Эрдогана". 

Здесь все, что так или иначе связано с восточной тематикой и прекрасным турецким менталитетом, когда наши роксоланы попадают в плен к турецким султанам или, наоборот, бедные турецкие султаны не знают, как отделаться от наших неукротимых роксолан. Это тематическое направление особенно любят на "1+1", иногда на "Интере". "Ой, мамо, Шикидим", — как сказал бы Виктор Павлик. 

И, наконец, еще одна сериальная группа, которую я условно обозначаю "фирмА". 

Зачастую это сериалы не для домохозяек и даже не для взрыхления рейтинга, здесь чаще имеет значение имиджевая составляющая того или иного канала, фирменный стиль продакшна, который эти продукты производит (как, например, есть же свой стиль у Студии "Квартал 95". Скажем, "Слуга народа" — это сериал-фирмА, успешно выполнивший и имиджевую задачу, и политтехнологическую, и социально-компостировочную. 

К разряду сериал-фирмА можно отнести и амбициозные экранизации хорошей прозы. Как, например, "Століття Якова" на "1+1". Та же "Крепостная" на СТБ — тоже сериал-фирмА, с явным добрым заимствованием сериальной сборки у наших дружественных бразильских соседей (низкий поклон бессмертной "Рабыне Изауре"). 

И вот к чему ты ведешь? — спросите вы и будете совершенно правы. Мол, поумничать каждый горазд в постах или в комментах. А ты предложи что-нибудь дельное… 

А вот возьму и предложу, наблюдая за тематическим однообразием сериалов-обоев, пугливо игнорирующих нашу сюжетообразующую гиперсериальную действительность, наполненную драмами, конфликтами и нешуточными страстями. 

Если пофантазировать, то действительно можно обратить внимание чернорабочих наших сценарных отделов на целые проблемные материки, которые просто-таки просятся в телевизор — отразить сугубо украинскую действительность, а не калькировать российскую или бразильскую сказку. 

Первое рацпредложение по тематике. Вот где, скажите, зубодробильная многосерийная драма о добытчиках янтаря в Ровненской области? Тут и на Аляску ехать необязательно, чтобы снять многосерийный экшн о янтарной лихорадке — с проломленными головами, заработанными миллионами, закопанными трупами и коррупционерами-полицаями, прикрывающими весь этот бизнес на Ровненщине и в других областях. И уж точно здесь необязательно перо Ганса Христиана Андерсена, даже Джек Лондон не потребуется — едь, наблюдай, потом садись и пиши. 

Еще один тематический блок, который мог бы предложить сериальщикам, — на самом острие наших ежедневных социально-политических баталий. Условное название — сладкая жизнь. Допустим, старшая сестра уехала на заработки в Липецк и попала на конвейер известной во всем мире кондитерской фабрики. А младшая сестра пошла на восточный фронт медсестрой, получила ранение, влюбилась в АТОшника. И вот перед глазами сладкая жизнь этих двух сестер — как разбитое зеркало одной страны. 

Я уж даже не заикаюсь о том, что слабо, очень слабо отражена в текущем сериальном бизнесе жизнь наших бедных заробитчанок в европейских странах. На эту тему был достойный художественный фильм "Гніздо горлиці" с отличной игрой Риммы Зюбиной. А вот сериальщики почему-то опасаются серьезного разрыхления этого тематического пласта. И это при очевидной реальности: миллионы граждан уезжают на заработки то в Европу, то в Россию, то куда глаза глядят. 

P.S. В следующий раз я напишу об очередном витке светской жизни с Катей Осадчей. У этой программы явно забрезжила новая светлая эра. Всем вам приятных просмотров!

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №1277, 11 января-17 января Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно