За пять лет своего существования этот фест успел зарекомендовать себя как один из самых масштабных музыкально-театральных форумов Украины. Ежегодно афиша фестиваля демонстрирует расширение жанрово-стилевого контента, поиск новых форм, определенные традиции и собственные "фишки". Нынешний год не стал исключением. Состоялись гастроли национальных опер Украины и Израиля, приглашенные звезды оперы и балета из Италии, Англии, Австралии и Германии выступили в премьерных спектаклях Одесской оперы "Турандот", "Мадам Баттерфляй", "Орфей и Эвридика", в камерных концертах и масштабном концерте звезд балета под открытым небом. Прошла премьера(semi-stage) оперы Р.Вагнера "Лоэнгрин".Состоялась дискуссия вокруг проблем музыкального театра на тему "Оперно-балетные фестивали в контексте современного культурного пространства".
Бывший художественный руководитель Одесской оперы, а ныне профессор Университета искусств Folkwang (Германия), лауреат многих международных конкурсов, выдающийся пианист и дирижер Борис Блох рассказывает ZN.UA: "Я счастлив, что стоял у истоков фестиваля, активно участвовал в формировании его концепции и составлении программ первых двух фестивалей. Одесский театр по праву позиционирует свой фестиваль как необыкновенный, поскольку он проходит в одном из самых знаменитых городов Украины и всего мира. В Одессе уникальный, редчайший по красоте театр, а у "Бархатного сезона" есть все основания достичь уровня мировых фестивалей. Его уникальности будет способствовать именно балетный формат, а также красота города, его история, расположение у моря и благословенный климат".
Зачем?
Именно такой вопрос все еще возникает "кое-где у нас порой" в контексте постановок Рихарда Вагнера. И действительно: зачем так мучить труппу, если есть замечательные традиционные (для Украины) Верди, Чайковский, Лысенко? Руководство пока лишь двух украинских оперных театров отвечает себе на этот вопрос бескомпромиссно и однозначно. Да, в одном календарном году во Львове и Одессе появляются два абсолютно разных "Лоэнгрина", поскольку без постановки немецкой оперы в XXI веке ни один оперный театр не может считаться ведущим. Наличие в репертуаре Р.Вагнера и Р.Штрауса- вопрос профпригодности труппы и ее руководства.
В одесском "Лоэнгрине", поставленном режиссером Павлом Кошкой и дирижером-постановщиком Игорем Шавруком в формате semi-stage (полуконцертное-полусценичное воспроизведение), обрисовались все достижения, проблемы и возможности интерпретаций Вагнера в оперной Украине: оркестр и хор (главный хормейстер Валерий Регрут) Одесской оперы на сегодняшний день самые лучшие. Есть так называемые вагнеровские голоса: одесситы меццо-сопрано Татьяна Спасская и тенор Александр Шульц; солист Днипро-Оперы баритон Александр Форкушак; смелый пример преодоления себя и некоторых "но" бас Василий Навротский и сопрано Наталья Павленко. Без "но", при отсутствии постоянной традиции исполнения вагнеровских музыкальных текстов, пока невозможно.
Вагнера чрезвычайно трудно учить, петь, играть, ведь он самый сложный для исполнения оперный композитор всех времен. Трудно овладеть немецким, если годами поешь на итальянском. Это чувствовалось во время премьерного спектакля - пульты с нотами, некоторая скованность, напряжение и невозможность актерски обыграть. Но путь через тернии к звездам - признак зрелости труппы, понимание своего потенциала и места в контексте современного западноевропейского театра. Так что одесский "Лоэнгрин" - едва ли не самая главная победа всего оперного движения Украины и большой стимул.
Где?
Камерный инструментальный формат в масштабном оперно-балетном фестивале: рояль - на авансцене, зритель - на сцене, лицом к исполнителю и открытому пустому зрительному залу. Силуэты балетных танцовщиков, которые деликатно иллюстрируют фортепьянную музыку несколькими па в пустых ложах театра - маленьких экспериментальных сценах-балконах.
Борис Блох говорит: "В пору моего художественного руководства театром художник по свету Одесской оперы Вячеслав Ушеренко, работающий в театре уже более полувека, однажды поделился со мной своей мечтой: показать зал театра, каким его видят артисты, но не видят зрители. Так родилась идея концерта "В силуэтах зала. Взгляд со сцены". Первый такой концерт состоялся еще в 2016 году в рамках Рождественского фестиваля. В этом году мы это повторили. Я подобрал программу, в основу которой вошли произведения, отображающие архитектурную стилистику театра - рококо и ренессанс: Лист -Шопен -Рахманинов".
Как?
"Орфей и Эвридика" Глюка - спектакль, вошедший в шорт-листы фестиваля этого года - премии GRA. В Одессе во время феста партию Орфея исполнил итальянский певец Раффаэле Пе, которого британская газета The Times признала лучшим среди итальянских контртеноров настоящего. Режиссер-постановщик Павел Кошка поделился профессиональной радостью: итальянец, как, собственно, и все великие артисты, приехал в Одессу со знанием мизансцен и легко вошел в репетиционный процесс. Сам же певец в восторге констатировал: "Это чрезвычайно интересный опыт не только для одесских музыкантов, но и для меня. Музыканты оперы очень сильные и имеют свой стиль. Меня безумно ошеломил ваш театр. Он поражает своей красотой. Мне запомнилась первая репетиция, она была очень эмоциональной, нам было чему учиться и было чем делиться". Разве не ради таких слов устраивают фестивали?
В прошлом году фестиваль пригласил в Одессу коллектив Львовской оперы со знаковой премьерой Василия Вовкуна "Цвет папоротника" на музыку Евгения Станковича. Это был прорыв Львовской оперы и Одесского фестиваля: масштабные гастроли всего театра с полноценной постановкой.
В нынешнем же году в гостях была Национальная опера Украины с балетной версией пьесы Михаила Старицкого "За двумя зайцами" на музыку нашего современника Юрия Шевченко. Почти 200 артистов из Киева, оркестр и приглашенная звезда народный артист Украины Алексей Вертинский в пластической роли папаши Голохвастова показали первоклассный комедийный (!!!) балет. Это была новая ступень формирования фестивальной афиши: блестящий ход, музыка современного украинского композитора, великолепная постановка, коммерчески оправданный риск.
Почему?
Вячеслав Чернухо-Волич стоял за дирижерским пультом оперы Джакомо Пуччини "Турандот", которая закрывала фестиваль. Маэстро не только творчески подытожил его, но и как новый главный дирижер театра подчеркнул: "Во-первых, фестиваль, проводимый в такое время, в самом начале сезона, весьма мобилизует труппу и заряжает на весь сезон. Премьера "Лоэнгрина", другие спектакли - сразу серьезная работа, которая будет влиять на качество спектаклей в течение всего сезона.
Это чрезвычайно важно: высокая творческая планка, которую невозможно опускать, а в дальнейшем следует только поднимать. Во-вторых, фестиваль - это стимул к поискам, к максимальному проявлению возможностей труппы, ознакомление с иными стилями и почерками музыкального исполнительства.
В-третьих, это здорово, когда в театре есть фестиваль такого серьезного уровня, охватывающий все стороны театральной жизни - и оперной, и балетной".