На Одесской киностудии снимают фильм, как говорят, в лучших отечественных традициях. Одноактная пьеса Антона Чехова «Медведь», написанная в феврале 1888 года (то есть ровнехонько 120 лет назад), экранизировалась в СССР в 1938 году (опять восьмерка!) с Михаилом Жаровым и Ольгой Андровской в главных ролях. Помните, как помещица Попова (Андровская) восхитительно дразнила своего агрессивного гостя, вертя кулачком прямо перед его носом: «Медведь, бурбон, монстр!».
Трогательная история встречи двух одиноких душ вдохновила сценариста Татьяну Гнедаш и кинорежиссера Виллена Новака на создание современного варианта. Рабочее название фильма — «К барьеру!».
Конечно, герои одесской версии совсем иные, но в пылу ссоры тоже могут решать свои проблемы при помощи дуэльных пистолетов. Дуэль Григория Смирнова с Еленой Поповой могла бы завершиться бешеной любовью как сто двадцать лет назад, так и теперь. Поневоле вспоминаешь другой фильм Новака под названием «Дикая любовь», повествовавший о том, как легко в наши дни Ромео предает свою Джульетту. Или нашумевшую «Принцессу на бобах», историю любви немолодой Золушки и нувориша. Можно только сожалеть, что столь профессиональный режиссер, как Виллен Новак, умеющий снимать зрительское кино, за годы вынужденного простоя не подарил нам тех фильмов, которые могли бы быть. Однако вернемся к нашим героям…
Богдан Ступка |
Увы, Григорию Смирнову не суждено справиться со своей задачей. Должники прячутся от ответственности, кто как может. Один, например, съехал с большими деньгами из особняка, оставив после себя форменный тарарам и рыдающую горничную (в этой роли снялась Наталья Бузько). Интересно, что для этого эпизода группа арендовала особняк одесского бизнесмена на Девятой станции Большого Фонтана, получив разрешение «все попрать ногами». Любят в Одессе искусство. Другой бизнесмен предоставил свой двухэтажный особняк на берегу Хаджибеевского лимана для съемок сцены в доме Поповой. Он позволил исполнителю роли Григория Смирнова окунуть башмаки в тазик с лиманской грязью и наследить на дорогом паркете, набросать мишуры, серпантина и конфетти повсюду, ибо искусство требует жертв…
После окончания смены беседую с Юрием Степановым.
Юрий Степанов |
Звезда фильма «Турецкий гамбит» актриса Ольга Красько играет Елену Попову, богатую, мечтательную, взбалмошную вдову самого последнего кредитора. Ее супруг покинул этот мир, а она согласна заплатить его долг, но не так быстро, как того требует Смирнов.
Интересно, что сцена похорон снималась на Таировском кладбище. А специально нанятая ворона из Одесского зоопарка зловеще каркала в нужный момент во всех дублях во всю воронью глотку…
На стенах гостиной — фотографии мужа героини. Актрису гримируют чуть-чуть в стиле «Трех сестер», делают пышную прическу с каскадом локонов, совершенно преображая девушку «наших дней».
— У нас вроде бы современная история, но нет ощущения современности, — рассказывает Ольга Красько. — И в то же время нет специального нажима на то, что мы играем чеховских героев. Играю с удовольствием. С Юрой легко. Он изначально был мне интересен, импонировал своими актерскими способностями. Я люблю людей, у которых есть чему поучиться. Кроме того, он обаятельный, много знающий обо всем на свете мужчина. Наверное, последовательность наших взаимоотношений была такой же, как у чеховских героев.
Актриса рассказала, что финальный «поцелуй в диафрагму» был самый что ни есть настоящий, но сначала при каждой попытке поцелуя в кадре исполнители хохотали минут двадцать, и на них сердились из-за того, что попусту переводят пленку.
Ольга отдает должное профессионализму одесской группы:
— Здесь все профессионально даже в административном плане с организаторской точки зрения. Все спокойно. Нет излишнего напряжения. С самого начала мы шли с опережением плана. Как выяснилось, на Одесской киностудии работают гораздо более квалифицированные люди, чем во многих богатых российских кинокомпаниях.
Следует заметить, что в фильме появляется много персонажей, либо слегка обозначенных в чеховском сюжете, либо придуманных сценаристом. Так, фронтмен комик-труппы «Маски» Георгий Делиев стал продавцом оружейного магазина (стреляться так стреляться!), а знаменитая Сима из «Джентльмен-шоу» Ирина Токарчук — горничной. У Чехова есть престарелый лакей Лука, а здесь мы видим достаточно молодую горничную Лукиничну, которая заменяет своей госпоже и мамку, и служанку, и подружку, и все-все-все…
— Моя Лукинична — хулиганка, я ее за это очень люблю, — признается Ирина. — Не скажу, что она все время подслушивает, но всегда в курсе всего, с ней всем делится хозяйка. Без нее Поповой просто бы не было, потому как чуть что — она сразу к Лукиничне. Горничная может многое стерпеть, но получается так, что она — вторая хозяйка в доме.
Премьера новой киноверсии чеховского «Медведя» ожидается в конце 2008-го. Часть средств на ее производство выделена Министерством культуры и туризма Украины. Часть собрала Одесская киностудия. Единственное, что беспокоит группу, — полное отсутствие снега. Видимо, придется использовать технические ухищрения, ведь режиссер хочет показать на экране классический Новый год со снежинками, сугробами,
а также любовью, возникающей по иронии судьбы.