АВАНГАРД И АРЬЕРГАРД

27 июня, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск № 24, 27 июня-5 июля 2002г.
Отправить
Отправить

Нет! Нет! Нет! Из «Дадаистского манифеста»Рихарда Хюльзенбека Советские энциклопедии подавали ли...

Иржи Сурувка. «Смерть Марата»
Иржи Сурувка. «Смерть Марата»
Игорь Гусев. «Настенька»
Иржи Сурувка. «Смерть Марата»

Нет! Нет! Нет!

Из «Дадаистского манифеста»
Рихарда Хюльзенбека

Советские энциклопедии подавали лишь одно значение термина «авангард» — «соединение, часть или подразделение, следующее на определенном расстоянии впереди главных сил». Для страны, где приоритетом всегда были бритые солдатские лбы, а не лохматые бороды художников, это вполне естественно. В искусстве «авангард» — категория довольно относительная. То, что вчера освистывали, забрасывали гнилыми овощами, то, чем огораживали курятники, сегодня вдруг (обычно после того, как художник сгорел в сумасшедшем доме, отрезал себе ухо или тихо умер в сточной канаве) становится эталонной классикой и гордо оккупирует луврские залы или километровые галереи Соломона Гугенхейма.

500 лет назад (как летит время!) обыкновеннейший серый кролик с оранжевой морковью Альбрехта Дюрера был невиданным авангардом — ведь это был просто рисунок грызуна, а не великомученика Кроля, замученного за веру сарацинами. А теперь Сотбис сколько миллионов шкурок слупил бы за эту работу? К сожалению, прижизненные финансовые герои наподобие Дали, Пикассо, Уорхола — исключение, а не правило.

Самой большой проблемой советского и постсоветского авангарда является, вне сомнения, прерванность традиции. Период от умеренной свободы до начала каталепсии захватил примерно 12 лет и завершился реорганизацией-ликвидацией в 1930 году московского Высшего государственного художественно-технического института (ВХУТЕИН), который до 1926 года был Высшими государственными художественно-техническими мастерскими (ВХУТЕМАС), а до 1921 года —Вольными художественными мастерскими.

Империи экспериментируют с живым материалом, а не с краской и глиной. Второе лицо тоталитарного Януса — Гитлер. Как и Сталин, он был «покровителем прекрасного» и потому, придя к власти, в 1933 году разогнал институт «Баухауз» в Дессау — генератор новых идей в архитектуре, дизайне, живописи, скульптуре. Немецкая несвобода продолжалась, как и большевистская свобода, тоже 12 лет.

Беда, что несколько поколений художников одной шестой мира не имели никакой возможности погрузиться в кипящий бульон (или смолу?) мирового авангарда.

И сейчас уже поздно дорисовывать усы Джоконде, выстраивать жестянки супа Кэмпбел, обшивать писсуары мехом... Все это было. Даже икебаной из набальзамированных фрагментов человеческих тел публику не заинтригуешь, а мецената не зазомбируешь.

Выбор у современного авангарда (и отечественного, и глобального) небольшой. Имея карман, набитый деньгами, можно организовать нечто масштабно-идиотское вроде бинтования рейхстага, горизонтальную Эйфелеву башню, например, или действующий собор из папье-маше (впрочем, нет, этому уже активно покровительствует муниципалитет).

Игорь Гусев. «Настенька»
Игорь Гусев. «Настенька»

Тоже не дешевое направление — выжать оригинальный образ из путаницы кабелей, мониторов и лазеров. Не столь организационно и финансово обременительный для художника путь — используя традиционные искусства и приемы, создавать профессиональные работы, желательно — шедевры.

Этот вариант не очень привлекает большинство новых авангардистов — кому же хочется тратить свои лучшие годы на тяжелый труд. «Явление Христа народу» двадцать лет писать? Три дня! Ну, максимум — четыре!

Центр современного искусства презентовал проект «Полюби свой симптом». Погрешу против истины, если скажу, что работы художников, объединившихся под этим лозунгом, не вызывают никаких эмоций. Но ведь и упущенный на ногу канализационный люк тоже вызывает приток разнообразных чувств и даже слов. Правда, они не имеют никакого отношения к проблемам прекрасного.

Москвичи Александр Виноградов и Владимир Дубосарский. Прежде художники работали в худфондовской артели, неплохо зарабатывали, заказ на панорамы «краснозвездной» и портреты политбюро не переводились. И вдруг — на тебе! Все оборвалось. Ностальгия душит. Вместо Брежнева пришли Зорро, Микки Маус, сексуально озабоченные куклы...

Санктпетербуржец Дмитрий Шорин. Если верить названию серии картин «Катастрофы» и воспетым в них персонажам и темам — Хиросима, Спитак, принцесса Диана, Бог Отец, — автор — глобальный философ и конъюнктурщик. На самом деле — мало и первого, и второго. Бог Отец больше похож на надутого третьеразрядника ГТО. В нижней части холста какая-то сентенция на тему цены крови. Почему-то на итальянском и без перевода. Убежден, что не все даже в стенах Киево-Могилянской академии свободно владеют этим языком. Некорректно по отношению к зрителю. Или, может, картина просто сделала остановку по пути в Ватиканский музей?

Чех Иржи Сурувка. Такие себе страшилки-смешилки. Художник не тратит времени на академические выдумки — работа с формой, цветом, композицией. Как легли масляные краски на холст, пусть себе так и лежат. Святые, сохранившиеся на стенах галереи еще со времен, когда там была библиотека, явно были бы не против, чтобы их вынесли, только бы не видеть поругания живописи и истории. Друг народа и хорошего художника Жака Луи Давида — Жан-Поль Марат от одного взгляда на «Смерть Марата» Иржи Сурувки, наверное, утопился бы в своей серной лохани, не дождавшись Шарлотты.

Одессит Владимир Кожухар. Серия «Неигрушки». Название серии наталкивает на мысль, что игрушки там присутствуют. Так оно и есть — эдакие плюшевые вуайеристы. Все довольно мастерски, но есть гнусное ощущение, что художник страшно спешил, когда изображал свои неприличные полотна. Наверное, ему мешали подсматривать в замочную скважину или вырывали из рук порнографический журнал.

Несомненно, «звездой» и квинтэссенцией этого арт-проекта является серия киевлянина Ильи Чичкана «Диснейлэнд». Генитальный художник. Уолтом Диснеем там и не пахнет. Пахнет уборной провинциального вокзала. И мастерство, и глубина раскрытия темы, и, возможно, материал исполнения (я, правда, не принюхивался) полностью отвечают этим заведениям общественной гигиены.

Один из персонажей Станислава Лема — кузен профессора Тарантоги — имел удостоверение от ЮНЕСКО с разрешением на фотосъемку в мужских и женских ватерклозетах. Он собирал надписи и рисунки в отхожих местах всего мира, считая, что больше нигде человечество так искренне не проявляет свои сокровенные мысли и стремления. Эта коллекция могла бы существенно пополниться в Центре современного искусства.

Москвич Аркадий Насонов. Серия «Наблюдение облачной комиссии». Несмотря на объяснительные тексты разборчивым школярским почерком на более понятном, чем итальянский, языке, я ничего не понял. Без помощи психоаналитика здесь не разберешься. Утешает то, что холсты закрашены не полностью. Есть надежда, что на них кто-нибудь что-нибудь когда- нибудь хорошо нарисует.

Еще один одессит — Игорь Гусев. Никаких признаков южного солнца. Общий контекст всей выставки заставляет искать какие-то отклонения и в его работах типа «Настенька». Эдакие Неточки Незвановы, Крошки Доррит туманно-альбионно-петербуржского анемического колорита. Наверное, какая-то скрытая идея педофилии... Сюрреалистические работы этого художника не достойны никаких откликов. Нет у него таланта к этому делу.

Авторам, пожалуй, стоит перечитать Зигмунда Фрейда. Не «Психологию подсознательного», а что-то более прикладное — «Неврозы у детей» хотя бы. А если психическое здоровье и кошелек позволят поехать на стажировку в Лондон — галерея «Тейт» ныне презентует живопись Люсьена Фрейда, внука великого австрийца. Взгляд на мир у него, конечно, фрейдистский. Но все сделано чрезвычайно умело и эмоционально.

Общие выводы от «Симптома». Не посещайте эту акцию с детьми, которым не исполнилось 16 лет. Не сомневайтесь, гадости они уже насмотрелись и в других местах. Махните лучше на Днепр, а еще лучше на Десну. И от искусства нужно отдохнуть. Особенно, если это не совсем искусство…

P.S. Арьергард — это точно то же самое, что и авангард. Но далеко позади.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК