АРХИПЕЛАГ АРТ. БЕЗЫСХОДНОСТЬ ИЛИ ОПТИМИЗМ?

Поделиться
Кажется, Ницше сказал, что искусство существует для того, чтобы помешать нам умереть от правды. Про...
Кристин Жан и ее искусство
Самуил Кручаков. Портрет старухи

Кажется, Ницше сказал, что искусство существует для того, чтобы помешать нам умереть от правды.

Проигнорировав официально-фуршетно-шампанские открытия выставок, я прошелся по киевским галереям в абсолютно будничный день. Залы пусты. Картины и скульптуры с надеждой посматривают в окна, за которыми бурлит жизнь большого города. Но большинство граждан убеждены, что в их жизни совсем нет времени на такую «ерунду», как искусство. Один супермаркет за неделю «переваривает» столько народа, сколько, пожалуй, за год не принимают все островки культуры, вместе взятые...

Но не подумайте, что я черный пессимист и не вижу никакого просвета. Многие вещи меня чрезвычайно приятно поразили. Покровительствуют галереям, вне всякого сомнения, лишь замечательные люди, которые искренне готовы поддержать каждого настоящего художника — пусть он будет хоть гиперреалистом или идеологом абсурдистских хеппенингов. Сделайте полшага от бесконечных бессарабских торговых подземелий — художественная галерея «Мистець» Киевского союза художников каждые десять дней обновляет свою экспозицию. Пообщавшись с работами Петра Мовчуна, заслуженного художника Украины, лауреата государственной премии Украины, я не удержался, чтобы не высказать в книге отзывов пожелание молодым поучиться у старшего поколения универсальности. Серьезная академическая портретная скульптура — Шевченко, Марко Вовчок, Толстой, Чехов — вполне гармонично воспринимается рядом с пейзажами и натюрмортами, выполненными в технике офорта, линогравюрами, масляными и пастельными работами.

Французский культурный центр, несмотря на то, что находится в окружении довольно обшарпанной архитектуры, исправно делает то, что и надлежит ему делать, — активно пропагандирует искусство своей страны. Совсем не академическая и лишь немножечко реалистическая живопись, плод путешествий, раздумий и эмоций Кристин Жан — милой, в меру экстравагантной, несомненно, уже нашла своих поклонников и в Украине.

Совсем небольшая галерея «МОРО» поражает разнообразием превосходных работ. Кажется, найти здесь можно все течения и техники визуального искусства. В экспозиции присутствуют произведения и совсем молодых, не разрекламированных художников, и работы мастеров, перед именами которых невольно вытягиваешься в струнку. Выделить кого-то, не обидев других, трудно. Но, к примеру, работы Юрия Шевченко мне хочется сравнить с музыкой Pink Floyd, которая захватывает безупречным построением и эмоциональной силой и в то же время хорошо воспринимается не только рафинированными эстетами. Изобразить словами то, что вытворяют с обычной тканью Виктор и Елена Дереды, почти нереально. Нужно приходить и смотреть.

Андреевский спуск можно изучать снизу вверх и сверху вниз. Свежих художественных событий вам не избежать. Почти ритуальный весенний поток общения с искусством и наводнение закупок мелких сувениров в День Киева сменяется повседневной, спокойной жизнью киевского Монмартра.

Галерея «Л-Арт» презентует арт-проект Ирины Каленик «(Не)Частная коллекция». Черно-белые работы, похожие на нечеткие старые фотографии. Если вы любите качественно изображенное обнаженное тело, не стесняйтесь посетить эту выставку. В этой же галерее экспонируются пейзажи и натюрморты Владислава Мамсикова.

Выставочный центр «Андреевский спуск, 3» открыл выставку Самуила Кручакова (1905—1969). Портрет, натюрморт, пейзаж. Кажется, это то, чем занимались и занимаются большинство художников. Но за эту живопись никогда не будет стыдно, даже через сотни лет. Посмотрите обязательно. Главное — научиться беречь это искусство. Чтобы и наши пра-пра-правнуки могли с ним встречаться.

В «Галерее 36» — Ахра Аджинджая «День, который продолжается». Наверное, вы уже заинтригованы?

Вот галерея «Ателье Карась», а в ней новые работы Тиберия Сильваши. Не многие художники способны на такую смелость — закрасить много квадратных метров чернильно-фиолетовой краской. Впрочем, экспонируется еще много метров иных цветов. Но, бесспорно, все это приятно для глаза и выполнено профессионально. Если Тиберия на спуске вам покажется мало, вы можете продолжить общение в галерее «Лавра», там он присутствует в замечательной компании работ Александра Бабака, Владимира Будникова, Александра Дубовика, Анатолия Криволапа, Александра Миловзорова и Оксаны Одайник в рамках проекта «От реализма к абстрактной живописи. Часть I. Истоки. Произведения 50—80-х годов».

В галерее искусств Киево-Могилянской академии выставка керамики авторов из разных регионов Украины «Далекое—близкое». Керамика, пожалуй, единственное из искусств, традиция которого не прерывалась на протяжении тысячелетий. Поэтому и качество всегда превосходное.

В музее Павла Тычины властвует легкая и прозрачная акварель Надежды Старовойтовой «Времена года».

Дом художника не нарушает традицию монументальных экспозиций. В большом выставочном зале произведения Льва Витковского, заслуженного деятеля искусств Украины, профессора. Школа — это школа! Даже если кому-то удастся найти замечания к идеологической трактовке тем, раскрытых художником, то к технике исполнения и творческой манере придраться невозможно. Возьмите в руки кисть и попробуйте скопировать.

Этажом ниже в галерее «Мастерская» небольшая по объему, но достойная внимания выставка акварели Владимира Баштака.

В Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры стоит пообщаться с работами Генри Ягодкина «25 лет педагогической и творческой деятельности». А если вы устали от киевского строительного сумасшествия, глотните чистого воздуха настоящей архитектуры на выставке «Архитектор Иосиф Каракис», посвященной столетию со дня рождения зодчего.

Я не призываю вас дневать и ночевать в выставочных залах. Но после путешествий по АРТ-архипелагу возникает досадное ощущение того, что художников больше, чем ценителей искусства. Искусство, несмотря на хронический эгоцентризм художников, не может существовать без его потребителей или хотя бы зрителей. Что дарит относительную надежду на лучшее будущее — это уже не позорные цены на произведения искусства в галереях, пытающихся делать на этом деле непростой и неприбыльный бизнес. Даже в богатых странах лишь с одного искусства существовать трудно. Опрос профессиональных художников в Германии выявил, что только один (!) из десяти живет исключительно с продажи своих произведений. Очень хочется, чтобы в этом мы не равнялись на Запад. Подумайте — это только искусство вечно, а жизнь так коротка. Общение с прекрасным добавит каждому из нас частичку бессмертия.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме