Англоязычный театр в Украине: рефлексии и перспективы

20 сентября, 17:10 Распечатать Выпуск №35, 21 сентября-27 сентября

Ныне мы наблюдаем в Украине бум независимых театров. И даже бывший Минкульт (а с недавних пор — министерство "всего") делает первые шаги навстречу именно театрам независимым.

© pro english theatre

О том, какое место, — принимая во внимание нынешние тренды, моду, взгляды и общую общественно-политическую атмосферу, — среди таких театров займет, в частности, театр англоязычный, говорим с режиссером, основателем одного из первых профессиональных англоязычных театров в Украине Александром Боровенским. 

Впервые об этом театре я узнал от его автора и основателя в Херсоне, во время школы Национального союза театральных деятелей Украины (инициированной Богданом Струтинским). Именно тогда Александр Николаевич восторженно рассказывал о своем театральном детище, и там же у меня возникла мысль написать об этой полезной инициативе. Ведь, согласитесь, таких театров у нас не то что мало — их почти нет. Александр оказался человеком театроцентричным: его интересует все, и он знает почти все. Какими-то ухищрениями тогда, в Херсоне, я выцыганил у него монографию о Мейерхольде, и, принимая во внимание мои книжные аппетиты, Александр, спасибо ему, подарил мне это издание о театральном гении начала ХХ века. 

321_4
pro english theatre

Алекс родом из Черкасс, окончил Черкасский национальный университет им. Богдана Хмельницкого как преподаватель английского языка. После окончания университета переехал в Киев. Работал в ряде международных организаций — таких как Peace Corps, British Council, British American Tobacco и др. В 2012 г. присоединился к независимому театральному движению (театр Маскамрад, Splash, 3S). В 2014-м создал Proenglish Drama, а в 2018-м объявил о создании Proenglish Theatre — независимого профессионального англоязычного театра.

— Алекс, а чем независимые театры лучше зависимых?

—Возможно, независимые театры более открыты к выбору репертуара, к сотрудничеству с актерами. А у театров "зависимых" — более сильные финансовая база и возможности для создания спектакля, лучше подготовленные актеры. И до недавнего времени к независимому театру отношение было такое: а, дескать, это всего лишь любители. Но сегодня лучшие независимые театры (вот посмотрите некоторые постановки Дикого или, надеюсь, нашего театра) имеют должный уровень постановки и исполнения.

— А сколько всего в Украине объединений независимых театров? И какую миссию выполняет новая ассоциация, которую вы формировали вместе с Владой Белозоренко? 

—В Украине есть Гильдия независимых театров, заявившая о своей деятельности года два назад. В деятельности НСТДУ есть направление "независимый театр", и в его рамках они приглашают представителей независимых театров на свои учебные школы. Также они делают фестиваль "Вільна сцена".

Есть также ассоциация "Украинский независимый театр". Ее основала Влада Белозоренко, а потом приобщился и я. С самого начала ассоциация была задумана как сообщество независимых и любительских театров, которая будет заниматься настоящей активной деятельностью, то есть делать настоящие дела. Вот смотри, мы начали в августе 2019 г., а уже у нас есть два воркшопа и встречи с немецким режиссером, мы создали мощное присутствие ассоциации в соцсетях, кастинг в международный проект для актеров. Также заявлены и активно планируются большие двухдневные воркшопы для актеров и режиссеров независимых театров: сентябрь — Киев, октябрь — Львов (буду проводить я), ноябрь-декабрь — Киев. Ежемесячно создается большая сводная афиша спектаклей независимых театров. А еще разрабатывается фестиваль-премия независимого сектора. И это все — только за месяц. 

321_1
pro english theatre

— Сколько лет ты уже занимаешься своим англоязычным театром, и как он возник? 

—Мы начинали в 2014-м. Это были ежесубботние встречи англоязычного театрального кружка (параллельно я продолжал свое актерское обучение). Но за три года мы выросли в мощный англоязычный театр-студию, где одновременно учатся 60 студийцев и спектакли которого в течение года посещают 1500 зрителей. В 2018-м мы официально разделились, и теперь у нас есть Proenglish Drama School, где кто-то может овладевать актерским мастерством на английском языке (к тому же еще отдел обучения для профессиональных актеров — Method acting, Meisner, Camera work и др.), и Proenglish Theatre, позиционирующий себя как единственный профессиональный независимый англоязычный театр в Украине. 

— Расскажи о репертуаре театра, сколько в нем актеров, сколько зрителей театр охватывает за месяц? 

Сейчас в репертуаре театра спектакли The House of Yes (по пьесе современного американского драматурга Венди Маклеод), Hamster Saga (по бруклинскому переводу пьесы французского драматурга Ясмины Резы "Бог резни"), The Birthday Party (по пьесе Нобелевского лауреата из Британии Гарольда Пинтера), Swipe Left (вариант "сотрудничества" текста итальянца Паоло Дженовезе и текстов актеров, автор Х.Тиндер), Amorphine (по английскому переводу Булгакова). И еще три спектакля — в процессе постановки. 

В актерской труппе Proenglish Theatre 15 актеров. Проводим кастинги среди профессиональных англоязычных актеров для привлечения их в наши постановки.

У нас есть небольшой — на 40 зрителей — зал на Шулявке. Даем три-четыре спектакля в месяц, иногда выступаем в Центре Леся Курбаса или Центре Козловского. Есть уже и постоянный зритель.

— Может ли в Украине свободно развиваться именно англоязычный театр, что для этого нужно? 

—Прежде всего — содействие на всех уровнях. Слава Богу, появилась заинтересованность со стороны СМИ. Ну, и поддержка от власти — хотя бы с помещением. Потому что помещение под свой театр мы арендуем и никогда не знаем, хватит ли нам средств на аренду в следующем месяце и не окажемся ли мы на улице. А если бы ты знал, какой у нас бюджет на постановки, — долго бы смеялся…

Два года мы проводили довольно большой англоязычный театральный фестиваль PRO.ACT Fest. Это спектакли со всей Украины, детское и взрослое направление, международные гости. В прошлом году к нам присоединились со своими постановками Молодой театр, Театр "Дах" и Театр "Колесо". И все это мы проводили своими силами и за свой счет. А теперь начинаем активный диалог с властью. Надеемся на полную поддержку и понимание.

321_3
pro english theatre

— Можешь определить, кто прежде всего ваш зритель? 

—Поскольку Proenglish Theatre вырос из театра-студии, многие наши зрители — это бывшие или нынешние студийцы и их друзья. Еще есть англоманы, то есть люди, которые интересуются английским языком. Их приходит много. А, например, на один из последних наших спектаклей привезли два класса старшеклассников в полном составе. Мы ожидали катастрофу, но они смотрели и внимательно слушали, а после спектакля не отпускали актеров — делали с ними фотосессию. 

И еще наши спектакли начали посещать иностранцы , которых очень радует, потому что это — качественный украинский продукт, сделанный в Украине, но на английском языке. 

— А какие твои любимые англоязычные актеры? 

—Мне нравятся все, в которых чувствуется театральная жилка, —Роберт де Ниро, Йен Маккелен, Майкл Кейн, Дэниел Дей-Льюис. Все, что мог достать в оригинале, я пересмотрел на английском.

— А что тебя отвращает от современного украинского театра, и что, наоборот, привлекает?

—Мне кажется, что современный украинский театр сейчас на подъеме, и это очень привлекает. Это и выбранные темы, и количество копродукции, и сценические решения — словом, нравится все. 

А отвращает то, что эти процессы происходят лишь в пяти-шести театрах Украины, а в других — Камолетти. Не нравится отношение государственных театров к нам, просто воротит от этого. Недавно у меня был разговор с руководителем одного из театров. Он меня спрашивает: "А какое у вас театральное образование?" Я ему: "У меня шесть спектаклей уже поставлены, смотрите на мое образование". А он мне: " Ну-у-у… панятна". Такого никогда не хотелось бы в театральном сотрудничестве.

— Как наш театр изменили соцсети? 

— Сейчас в каждом театре завлиты срочно переквалифицируются в SММ-менеджеров. В особо прогрессивных такая должность уже есть. У Молодого театра — десять тысяч подписчиков в Instagram. А наш Proengish Theatre вообще вырос из соцсетей —  иначе кто бы о нас знал? На сегодняшний день у нас в Instagram 4500 подписчиков. Так что, Молодой, держись, мы идем за тобой!

321_2
pro english theatre

— Какие британские спектакли из тех, что видел, ты считаешь лучшими?

—У нас немного спектаклей, которые можно посмотреть. Был замечательный проект British Theatre in Cinema, где каждый вторник на большом экране показывали постановки в оригинале, но его благополучно прикрыли вместе с кинотеатром "Киев". Из того, что видел, мне очень понравились постановки Иво ван Хове. А вот все эти их хваленые-перехваленые Young Vic, Old Vic, которые на все лады мусолят несчастного Вильяма, — это как-то не мое. Лучше я Някрошюса пересмотрю еще раз.

— Много ли школ сегодня практикуют англоязычные театры? 

—Если речь о средних школах и университетах, то довольно много, и они весьма неплохого уровня. У нас в прошлом году на фестивале в разделе "Студенческий театр" играл театр Eidos с англоязычной постановкой San Diego — это был просто замечательный спектакль.

— Какой европейский спектакль ты прежде всего показал бы нашим зрителям — если бы была такая возможность? 

—Это было бы что-то из Ромео Кастелуччи. Пусть думают.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно