Анатолий МАТЕШКО: «Деньги, которые собираются потратить на один псевдошедевр, лучше бы отдали кинофакультету»

28 октября, 2005, 00:00 Распечатать Выпуск № 42, 28 октября-4 ноября 2005г.
Отправить
Отправить

Анатолий Матешко — почти «каноническая» фигура в иерархии отечественных киносериальных ценностей...

Анатолий Матешко — почти «каноническая» фигура в иерархии отечественных киносериальных ценностей. Именно он снял в свое время на «1+1» нашумевшего «Буржуя» — и этот сериал (на местном материале, с участием украинских актеров) имел головокружительные рейтинги на НТВ. Это значило в период здешнего сериального малокартинья: можем, если хотим! Затем Матешко дал старт сериалам по мотивам Донцовой на СТС. Сегодня он снимает в Киеве многосерийную ленту под многозначительным названием «Дурдом» (но не подумайте, это не о текущей политике, а о несчастных психбольных). В эксклюзивном интервью «ЗН» г-н Матешко признался, что возмущен инициативой нового вице-премьера собирать деньги на съемки очередного национального «блокбастера».

— Почему, если не секрет, вас не тянет на стосерийные телепростыни наподобие «Исцеления любовью»? Пытаетесь уложиться в формат 8—10 серий по технологической причине или мировозренческой?

— Однажды наблюдал ситуацию, когда в селе отключили электричество и бабушки вышли на митинг со слезами на глазах из-за того, что они лишились возможности посмотреть очередную серию из ста возможных... Сам я, как режиссер, за такие бесконечные простыни не берусь. Поскольку ни о качестве, ни о творчестве (когда снимается серия в день) говорить не приходится. Знаем пример одного стосерийного «романа», показ которого недавно завершился... После него вряд ли найдутся продюсер и режиссер, которые согласятся работать с теми же актерами… Но сериал завоевал высокий рейтинг. И с этим надо считаться.

— Говорят, существует огромная разница между гонорарами украинских и российских актеров (в пользу российских, конечно) снимающихся в одной телесаге.

— Это неверная информация. Все зависит от востребованности актера. А где он живет — на Бессарабке или Арбате, значения не имеет.

— Насколько при актерском кастинге давит на вас российский заказчик?

— Это нормально, когда условия диктует сторона, вкладывающая деньги. Но о себе скажу, что могу выбирать сценарий, который мне интересен, и снимать актеров, которые создадут наиболее эффективный творческий ансамбль. На других условиях вряд ли соглашусь работать. Если с заказчиком возникают проблемы, то у меня всегда есть убедительный аргумент — ролик с кинопробами. Я очень серьезно отношусь к подготовительному периоду, который длится три месяца, и актерские кинопробы — необходимый (и очень интересный) этап, без которого успешно подобрать актерский ансамбль невозможно. У меня бывали случаи, когда маститые артисты приезжали и спрашивали: «А зачем меня пробовать? Вы же знаете мои роли». При такой постановке вопроса мы, как правило, больше не встречаемся. Если самый гениальный музыкант играет соло вразрез с общим звучанием музыкального произведения, то оркестр на концерте провалится.

— Как изменился технологический процесс со времени съемок «Буржуя»?

— «Буржуя» снимали на пленку. Сейчас «Дурдом» снимаю на новую видеокамеру Hay definishn — качество изображения максимально приближено к качеству изображения на пленке. Такая камера облегчает и ускоряет процесс. В кратчайшие сроки могу посмотреть результат, минуя такое хлопотливое звено производства, как проявка и обработка пленки. Но в кинопроизводстве, помимо высоких технологий, важен высокий профессионализм. Если оператор не умеет выставить грамотно свет, то он не сделает этого, сколько бы ни проверял изображение по монитору и какую бы сверхсовременную камеру ему ни дали. Если говорить о режиссерах, то многие из пришедших сегодня в кино не имеют элементарных профессиональных навыков: не знают, что такое «действие». Как поставить задачу актеру? Им на роду написано «мыло» снимать, потому что профессией не владеют.

Кто-то свысока смотрит на работу в сериалах… Это, мол, не искусство, а вот у меня такие образы рождаются гениальные, только денег дайте, и я сниму шедевр. Это непродуктивная позиция, позиция дилетанта. Ты научись разобрать с актером сцену и выстрой по действию простую историю, а потом говори…

— Вы по-прежнему не разделяете особенности сериального и кинопроизводства?

— Это все один процесс, который продюсируют одни люди. В России — Константин Эрнст и наш Александр Роднянский. Они начинали с продюсирования сериалов, а теперь подошли к кино. Как и продюсер Дмитрий Лесневский, фильм которого, «Возвращение», получил приз Каннского кинофестиваля. Из всех сериалов смотреть можно процентов пять. К примеру «Бандитский Петербург», «Убойную силу»). Из ста фильмов хорошим получается только один. У многих актеров благодаря сериалам появился шанс быть замеченными, и кто-то сможет выбиться из общего потока в первый эшелон.

— Но талантливые артисты, прыгая из сериала в сериал, порой не оттачивают профессионализм, а дисквалифицируются. Как пример можно привести открытого вами для широкой аудитории актера Владимира Горянского...

— Если говорим о стосерийных фильмах (где снимают серию за день), то в такой ситуации ни о какой работе режиссера с актером и речи быть не может! Прибежали, текст раскидали, проговорили — и побежали дальше (на другую площадку). Как раз в таком состоянии и пришел ко мне на съемки Горянский. У нас фильм по сценарию Юрия Рогозы («Дурдом»), со сложной драматургией, а ее с наскока не сыграешь. У нас актеры жили на объекте, чтобы почувствовать атмосферу, друг друга и образы примерить к себе. Все, как в нормальном кино (о котором думают, что его нет)… Я говорю: «Володя, стоп! Подожди. Пойди погуляй по лесу, подыши свежим воздухом. Иначе ничего не получится». И сумели-таки «найти» того Володю, который когда-то поразил меня в Театре драмы и комедии на Левом берегу. Но это удалось, потому что Горянский — одаренный человек, и он пересилил себя. Я верю в этого артиста, и мне будет жаль, если он до конца не поймет, что с ним может произойти. Заштамповываясь на сериалах, актер надеется, что всегда сможет «соскочить». Но со временем выясняется, что сыграть серьезную роль он уже не в состоянии. И ведь сам правильно оценить ситуацию актер не всегда может, потому что «людям нравится», а у сериала высокие рейтинги. Но тогда нужно решать, что тебе важнее — развлекать публику, сморкаясь на сцене, или сохранить себя профессионально.

— Вам трудно переключиться с определенной размеренности съемок художественного кино на сегодняшний бешеный ритм серийного производства?

— Да я и раньше фильмы снимал быстро. Во второй половине дня уже всех по домам отпускал. Хотя в начале съемок «Буржуя» испытал нокаут. Войти в этот ритм тяжело физически. Главное — научиться делать время, организовывать его. Сейчас я даже не сознаю себя режиссером, потому что это уже не работа, а образ жизни. Когда съемки заканчиваются, могу продержаться без работы максимум неделю. И у нас вся съемочная группа научилась так работать — по 20 часов в сутки. Это классные профессионалы! У оператора Сергея Борденюка осветители как часы работают! Художник Женя Лисецкая маленький Голливуд мне построила! (У нас сейчас в сценарии переброски во времени от революции до сегодняшнего дня.) Женя Юревич 30 лет в кино проработала. Весь реквизит на ней! Это колоссальный труд плюс материальная ответственность! Эти люди еще и умеют передать секреты своей профессии молодым ребятам! Они работают не ради того, чтобы поскорее забрать деньги и уйти домой. Вся съемочная группа искренне и дружно переживает за результат. И если вначале нас немножко угнетал предстоящий объем работы, то сейчас всем грустно, что съемки идут к завершению.

— Как думаете, почему мы для восстановления кинопроизводства не воспользуемся опытом российских коллег (на том же «Мосфильме»), если сами придумать ничего не можем?

— Думаю, что в верхах есть странное убеждение о нашей «исключительности», основанное на упрямстве. Я украинец, чем горжусь. Но не могу исключить себя из мирового контекста. В той же Москве существует прекрасно налаженный процесс кинопроизводства с материальной базой и выгодными условиями для спонсоров, которые хотят вкладывать деньги в кино. Во ВГИКе есть драматургические мастерские. Ведь основа хорошего кино — грамотно написанный сценарий! Так там есть педагог, который отдельно учит расписывать один эпизод! А у нас с трудом можно вспомнить несколько человек, умеющих писать…

Недавно услышал выступление нового вице-премьера по гуманитарным вопросам на тему кинематографа... Не знаю, чью абсурдную мысль он озвучил, но суть в следующем:
г-н Кириленко предлагает те небольшие деньги, которые государство обязуется выделять на десяток фильмов, собрать и отдать одному кому-нибудь — самому гениальному (интересно, кому?), чтобы он снял национальный шедевр... Наступаем на те же грабли, как в ситуации со съемками «Мазепы». А ведь на эти деньги можно было снять 10—20 дебютов! Уверен: соберите всех гениев Украины — и они пока не снимут хорошего кино! У нас нет главного — механизма взаимодействия с государством с целью получения прибыли от кинопроизводства. Деньги, которые растратятся на один псевдошедевр, лучше отдайте кинофакультету, на дипломные работы студентов. А для реанимации кинематографа примите, как в России, закон, при котором богатые бизнесмены не будут бояться вкладывать в кино деньги! Тогда государство будет иметь доход от кино, а не давать милостыню режиссерам. Нельзя приспособить модель советского кинопроизводства к сегодняшнему дню, как в очередной раз предлагается!

— Если бы восстановление кинопроцесса было в вашей компетенции (скажем, назначили вас министром культуры), что бы вы сделали в первую очередь?

— Я бы создал мастерские кинодраматургов, куда пригласил бы для преподавания профессии сценариста мастеров того же ВГИКа. Или отправил бы своих студентов к ним в обучение (пусть даже домой вернутся всего лишь несколько человек). Но для этого (повторяю) нужен закон, обеспечивающий прочную материальную базу! Вот что должен понять и на что обратить внимание сегодняшний министр культуры. Впрочем, я не уверен, что все это можно объяснить назначенному на этот пост директору заповедника из Канева… Трудно сказать, сколько ему понадобится времени, чтобы разобраться в проблемах кинематографа... Я вот так подумал: может, нам каждый год назначать нового министра культуры? Наведем порядок в заповедниках, на эстраде... Может, когда-нибудь и до кино дело дойдет.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК