А Вы ноктюрн сыграть могли бы
На флейте водосточных труб?
Новый выставочный сезон Анатолий Криволап — живописец хорошо известный как в Украине, так и за ее пределами, начинает несколько неожиданно и вдобавок в многоярусном, очень сложном для экспозиции интерьере Планетария. Рядом с живописью экспонируются пространственные объекты. Поклонники художника почитают его как мастера энергичных абстракций. Его композиции — целый мир, написанный красным. И даже когда гамма изменяется — какая-то работа выполняется в сдержанном колорите, все равно из-под нейтральных полутонов протуберанцами лучится сияющая подпочва. Напряженный, интенсивный цвет является олицетворением художника по имени Анатоль Криволап. Его живопись — сплошная буря и натиск. В отличие от философично настроенного Т.Сильваши абстракционизм А.Криволапа имеет иное происхождение: он ближе к конструктивному Малевичу, чем к поэтическому В.Кандинскому. Эти аналогии уместны, ибо украинцы 90-х годов начинаются там, где традицию классического авангарда насильственно придушили в конце двадцатых. Пятьдесят лет длился запрет на модернизм. Эта исторически-художественная пауза объясняет энтузиазм поколения 80—90-х годов в переоткрытии основ авангардизма.
В творческом процессе А.Криволап преимущественно полагается на собственную интуицию, доверяет ей как накопленному генетическому опыту. Творчество для А.Криволапа — магический процесс самоуглубления, самовозбуждения цветом. «Эта тревога, — говорит художник, — порождает во мне энергию. Отдаю ее композиции». Такая своеобразная медитация и проживание с кистью в руках собственной биографии. Другой у художника нет и он не желает ее иметь. Вся его жизнь — в активном колорите. Именно он надиктовывает форму отношений А.Криволапа с миром. «Полосатые фактурные ритмы — мой пластический язык», — декларирует автор. От того, что угол восприятия мира обусловлен цветом, именно он, бесспорно, влияет на зрителя. В каждой композиции ощутима мужская воля к форме. В постоянном рефрене одного и того же мотива, где рациональное одновременно объединено с глубинным, архетиповым. Видение Криволапом мира семантически связано с прадетством. Будто из подсознания произрастает и накатывается могучей волной диалог художника с красками. Сам вид краски, красным глазом выглядывающей из металлической банки или змейкой выползающей из тюбика, рождает у мастера чувственно-эмоциональную волну.
Живописные циклы А.Криволапа в первую минуту производят впечатление цветового цунами. Крепость живописных композиций доведена до состояния безумия наслоением фактур. В них множится яркое красное и тяжелое бордо. Это живопись мощного темперамента, свободы и авторского убеждения, что искусство должно быть только таким. Эта ошеломляющая энергетичность, вплоть до «жесткого излучения», делает наглядной в холстах украинского живописца идею О.Шпенглера об авангардизме как «искусстве новой экспрессии», о превалировании в нем абстрактно-орнаментального над имитационным. А.Криволап как приверженец философии классического авангарда может пожать руку не только О.Шпенглеру, но и еще одному апологету абстракционизма — Ортеге-и-Гассету, который еще в 1913 году заметил: «Европа вступает в новую эру — юношества и мужчин». Испанский философ настаивал на дегуманизации, то есть изъятии из искусства жизнеподобия. Утверждение декоративизма и метафоричности по Ортеге-и-Гассету было возвращением на настоящий путь искусства. А.Криволап на этом пути достиг решительной победы.
Каждого, кто общается с художником, также впечатляет рабочая дисциплина, сознательные самоограничения в жизни, удивительная целостность личности. Живопись заполнила всю его жизнь. Тридцать лет экспериментов с цветом, самовоспитание, путь от декоративного пейзажизма, натюрмортов, от фигуратива и цветовых попыток в духе позднего импрессионизма, через фовизм матиссовской пробы — к собственной живописи. Вопреки уравновешенной горизонтальной ритмике холстов А.Криволапа, в колорите есть большое беспокойство, порожденное непростыми контактами с миром, авторскими амбициями — потребностью состояться, предстать персонально как уникум в этом взбудораженном и привлекательном мире.
Колорит как лучезарный «алфавит» — это своеобразный язык художника, из которого складываются тексты холстов. В них свет как излучаемая подпочва и напряженный, даже драматический, язык верхнего цветного пласта. Он дышит, живет, почти взрывается звуками, которые можно сравнить с музыкой Себастьяна Баха. Диалог с ярким, оптически чистым цветом А.Криволап ведет в густом импасто — делает акцент на текстуре краски. Он усердно работает над формированием многослойной колористической массы, достигает создания сияющей ауры, подкрашивающей воздух перед холстами. Кропотливое колдовство мастера над созданием надматериальной субстанции достигает полного эффекта, когда излучение, льющееся на зрителя из композиции, возносит нас в высокие духовные, почти астральные сферы.
На выставку с несколько академическим как для авангардиста названием «Живописные контрапункты Анатолия Криволапа» зрителей приглашают маэстро, куратор — Олеся Авраменко и ассистенты художника Иван Капустян, Анна Криволап, Юля Ткаченко. Первый же миг встречи с экстравагантной экспозицией сразу вырывает зрителя из привычной будничности. Выставка с элементами поп-арта поощряет к азарту театральных перевоплощений. Ощущаешь, как весело было метру работать с юными ассистентами. Серьезность А.Криволапа уступила место атмосфере детской игры с простыми вещами: досками, обломками старого металла. В экспозиции выкрашенные доски воспринимаешь как цветные клавиши выдуманного рояля. На них сыграна музыка опытным абстракционистом — мастером композиции.
Причудливость, интрига, неожиданные решения и эффекты — язык авангардизма.
Эта экспозиция делает наглядным бунт А.Криволапа против собственного совершенства мастера станковой абстракции. Прежде всего художник решительно изменил стилистику нового живописного цикла. Типичную для А.Криволапа горизонтальную структуру заменили ритмы — суперэнергичного барокко. В холстах господствует тревога, колористическая вьюга — почти эмоциональный надрыв и срыв. Пожалуй, почувствовав эту чрезмерность, художник начинает творить объекты вопреки живописи на стене.
Принцип созидания «новой реальности» из вещей, которые уже имели предыдущую жизнь, «имеют память» о собственном назначении, модернизм применяет со времен дадаизма (10-е гг. XX ст.) и поп-арта (60—70 гг. XX ст.). Но это было не у нас. Украинские авангардисты с нашей мученической историей одолевают путь новейшего искусства самостоятельно. Под внимательным взглядом художника — мир будничный, без прикрас: вот доски, на которых сохранились следы от гвоздей, трещины от снегов и дождей; ощутим дух древности, трогательного тепла к старой хате, забору, к истории вещей сельского быта, выброшенных новой эпохой. Поэтому в композициях есть ощущение душевной щемящей боли. Ее не в силах погасить даже яркие цвета красок. В двойственности восприятия объектов — тайна влияния поп- арта А.Криволапа.
Экспозиция ломает устоявшуюся эстетику респектабельного абстракциониста, свидетельствует о его мужественном шаге к неведомому в себе, к тому новому, с которым он идет в будущее. Безжалостно эксплуатируя собственную натуру, талант, интеллект, А.Криволап демонстрирует настоящий взрыв классического модернизма. Этот путь искусственно усложнен, но так сформировалась стальная воля художника к победе над духовным и материальным. В уникальном самосоздании, длящемся всю сознательную жизнь мастера, А.Криволап противостоит вялости и неопределенности постмодернистского сознания. Новая экспозиция с цветной музыкой мощного звучания не только одаривает зрителей бесспорной энергией светосоздания, но перекидывает аркоподобный мост между авангардом начала столетия и его завершением.