Созидательная творческая энергия Марка Рудинштейна и всей команды «Кинотавра» состоит не только в том, чтобы организовать многоплановое фестивальное действо, но и в том, что, за редким исключением, «Кинотавр» втягивает в свою орбиту интереснейших и талантливых людей. Они приезжают в Сочи из года в год, привозя новые работы или просто участвуют во всяческих кинотаврских придумках, даря им свое обаяние. Сергей Маковецкий - один из них. Он не только получил в этом году приз НТВ-ПРОФИ за лучшую мужскую роль в картине Киры Муратовой, но и искренне подурачился на арене цирка в традиционном представлении, на вечере Микаэла Таривердиева вместе с Катей Семеновой вдохнул новую жизнь в песни из почти забытой картины «Король-олень». Сегодня он - популярнейший московский артист, а начиналось все в Киеве, где он родился и рос.
- Сережа, все мы с детства склонны к игре, но эта склонность не у всех перерастает в профессию, как произошло это у вас?
- Совершенно неожиданно, благодаря выходу на сцену в школьном театре в конце восьмого класса. До этого вообще не представлял, что могу и буду актером. Даже мыслей таких не было, фантазий не возникало. Игра, конечно, была: в разведчиков, в комбайнеров, по деревьям лазали, но мог весь день просидеть дома возле батареи, играя на ней, как на рояле, пел какую-то абракадабру. Сегодня думаю, это было ближе к французскому. Дома к театру или к языку никто не имел никакого отношения. К сожалению, язык и сегодня не охвачен. А тогда - пел себе и пел, не думая, что это какие-то актерские проявления.
- Был на себя взгляд со стороны?
- Это я сейчас анализирую, тогда просто устраивал себе детство.
Меня очень любили нянечки: сказки рассказывал, мог кукольный театр показать - переворачивал стул, брал куклу и начинал импровизировать. Воспитательницы были спокойны, группа сидела смирно. Пoвтoряю, эта игра не имела никакого значения для будущего - собирался быть врачом. Только настоящий выход на сцену в роли Аркадия Счастливцева, а после - бессонная ночь. Может быть, она, эта ночь, что-то во мне перевернула - не мог глаз сомкнуть, проигрывал свой монолог. Мой педагог, Татьяна Петровна Соловкина, посоветовала идти в 10-й класс, все равно ведь в мединститут собирался, вот и согласился. И когда собрался поступать в театральный, тоже не было еще ощущения профессии, оно приходит сегодня. Слава Богу, что были такие люди, которые на это подтолкнули, как шторку отодвинули: играя, сидел за ней, а они, отодвинув, сказали - иди! Удивительная профессия: крашение глаз, губ, желание нравиться - в этом есть что-то женское. Это все в природе женщины, в актерстве - то же. Но для того чтобы выжить в этой профессии, нужно обладать незаурядными мужскими качествами, актерство жестко отсеивает слабых.
- Кроме вышеперечисленных качеств, выбирая профессию - актер, что нужно еще, интеллект?
- Дело не в количестве прочитанных книг, а в каком-то удивительном таланте души. Примеров масса: гениальный Николай Гриценко, о котором говорили, что он был не очень образованным человеком, но его генерал из «Семнадцати мгновений весны» - тончайший, интеллигентнейший, умнейший человек. Талант! Говорят, актеру даже вредно читать много книжек. Думаю, не имеет значение их количество, много ты знаешь или мало. Это как в любви: можно знать всю теорию, как, чего, при какой температуре, каким боком, - а ничего не произойдет. Дано тебе любить - чувство поведет само. Степень таланта - в умении играть: можешь войти в игру, в эти предлагаемые обстоятельства, уловить момент, когда начинается перевоплощение, без которого невозможно обойтись. Можно вырасти в деревне и играть белого офицера, настоящего интеллигента, и все будут думать - ну откуда он это знает?! Существует же теория, что мы живем не одну жизнь. Актеры - люди восприимчивые, необыкновенные, отмеченные. Молодой актер получает роль, и все прекрасно понимают, что по возрасту он не может этого знать. Что им движет, какое знание?! Книги? Мало. Молодой человек не может знать так подробно такую страшную жизнь. Но если мы живем многие жизни, существует память души. Всех людей это в жизни посещает, но они не обращают внимания. Актеру подсказывает интуиция? Но ведь это не из пустоты. Боже, думаешь, даже не предполагал, что можно попробовать это сыграть, вдруг материал сам приходит. Мучительно, мучительно что-то открывается - благодаря режиссеру, каким-то деталям, которые открывают в тебе все. Актера надо открывать - в этом умение, профессия и талант режиссера.
- Беда, если не повезло встретить «своего» режиссера, вы могли бы кого-то назвать «своим»?
- Мое счастье, что встретился с Фоменко, Панфиловым, Хотиненко, Абдрашитовым, Муратовой, Сердюком, Урсуляк, Балабановым... Благодарен провидению, что это произошло. Люди очень часто движутся навстречу друг другу. Горько, если проходят мимо - «не на той улице родился». Мне время помогло, обстоятельства, умение - тоже. Когда-то хотелось более серьезных, более глубоких, неожиданных ролей, их не было. Думаю, что очень грамотно «не шпорил» события, пришли б раньше, не в 90-х, мог бы с ними не справиться.
- Сережа, в основу вашего выбора ролей, сценариев поставлен момент эксперимента или существует жесткий отбор?
- Есть сценарии, на которые я не хочу и не буду работать ни за какие деньги: важно как он написан, про что, кто снимает. У меня было лишь несколько таких. В основном, приходили такие предложения, от которых, в принципе, не отказываются, не случайные сценарии.
- Артист - очень короткая во времени профессия, есть ли в вашей актерской судьбе роли, которые хотелось, но не сложилось сыграть?
- Как вам ни покажется странным, не было роли, не было персонажа, о которых мечтал бы денно и нощно. Есть актеры, мечтающие всю жизнь, но это не я. Думал иногда, хорошо бы этого поиграть, не пришла роль, другая пришла, которую не ожидал. Поначалу, придя в театр, была роль в старинном русском водевиле - замечательная заявка на Гоголя, на Островского. «Хрестоматийные» персонажи не пришли, не скажу, что сильно расстроился. По-прежнему люблю этих авторов, если представится возможность, с удовольствием их «поиграю». Но пришли роли, о которых никогда не думал: Шостакович, Галимар из «М.Баттерфляй», Илья из «Рогатки», Макаров, Тихомиров из новеллы Киры Муратовой, проводник Абдрашитова. Да, возраст уходит, но на театре это менее ощутимо, условно даже, все зависит от собственного состояния - насколько тебе это интересно. Если любишь - значит, молодой, не утратил запала - тоже. В кино мог играть героев, но новое время дает новые персонажи.
- Сережа, вы открытый человек?
- Одна хорошая журналистка, с которой мы сделали уже четыре интервью, сказала, что во время разговора я кажусь предельно искренним, но чем дольше общение, тем более закрытым я становлюсь для нее. Но помилуйте, это ведь игра! Со своими законами!
- Искренность - атрибутика профессии?
- Конечно, надо быть искренним, тогда публика будет отвечать тебе взаимностью. Я люблю профессию, особенно - театр, там происходят необъяснимые вещи. По-моему, незабвенные учителя ошибались, уча - все оставь за стенами театра. Нельзя весь негатив тащить на сцену и выяснять там отношения, но нельзя забывать, что было перед спектаклем, иначе будешь искусственным. Публика приходит в зал со своими проблемами, а ты к ней - со своими. Умение сконцентрироваться и трансформировать, в этом, наверное, момент искусства.
- В основе творческого начала - любовь, но, бывает, устаешь любить?
- Как можно устать любить? Перестал любить - разучился радоваться. Разучился радоваться - незачем выходить на сцену. Не говорю, что надо быть жизнерадостным идиотом, но если тебя не зажигает действо на сцене - уходи! В жизни ты волен распоряжаться своими эмоциями как тебе заблагорассудится, на то она и жизнь. А публику не интересует, какие эмоции я испытывал в жизни и насколько они соответствуют эмоциям моего героя - я говорю о чувстве, которое испытываешь только на сцене или перед камерой. На сцене происходят удивительные вещи - чем больше ты отдаешь, том больше получаешь. В жизни в такой ситуации можно устать.
- Вы любите смотреть себя, свои работы?
- Жутко волнуюсь вначале - первый просмотр, второй смотрю, как слепой: дико волнуюсь, дрожит весь организм, сердце заходится. Должен посмотреть со зрителем, почувствовать реакцию зала. Иногда могу потом сказать, что это хорошо. Есть роли, как в «Летних людях» - прекрасно, тонко, умно сыграно. Сначала ты «раскачиваешь» персонаж, потом он становится на ноги и говорит своему прародителю - подвинься, начинает диктовать свои условия. Это замечательные взаимоотношения между героем и его персонажем, сумасшедшие. Давайте закроем эту тему, ловлю себя на мысли, что не хочу весь раскрываться - это тогда уйдет от меня, а должна оставаться тайна.
- Вы разный в работе и в общении с людьми?
- Да. В работе - диктатор, могу быть очень жестким. Даже по отношению к партнерам, если вижу, что они начинают вести себя непотребно по отношению к профессии. В жизни - достаточно коммуникабельный, умею развернуться на 540 градусов. Я - Близнец, они неуловимые, всегда оставляют людей, которые их любят, в недоумении.
- А сами прощать умеете?
- Да. Могу вспылить в секунду, через какое-то время - забыть. Никогда не держу зла. Если человек совершил по отношению ко мне какой-то неблаговидный поступок, перестаю с ним общаться вообще. Не злюсь, не делаю ему гадостей, просто исключаю из своей жизни.
- Как мама относится к сегодняшнему Сергею Маковецкому?
- Безумно благодарен ей за тактичность. Она - уникальная женщина. Выросла в деревне, всю жизнь проработала на химкомбинате, сейчас на пенсии. Поражаюсь интеллигентности ее души, отношению к людям, ее порядочности и чувству долга. Все мои желания принимала спокойно, не запрещала. Думаю, послушался бы, если б она сказала категорическое «нет». Решил идти в театральный, только вздохнула - «це ж треба великі гроші». Поступил в Москве, без денег, весь дом заговорил обо мне. Мама выучила, помогала, каждый месяц слала переводы. Она очень талантливая женщина. Однажды в разговоре я все-таки выяснил, что участвовала в самодеятельности. Когда мама в зале, больше всего волнуюсь.
- Вы из тех сыновей, что ищут потом в женщине отражение матери?
- Ценю мамины качества, но это не означает, что я в жизни или в своей жене искал то же самое.
- Кого вы могли бы назвать близкими людьми?
- Их немного, совсем немного. Мама. Моя жена - очень близкий, очень любимый мой человек, настоящий друг. Есть режиссеры, которых считаю близкими людьми, скажем, с небольшим допуском. Практически все. По большому счету - мои домашние, которые меня никогда не подведут, а я - их.