В этом году мы снова предлагаем важную тему для нашей фирменной и, как оказалось, популярной театральной премии "Зеркало сцены". Эта тема - актерская харизма.
Напомню, премия "Зеркало сцены" начала свои маневры в наших локальных сценических водах в 2016-м. Название премии - и символично, и обоснованно. Не буду вдаваться в подробности, лишь в который раз замечу, что и в Европе, и во всем большом мире давно существуют традиции театральных премий, непосредственно связанных с серьезными изданиями. Например, имеет успех и весомую репутацию театральная премия газеты Evening Standard (Великобритания). Есть и другие театральные премии от влиятельных изданий.
Наша цель, то есть цель "Зеркала сцены", - популяризация и медийное утверждение новых сценических трендов, новых активных, талантливых людей, которые и определяют пейзаж современного украинского театра.
Каждый год мы умышленно изменяем тематику премии. Чтобы она не заскорузла в каких-то форматных стереотипах. И каждый год мы умышленно не раздуваем количество номинаций-победителей. Поскольку зачастую и один в поле воин.
Тем временем, как мне представляется, "Зеркало сцены" все же имеет некую положительную харизму и благотворную энергетику! Ведь три наши предыдущие победителя-лауреата всего за короткий период все активнее и активнее утверждают себя на отечественной сцене, некоторых даже притормозить невозможно в их постоянных поисках.
Первый лауреат "Зеркала сцены"-2016 (тематика "Лучший независимый украинский театральный проект") - режиссер Ростислав Держипильский, который в синергии с художниками из разных украинских городов создал эмоциональную визуальную музыкальную драматическую сценическую симфонию "Оскар и Розовая Госпожа". Этот спектакль живет, собирает переполненные залы. И развивает благотворительную миссию, помогая тяжело больным детям. А режиссер, наш лауреат, в последнее время уже поставил исповедально-библейскую притчу по мотивам В.Стефаника "Она - Земля", модерный мюзикл "Гуцулка Ксеня", арт-провокативный и иммерсивный спектакль "Модильяни", а еще он выпустил за это же время подиумно-чувственную версию пьесы В.Винниченко "Закон". Вот так!
Лауреат "Зеркала сцены"-2017 (тематика "Молодая украинская режиссура") - режиссер Иван Урывский - получил премию за спектакль "Украденное счастье" в киевских "Золотых воротах". За два года он тоже расправил крылья. И сегодня о его новых спектаклях постоянно говорят (и даже кричат) в Одессе, Киеве, Львове. В 2018-м у него вышли три постановки, которые у одних вызывают экзальтированный восторг, у других - завистливое щелканье зубами: "Женитьба" Н.Гоголя, "Фрекен Юлия" А.Стриндберга, "Перекрестные тропы" И.Франко. А на очереди - новые проекты на основе великой классики. Как говорят, дай Бог выдержки, мудрости и умения не замечать квазитеатральных чеширских гримас.
А вот "Зеркало сцены"-2018 предусматривало уже такую тематику - лучшие работы молодых киевских актеров. Выбор оказался широким, интересных работ было много. Поэтому коллеги-эксперты и предложили наградить призами и увековечить в истории нового украинского театра молодой актерский ансамбль из шекспировского спектакля "Двенадцатая ночь" (режиссер Дмитрий Богомазов) в Театре драмы и комедии на Левом берегу Днепра. Да что говорить! Почти все актеры этого уже легендарного курса, то есть наши лауреаты, не потерялись в сериальной тьме, некоторые стали почти звездами (как, например, Анастасия Пустовит, которая получает важные призы на кинофестивалях); Павел Шпигун, Александр Рудинский, Александр Бегма уверенно входят в репертуар Национального театра имени И.Франко, некоторых актеров пригласили в Одесский украинский театр имени В.Василько...
Если так будет продолжаться дальше, то премию "Зеркало сцены" нужно будет прикладывать к виску или затылку, чтобы и в будущем, уже у новых лауреатов, был счастливым и светлым их творческий путь!
* * *
Теперь, собственно, о тематике "Зеркала сцены"-2019 - актерской харизме. Понятно, что есть в таком определении и некая образность, и даже заданная театральность. Собственно, что такое харизма? Как считали древние греки, это божий дар, это "помазание". Это магнетизм личности. То есть и раньше, и теперь под харизматичностью понимают способность личности привлекать к себе внимание. (Впрочем, каждый из вас, нырнув в энциклопедические глубины, может на свой вкус выбирать толкование харизмы, харизматичности.)
Недавно в одной из соцсетей я обратился к нашим театралам с просьбой предложить именно таких актеров-харизматиков, отличившихся на столичной сцене 2018-го. Важное уточнение: сцена именно столичная; герои - младшее и среднее поколение (поскольку наши корифеи-харизматики уже давно вне конкуренции).
Формируя ТОП-10 современных украинских актеров-харизматиков (в который раз подчеркиваю, что это столичный репертуар 2018-го), прежде всего мы принимали во внимание мнения режиссеров, с которыми актеры работают, а также блогеров, журналистов и критиков - тех, кто "неимитационно" живет театральной жизнью. Из десяти предложенных ниже имен лишь одно станет лауреатом. Конечно, такое лауреатство не особенно скажется на семейном бюджете, хотя может сказаться и на гонорарах. Впрочем, будет приятной медийная поддержка, внимание коллег, а также историческая строчка в "Википедии" по поводу лауреатства. А что еще, друзья, нам нужно для полного счастья?
Дальше - актеры-харизматики, в алфавитном порядке.
Виталина Библив ("Фрекен Юлия", Театр "Золотые ворота"). Классическая пьеса Августа Стриндберга в киевском театре получила оригинальное режиссерское толкование (из тех, которые я видел раньше на основе текста). В "Золотых" - история о самообмане, ролевых играх, о желании женщины обмануть собственную страсть, а потом оказаться в плену своих же игривых ловушек. Виталина Библив, которую часто воспринимают как актрису комедийную и характерную, проявляет изумительную способность к прекрасным метаморфозам. Ее героиня - словно гусеница: она превращается в солнечную бабочку, а позже эта же бабочка летит на пламя иллюзии и гибнет на костре, как Жанна д'Арк.
Вячеслав Довженко ("Девочка с мишкой", Театр на Подоле). Возможно, какой-то другой актер после такой активной востребованности в сериалах и всенародного успеха в "Киборгах" и считал бы зеленые банкноты после своих съемочных изменений. Но не этот! Неизвестно, как он вообще находит время для серьезных репетиций в родном театре, которому отдается максимально. Каюсь (поскольку грешен), но Ипполит, сыгранный Довженко в инсценировке романа В.Домонтовича, даже для меня оказался творческой неожиданностью - фактура, харизма, актерская способность к сценическому путешествию из каких-то пещер античного прошлого вплоть до призрачного будущего, которое и превращает героя Довженко то ли в ангела, то ли в черта.
Владимир Заец ("Кицюня", "Дикий театр"). С 2008-го этот актер начал работать в Новом театре на Печерске. Благодаря выразительной внешности снялся в десятках кинопроектов. Именно его Максим Голенко выбрал в "Кицюню" (на основе пьесы Мартина Макдонаха) как героя, способного не просто действовать, а крушить этот бешеный мир, ибо и без него его кто-то когда-то сокрушит.
Римма Зюбина ("Восток–Запад", театр "Актер"). Она - энергетический центр спектакля режиссера Влады Белозоренко. Спектакль, состоящий из маленьких детских пьес, написали подростки с Востока и Запада Украины (под руководством Наталии Ворожбит). И надо видеть, как самоотверженно, без какой-либо страховки известная украинская актриса погружается в стихию детских сюжетов на серьезные темы. Как она мгновенно перевоплощается, играя в спектакле разных персонажей, разный возраст, разные настроения и характеры. Художественный руководитель театра "Актер" Слава Жила говорит, что Зюбина не только наша номинация "Актерская харизма", но и всеукраинская харизма. Согласен.
Наталка Кобизская ("Женщина, сядь", "Дикий театр"). Популярность актрисы набирает обороты не только благодаря ее активности в "Диком", но еще и потому, что почти ежедневно на телеэкране "Марк + Наталка" (аналог "Леся + Рома"). В проекте Максима Голенко "Женщина, сядь" Наталка играет Юлю - красивую женщину, верную жену. Но в семье появляется какая-то трещина. И кто в том виноват? Опять женщина? Ярослава Кравченко говорит, что за год Наталка сыграла 38 спектаклей, получила премию "Дикого" - за трудоголизм. У нее было много вводов. Она не боится играть некрасивых, приземленных, у нее широкий диапазон - от гротеска до глубокого драматизма.
Вова Кравчук ("Плохие дороги", "Номера", "Кицюня", "Сцена 6"). Если заглянуть в соцсети, то можно найти много интересного о нем - креатор в фонде социальных инноваций ("Из страны в Украину"), актер в "Мамахохотала", работал сценаристом на СТБ, работал в КВН. На все руки мастер. В частности, его кандидатуру как одного из лучших актеров-харизматиков в 2018-м поддерживает продюсер "Дикого". А режиссер Тамара Трунова, с которой Кравчук в последнее время постоянно работает, говорит: "Его амплуа? Но он универсален! И к тому же тонкий, чуткий, неспокойный, способен играть разный театр. А еще надежный и точный".
Дмитрий Рыбалевский ("Идиот", "Кориолан", Национальный театр имени И.Франко). Вот попробуй найди сегодня актера на такие ответственные роли - Рогожин из романа Достоевского или Кай Марций из "Кориолана" Шекспира. В труппе франковцев такой есть. В двух новых спектаклях он играет, будто плотины рвет, будто скалу рушит. Строгие эстеты, возможно, ищут в этих его героях какую-то инопланетную утонченность, а они, его герои, как каменяры Франко: одновременно строят, разрушают и… порой втайне плачут.
Ирина Ткаченко ("Москалица", Национальный театр оперетты). Актриса "Золотых ворот" стала почти родной в музыкальном театре на Большой Васильковской. В частности в "Москалице" по произведению М.Матиос она играет этакую вечную фемину в вечном лесу бытия, который цветет и вянет в разные исторические нелады, как и ее собственная душа. Эта женщина, ее Москалица, постоянно ведет диалог с этакой Белой госпожой, то есть со смертью. И поскольку душа этой героини вечна, то и она сама бессмертна.
Иван Шаран ("Земля", "Кориолан", Национальный театр имени И.Франко). Всего лишь год этот молодой актер работает на первой сцене страны, а уже разговоров, разговоров... Его действительно нельзя не выделить в спектакле по произведению Ольги Кобылянской, поскольку именно его Савва борется не только за цыганку Рахиру, но и за свое место под солнцем, преодолевая травмы прошлого, зализывая тайные ожоги своего детства на земле, ставшей землей раздора. В спектакле Д.Богомазова "Кориолан" он играет другого юношу - народного трибуна Брута, активиста-оборотня: блестящую пародию и на наших местных политиков с их коварными гротескными увертками.
Евгений Щербань ("Загадочное ночное убийство собаки", Национальный театр имени Леси Украинки). Неоспоримым актерским открытием 2018-го стал молодой актер, сыгравший Кристофера Буна в пьесе Саймонса Стивенса по роману Марка Хеддока. А играет он мальчика-аутиста, который на свой вкус и на свой взгляд воспринимает этот мир. Мальчик способен бежать от одиночества, он стремится к семейному теплу. Молодой актер держит спектакль - энергетически, психологически. Чувствует сценические ритмы постановки. И более двух часов к нему приковано внимание зрителей.
P.S. Имя победителя театральной премии "Зеркало сцены"-2019 станет известно в Международный день театра, 27 марта. Среди экспертов, которые будут определять лучшего актера-харизматика, - критики, политики, блогеры. О премиальном ходе событий - в ближайшее время.