В системе искусств музыка занимает особое место в силу универсальности своей природы. Ее внутреннее пространство, как будто бы ограниченное семью основными нотами, хранит бесконечное количество жанровых и стилистических миров. Восприятие любого музыкального произведения требует духовной и душевной чуткости, слухового опыта, знания либо интуитивного понимания законов организации музыкальной ткани. Вот почему непременной составляющей высоко художественного музыкального исполнения становятся слушатели, способные отзываться на звучание музыки разумом и сердцем. Это лишний раз доказал Пятый международный фестиваль «Киевские летние музыкальные вечера», в частности концерты, проходившие на летней эстраде Центрального парка с 18 по 28 июля.
Два года назад Школа исполнительского мастерства, которая образовалась в структуре конкурса молодых пианистов памяти Владимира Горовица, была преобразована в Международную академию, проводящую занятия каждое лето в течение двух недель июля. Относительно краткий период обучения компенсируется насыщенностью программы: это не только мастер-классы, а прежде всего публичные концерты. Более того, в этом году участники курсов получили возможность выступать не только с сольными программами или в составе камерных ансамблей, но и в сопровождении симфонического оркестра. Эта новация особенно привлекательна для юных музыкантов, съехавшихся в Киев из девяти стран мира. Ведь лишь считанные музыкальные учебные заведения могут позволить себе подобную роскошь. Кроме чисто финансовых проблем сложности связаны с необходимостью соотнести жесткий график работы и творческие планы профессионального оркестра с ритмом учебного процесса. Ведь подготовка качественного выступления с молодыми, не имеющими опыта музыкантами требует и больше времени, и особой методики. Тот факт, что не один, а целых три симфонических оркестра дали согласие на сотрудничество с летней музыкальной академией, говорит и о возможностях, и о высоком уровне творческого самоуважения украинских музыкантов. Этот список возглавил самый лучший из наших коллективов — Национальный симфонический оркестр, который уже несколько сезонов уверенно ведет к новым творческим победам яркий музыкант и талантливый организатор Владимир Сиренко. Не менее активным было участие в этой акции Государственного эстрадно-симфонического оркестра под управлением Виктора Здоренко и недавно созданного, но уже завоевавшего авторитет оркестра «Филармония» из Чернигова, которым руководит Николай Сукач. Эти творческие коллективы сопровождали исполнение включенных в программу летних вечеров более тридцати концертов для фортепиано, скрипки, альта и виолончели.
Для юных музыкантов возможность сотрудничества с симфоническими оркестрами такого уровня оказалась не просто удачей, но, можно сказать, необыкновенным везением. Это стало в их судьбе своеобразной инициацией, акцией посвящения. Новичок, за спиной которого хотя и стоит готовивший выступление педагог, остается в этот момент один на один не только с массой слушателей, но и с сыгранным ансамблем опытных музыкантов. Однотембровый рояль, который он привык слышать как сопровождающий его сольную партию аккомпанемент, превращается в многоцветие оркестровых звучаний. Расширяется зона внимания, в диалоге с оркестром возникают новые задачи и функции. Особый характер приобретает контакт с дирижером, зрелым музыкантом, который в момент исполнения превращается в партнера юного коллеги, от выдержки и таланта которого всецело зависит успех исполнения.
Подобные мысли мгновенно проносились в памяти, когда звучал Концерт для скрипки с оркестром Я.Сибелиуса, один из самых известных, классических образцов данного жанра. Яркую его интерпретацию представил скрипач из Англии Харриет Маккензи (класс проф. М.Лакировича). Привлекала свежесть и непосредственность исполнения популярного произведения, интересного не столько техническими сложностями, сколько вдохновенной романтической аурой, удачно воссозданной солистом.
По степени популярности Фортепианный концерт Э.Грига может соперничать разве что с Первым концертом Чайковского, который все же доступен более подготовленным музыкантам, в то время как произведение Грига широко используется и в учебном репертуаре. В открытых концертах такую музыку нужно исполнять либо блистательно, либо не браться за нее вовсе. В программах академии слушатели получили возможность сравнить две интерпретации: юной Кел Ки Чон из Новой Зеландии и выпускницы Киевского высшего музыкального училища им. Р.Глиэра Ксении Полстянкиной (класс проф. В.Руденко). В первом случае киевская публика, проявив присущую ей благожелательность, волновалась лишь о том, насколько успешно доберется солистка до конца сыгранной ею первой части, наградив дебютантку положенной порцией аплодисментов. В отличие от этого трактовка Ксении Полстянкиной уже претендовала на самостоятельность и стала первой заявкой на звание Мастера.
Говоря об участниках Международной летней музыкальной академии 2002 года (а их количество выросло по сравнению с годом минувшим почти вдвое), прежде всего хочется отметить профессионализм, который проявлялся, в частности, и в умении достойно вести себя на эстраде. Наблюдая, с каким внешним спокойствием и естественной свободой держится сцене Кирилл Плотников из Луганска, открывавший серию концертов, вспоминаешь рассказы о маленьком Моцарте, который покорял слушателей недетской уверенностью в собственных силах. Вероятнее всего, подобные качества возникают как в результате упорного труда, так и вследствие постоянного общения с поистине великой музыкой. Юные музыканты приобщались сами и вводили слушателей в мир творцов, которые умели переводить невидимое и неслышимое в материальную ткань нотного текста. Оживая под пальцами юных исполнителей, этот шифр превращался во взволнованную речь, становился голосом, чередой образов, излучавших особую духовную энергию. Невзирая на разницу в возрасте и в уровне технической продвинутости, в этой ауре так или иначе находились все концертанты, втягивая в воссоздаваемое духовное пространство слушателей.
Не приходится удивляться, что ни на одном из концертных программ летней академии, в том числе и на камерных концертах, которые проходили в Доме учителя, зал не пустовал. Чувствовалось, что для киевлян эти музыкальные «посиделки» стали и традиционными, и абсолютно необходимыми. На летнюю эстраду стекались не праздно гуляющие. Сюда шли целенаправленно со знакомыми и друзьями, собирались семьями люди самых разных возрастов. В этом объединении вокруг музыки было что-то особое, связанное с возможностью наблюдать зарождение таланта, его первые озарения, первые смелые шаги, пусть порой и не вполне самостоятельные, поддерживаемые авторитетом учителя и опытностью старших музыкантов.
На одном из вечеров между рядами, заполненными слушателями, ходил плохо одетый мужчина и собирал пустые бутылки. Увлеченные исполнением пианисткой из Франции Жостин Вердье (класс проф. М.Маркова) Второго фортепианного концерта Шопена, меломаны этого чужака не прогоняли и не пытались одергивать. Человек, собиравший бутылки, не был навязчивым, однако невольно привлекал внимание целенаправленностью своих действий, нисколько не связанных с содержанием момента. По выражению его лица трудно было понять, слышит ли и он окутанные светлой меланхолией мелодии Шопена, ощущает ли на себе воздействие звуков рояля, который то словно тонет, то стремительно возносится над мощным звучанием оркестра.
Кинематографический эффект этой необычной слуховой и зрительной картины дополнялся атмосферой теплого летнего вечера, успокаивающими глаз зелеными кронами старых деревьев, которые окружали концертную эстраду, дыханием шумевшего внизу Днепра. А все в целом, как и во все другие музыкальные вечера в парке над Днепром, окрашивалось чувством духовной радости, которое рождалось в общении с самым прекрасным и человечным искусством — музыкой.