АКАДЕМИК АВТОРИТЕТОВ ЮМОРА АЛЕКСАНДР ШИРВИНДТ

Поделиться
На спектакле Театра Антона Чехова «Чествование» сначала смеялись, потом утирали слезы, потом биси...

На спектакле Театра Антона Чехова «Чествование» сначала смеялись, потом утирали слезы, потом бисировали - в общем, душа публики, наконец-то, развернулась во всю ширину славянского сантимента, который часто путают с менталитетом. Трагикомедия американца Бернарда Слэйда, не отягощенная социальным и философским подтекстом, как нельзя кстати заглянула в нашу столицу в разгар всеобщего обрезания информационных коммуникаций с их столицей - Москвой. Любимец женщин и деловых дам Александр Ширвиндт блистал на сцене Театра им.Франко во всем своем эстрадно-драматическом великолепии. Смокинги от Славы Зайцева демонстрировали цвета малость сбрендившей радуги, наглядно иллюстрируя скороговорку: молодцу все к лицу. Это был достойно срежиссированный Леонидом Трушкиным бенефис, в котором даже такие актрисы, как Татьяна Догилева и Любовь Полищук, лишь оттеняли скромное обаяние буржуазии в воплощении ненавязчиво американизированного Ширвиндта. И это ничего, что в рекламе гастролей на плечо к Ширвиндту склонялась Алентова, а на сцене вместо нее то же самое не менее обольстительно делала Догилева. И уж совсем не страшно, что фамилия драматурга на афише - Слейд, в сборнике пьес - Слэйд, а в театральной программке спектакля бедного американца склоняли и в одной, и в другой транскрипции. Это лишь подчеркивает, насколько по-прежнему велик и могуч наш негосударственный язык. В остальном, леди и гамильтоны, все было вправду хорошо. Хотя странно, что в пьесе американского автора прозвучала та самая задушевность, по которой мы все давно соскучились, пожирая просроченную продукцию отечественных чернушных, порнушных и желтушных драмоделов. Смех и слезы зрителей - что может быть выше такой оценки спектакля для его создателей!

И я в этом особом состоянии, замешанном на смехе до слез, пошла брать интервью у Александра Ширвиндта после окончания дневного представления. Мне повезло: я стала свидетельницей, в который раз, закулисного театра, достойного пера уже не Слэйда, а Булгакова. Организаторы гастролей «Чествования» попросили меня подождать, пока вездесущие переносчики массовой информации на свой лад пообщаются с артистом. Найдя для себя пятый угол гримерной, я со странным чувством неловкости слышала, как Александр Анатольевич вынужден был отвечать, что он любит есть на завтрак и каких женщин предпочитает в том же гастрономическом смысле. Потом работники пера и топора по очереди фотографировались вплотную к обездвиженному кумиру. А одна дама с телекамерой настаивала на том, чтобы артист подписал ей на память портрет с выстраданной истошной надписью: «Дорогой любимой Наденьке от...». Наденьку Александр Анатольевич, разумеется, видел первый раз в жизни... Да и на Крупскую она ничуть не походила, как, впрочем, Ширвиндт не напоминал ни одного из Ильичей.

Когда мы, наконец, остались вдвоем и на меня в упор посмотрели голодные неразгримированные глаза Ширвиндта, я поняла, что дело плохо. Как ни странно, разговор получился удачным: мы успели вовремя достичь консенсуса и слегка повеселевшего Ширвиндта, наконец, повели обедать. Интервью предлагается вниманию читателей «ЗН».

- Александр Анатольевич, с

92-го года вы возглавляете Академию Авторитетов фестиваля юмора «Золотой Остап». Почему в этом году фестиваль в Питере не состоялся?

- Пять лет назад художественный руководитель питерского Дома сатиры и юмора Виктор Биллевич задумал устроить фестиваль, на котором будет вручаться профессиональная премия за юмор. Первыми лауреатами стали в 92-м году Ярмольник, Угольников и Шифрин. Меня тогда же назначили главой Академии Авторитетов. Но в начале этого года я подписал указ о ликвидации Академии Авторитетов и создании российской Академии Юмора, демократично назначив себя ее президентом. Я считаю, что «Золотой Остап» - замечательная бессмыслица в ряду общей бессмыслицы, которая существует в стране. В этом году мы ожидали в ноябре самых отборных гостей: Кикабидзе, Данелию, Арлазорова, кабаре-дуэт «Академию» и даже Пьера Ришара. Но многие спонсоры внезапно подвели «Остапа», и с нами остались только близкие друзья. Все кончилось тем, что за три дня до открытия фестиваля в подъезде собственного дома был убит один из вдохновителей «Остапа» - Сергей Рогов. Поэтому мы решили перенести пятилетие фестиваля на следующий год.

- Спектакль «Чествование», который вы привезли в Киев, получил «Золотого Остапа» в 93-м году. Наверное, игра в спектаклях антрепризного объединения Трушкина более перспективна, чем служба в стационарном Театре сатиры?

- С точки зрения возможности сыграть то, что хочешь, - конечно, более перспективна. Хотя особой обязаловки у нас в Театре сатиры тоже нет. Мне никто не приказывает: «Играй - и все!». Но тем не менее, мы действительно там на службе и надо думать не о своей необходимости в качестве артиста, а о необходимости театра в определенном репертуаре. В антрепризе я свободен, меня приглашает режиссер Икс или, в данном случае, Трушкин. Он не может меня ни к чему обязать. Вообще-то Леня - мой ученик, он заканчивал Театральное училище имени Щукина, и я делал с ним дипломный спектакль. И вот он меня просто уговорил сыграть главную роль в «Чествовании», можно сказать, достиг желаемого результата своей упрямостью и цепкостью. Я ведь поначалу очень кочевряжился.

- Трушкин был вашим учеником-актером. А вы знали его как режиссера?

- Конечно. Как только возник Театр Чехова, я все его работы смотрел, Леня меня звал всегда на премьеры, чтобы почтить своего наставника. Я видел и первый спектакль «Вишневый сад», и «Сирано», и «Там же, тогда же...», и «Подземку» - все я видел.

- Какое у вас сегодня ощущение после спектакля? Легко играть на киевскую публику? Как она воспринимает?

- Играть легко, воспринимает хорошо. Хотя, знаете, в наше время всякая публика приходит в театр. Мне показалось, что киевские зрители были изначально насторожены. Нас же пытаются разъединить всеми силами. И это бесследно все-таки не проходит. Какие-то ростки, я думаю, уже есть. Поэтому в начале спектакля у многих, видимо, было ощущение: «Чего это они нам привезли? Не халтура ли это? А не приехали ли они в Киев просто подзаработать денег?» Это естественная настороженность, особенно когда приходит в театр зритель поднаторевший. Но так как в нашем спектакле подвоха нет, никто левой ногой не играет, то через какое-то время публика расслабляется - и дальше все идет нормально.

- Вам замечательно подыгрывали ваши партнерши. И все-таки почему вместо Людмилы Гурченко в Киев приехала частая гостья Любовь Полищук, чтобы сыграть роль Хиллари?

- Люся заболела и попала в больницу. Из-за этого у Лени Трушкина сорвалась премьера - «Недосягаемая» по Сомерсету Моэму. Люся там играет большую роль. Леня предлагал и мне играть в этом спектакле, но я не могу, потому что мы сейчас в Театре сатиры готовим премьеру по пьесе Горина. Он написал ее специально для нас. Ставит Петр Фоменко, а спектакль будет называться «Счастливцев-несчастливцев». Там есть некоторый проход по «Лесу» Островского, но вообще это современная вещь.

- Какая сейчас театральная атмосфера в Москве?

- Очень бурная. Премьера за премьерой - как гейзеры. Что-то получается хуже, что-то - лучше, но работы много.

- А что нравится вам?

- А я очень редко бываю в театрах, я только на проверенное иду, чтобы потом не мычать от сдавленного негодования. Очень хорошо работает Фоменко. У Сережи Арцыбашева теперь свой театр на Покровке, он недавно сделал замечательный спектакль «Женитьба». Костя Райкин тоже работает интересно. Я, к сожалению, не видел «Трехгрошовую оперу» в постановке Володи Машкова, но, говорят, он затеял мощное представление.

- Как держится столько лет ваш Театр сатиры? Ведь по Немировичу-Данченко театры живут не более двадцати лет...

- Да, они умирают, но некоторые умудряются сохранять свою особую атмосферу. Когда началась эта перестройка, театры вообще опустели, даже шлягерные театры. Люди бросились в надежды, в ожидание, в борьбу. А сейчас всем все стало ясно - и публика вернулась в театр. Что касается Театра сатиры, к нам всю жизнь приходят усталые люди, которые просто хотят отключиться. Можно говорить о разных театральных свершениях в Москве, великих спектаклях или неудачах... Но есть театры, куда люди приходят, я повторяю, отключиться. Я не могу сказать, что это глобально, но в Сатире почти всегда аншлаг. У нас спектакли разного качества, уровня, разных направлений. И тем не менее, это смешно, весело, беззаботно, и люди, приходя к нам, стремятся отрезать себя от программы «Время». А выйдут на улицу после спектакля - опять «Время»...

- Сейчас появилась форма мобильных спектаклей, предназначенных для гастролей. Куда и с чем ездите вы?

- С «Чествованием» мы были в Америке, в Петербурге часто бываем, были в Казани, сейчас приехали к вам в Киев. Еще я сделал такое эстрадно-театральное представление «Молчи, грусть, молчи» к юбилею Театра сатиры. Мы были в Киеве два года назад и играли его в Оперетте. «Мародеры» наши не очень мобильны, там довольно много нагорожено, но мы ездили с ними в Казань, Ригу и еще куда-то.

- Вы пишете для театра, издаете книги?

- Ну да, в «Грусти» много моих текстов. Но для театра я вообще-то не пишу, для себя приходится пописывать, потому что авторы сейчас для эстрады ничего не дают, все сами читают. А книжку я издал два года назад, называется «Былое без дум». Хорошая книжка... Приезжайте в Москву, я вам подарю.

- Спасибо. И последний вопрос перед обедом: играете ли вы в политические игры, столь популярные в среде нынешней интеллигенции?

- Нет, не играю, и вам не советую. Приходите лучше в театр, где я всегда на своем месте. Ей-Богу, не пожалеете!

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме