После праздников Украинский Театр вспомнил о том, что ему нужно опохмелится и чем-то закусить. А не за что. В кармане ветер арию поет: о, дайте, дайте мне свободу, как свой позор сумею пережить?
Ключевое слово в адаптированной арии — «позор».
Пожалуй, позором и выглядят мизансцены текущей недели.
Десять академических украинских драматических театров аж через пять лет (!!!) «вспомнили» о том, что страна и ее высокохудожественное правительство НЕ ВЫПЛАЧИВАЕТ им положенные надбавки к жалованью. И только на днях стали бить в набат.
Может, прикалываются?
Тут неделю чего недополучишь — уже нервы на пределе.
А страстотерпцы из разных регионов, оказалось, пятилетку ожидали законом предписанную «милостыню». Покуда, очевидно, о рекламные плакаты не споткнулись: «Почую…» или «Вона…».
Еще с 2005 года 16 учреждений (театров) получили статус академических. (Согласно букве кабминовских документов).
Это не просто красивая виньетка — на фасаде. А 100% или 30% повышения заработной платы сценическим работникам.
Если не обманывают серьезные источники точностью подсчета, то, раньше-раньше-раньше «академическими» лейблами обзавелись в Украине десятка три остальных театров («до» оранжевой революции). При этом своевременно получив причитающиеся деньги.
Удивительно радужная творческая панорама. Что ни театр — то «академия».
Куда ни кинешь взор — там и высокий стиль образуется, и классический слог услышишь, и заветы Станиславского-Немировича-Юры-Данченко в каждой мизансцене обнаружишь.
Если принимать только на веру эти «измы» (академизмы), то собирательный образ Украинкого Театра — это исключительно духовная астральная высокохудожественная Академия. Где каждый спектакль — откровение Господне. И, глядя на сцену, слезы можно лить с утра до ночи.
Это не ерничанье. А глас «протрезвевшего» — с похмелья.
Что стоит ныне за десятками «академических» вывесок? Пустота и фикция. Это ничем не наполнено.
Утверждаю на собственном опыте. Хотя, естественно, есть хорошие, даже «кассовые» театры — в Севастополе, Донецке, Львове, других городах.
Нужно ли в новом веке ретиво цепляться за мнимые «измы» (академизмы)? Олег Павлович (Табаков) давно раздолбал в Камергерском переулке на старом фасаде МХАТ букву «А». И остался просто МХТ. Без «академического» (возможно, стоило бы и «художественный» убрать, судя по их гастрольным подношениям, но это не наши проблемы).
Живут в пиру самообмана.
И снова только «обертка», а не «вкус»…
Жаль — по-человечески жаль — приличных людей, многие из которых честно работают в трудных условиях современности в театрах разного творческого диагноза и диапазона: в Ривном, Луцке, Ивано-Франковске, Луганске, Львове (представители этих коллективов, в основном, директора, и приехали на этой неделе с челобитной — к «царице-матушке» из Кабмина).
Они требуют положенное. То, что обещали.
И то, что прописано в правительственном постановлении № 968 от 28 июля 2004 года — еще раз про зарплаты.
И именно это более всего и изумляет: столько времени нужно было МОЛЧАТЬ, чтобы вспомнить о собственном желудке только через пять лет, накануне дежурных выборов…
Почему год назад «голодные бунты» не устраивали и Минкульт не теребили?
К нашему театру применимы разнообразные эфемерные определения. Уникальный, национальный, разноплановый, экспериментальный, общедоступный. В данной истории уместно уточнение — ТРУСЛИВЫЙ. Если терпели. И кормились отписками из кабинетов.
И еще этот театр неадекватный. Если поголовно «договорились» величать себя «академиками». Интересно, где творческие «сверхприбыли» после почета, где международное признание и участие в престижных фестивалях?
Очковтирательство. Вот что такое этот «академизм».
Компрометация самого понятия (академия!) — вот что такое эти виртуальные «достижения».
Если даже студийный (довольно приличный) театр-кафе на Андреевском — и тот академический… То впору «академизировать» всю самодеятельнсоть на канале СТБ.
Вместо того чтобы за эти годы — и чиновникам, и директорам, и худрукам — разработать эффективную схему финансирования, вместо того чтобы отбросить архаические пережитки и внести коррективы в устаревшие законы — только раздача воздуха… Просто по д’Артаньяну — «Каждый гасконец в душе академик!».
В театральной сфере несправедливость вопиющая… Бездарный статист, который носит канделябры в столичном национальном академическом, может получать пять-шесть тысяч… Человек, убеленный сединами, большой мастер (но в провинции) — даже до «штуки» не дотягивает, согласно окладу…
Деление украинских театров на «национальные», «академические» и еще неизвестно «какие» в исконной сути своей порочно.
Они все — национальные.
Потому что представляют различные художественные стороны талантливого народа.
Но не все — академические…
Таковых вообще — если вникать в этимологию — практически не осталось. Скверная театральная школа, порою бульварный репертуар, внутренние «волчьи законы» в том или ином театре… Разве это формирует высокий стиль?
Разве есть у нас сегодня в Театре личность, равнозначная по масштабу теоретического осмысления сценических законов (и практического их преломления), наподобие Курбаса… Таких нет. Есть другие. Среди них талантливые. Зато каждый первый — «академик» в этом одном театре абсурда.
Министр культуры В.Вовкун резонно утешил театралов-лишенцев: мол, выплата таких надбавок в 2010-м означает дополнительное выделение более сотни миллионов гривен, против этого бунтует Министерство финансов (а также Министерство труда и социальной политики), а голодные и неимущие в нашей стране накануне выборов работают не только в театрах…
Значит, ждать неоткуда. И не от кого. Надежды — на местные бюджеты и собственные силы.
Заняться стоило бы не упрощенным «раздавай и властвуй», а сложным — выстраиванием новейшего эффективного механизма поддержки отечественного театрального искусства.
Поддержать которое следует незамедлительно.
Если еще и театр потеряем, то…
Может, внешне ничего и не изменится.
Но процесс одичания достигнет кульминации. И наши «западные» артисты окончательно разъедутся по италиям — нянчить синьор. А артисты «восточные» — в лучшем случае сядут на паперть…
Однако, перефразируя Радзинского, театр времен… чумы и демократов.