А «ПРЕМЬЕРЫ» ОСТАЮТСЯ ПРЕМЬЕРАМИ

25 апреля, 2003, 00:00 Распечатать Выпуск № 16, 25 апреля-7 мая 2003г.
Отправить
Отправить

Снова пристальное внимание критики направлено на фестиваль «Музыкальные премьеры сезона», который вот уже тринадцатый год подряд активно участвует в процессе развития украинской культуры...

Снова пристальное внимание критики направлено на фестиваль «Музыкальные премьеры сезона», который вот уже тринадцатый год подряд активно участвует в процессе развития украинской культуры.

Возникают ассоциации с поговоркой «назвался груздём — полезай в кузов», так как, означив фестиваль «Премьерами сезона», его создатели обрекли своё детище на определённый риск. Тут уж, что называется, «будь готов» к бесконечным претензиям и пожеланиям со стороны представителей прессы, которые так и норовят указать на неоправданные ожидания от фестиваля.

Предвидя будущие нападки масс-медиа, организаторы фестиваля заранее расставили все точки над «i». Были оговорены такие вопросы, как соотношение количества премьер и апробированных произведений, качество исполнения, процент иностранных участников и др. Прежде всего директор фестиваля И.Щербаков отметил, что «Премьеры» не стоит воспринимать только как праздник, они не рассчитаны лишь на удовольствие слушателя. В первую очередь — это рабочий процесс, музыкальное искусство в его развитии.

Поднять такую глыбу, как фестиваль международного уровня, очень сложно в принципе. Помимо финансовых проблем (на пресс-конференции организаторы попросили журналистов отвлечься от денежных вопросов и сосредоточиться на музыке) существует и проблема исполнения современной музыки. Не секрет, что оркестры довольно редко исполняют сочинения современных авторов. Поэтому многие произведения, представленные на «Премьерах», «делались» всего за несколько репетиций.

Включение в программу таких авторов, как Д.Шостакович,
И.Стравинский, творивших более полувека назад, было продиктовано репертуаром оркестров, принимающих участие в фестивале. Однако не стоит воспринимать это как нонсенс, в корне подрывающий идею фестиваля. Непремьерные произведения в «Премьерах» — почему бы и нет, к тому же слушателю предоставляется прекрасная возможность сравнить музыку ХХ и XXI веков.

В основном исполнители в хорошем смысле удивляли. Кто-то подтверждал уже завоёванное признание, кто-то пытался покорить публику впервые. Последнее относится к оркестру Благотворительного фонда им.
А.Штогаренко, созданному незадолго до фестиваля. Его выступление показало, что даже объединение лучших музыкантов Киева не определяет успех проекта. Возможно, когда-нибудь оркестр добьется той слаженности, которая приходит в результате многочисленных репетиций и при наличии все-таки нужной в оркестре «иерархии» (которая неумышленно оказалась нарушенной, ведь лучшие привыкли лидировать).

Что же касается надоевшего уже вопроса «на уровне ли мы?», то, как было отмечено на пресс-конференции и как доказали сами исполнители (например, ансамбль солистов «Киевская камерата», камерный оркестр ARCHI, камерный ансамбль «Киевские солисты»), — да, на уровне, ещё и на каком!

Вдохновения и виртуозности украинским музыкантам не занимать. Разве что экспрессии, некой театральности, на наш взгляд, не хватало. Особенно на фоне темпераментного словацкого скрипача Милана Пали. Его яростное исполнение даже пришлось остановить по техническим причинам, так как не выдержала струна.

Да, струнам и смычкам пришлось несладко. Именно на них была сосредоточена большая часть ответственности за воплощение замыслов современных композиторов. Хотя, несмотря на стремление авторов к экспериментаторству (иногда оно превращалось в самоцель), стал заметен более живой интерес слушателя к концертам подобного плана. Наверное, публика наша все-таки становится более подготовленной.

Почти все украинские композиторы, принимающие участие в фестивале, порадовали аудиторию. Даже факт непремьерного исполнения не мог омрачить впечатления. Имена, которые уже известны многим любителям музыкального искусства, пожалуй, приобрели для них определенные ассоциации. Например, увидев в программе произведения Сергея Зажитько, публика с удовольствием готовится эпатироваться и удивляться. Не заинтересоваться концертом, в программе которого присутствуют эпатажные сами по себе названия творений Владимира Рунчака (антисоната для двух фортепиано или «Удар — ни, ще удар — ни, — ударни») просто невозможно. А сочинения таких авторов, как Жанна Колодуб, Мирослоав Скорик, Валентин Сильвестров, Евгений Станкович в очередной раз подтвердили существование украинской композиторской школы.

В качестве почётных гостей фестиваля за иностранный блок уже который раз «отдувались» польский музыковед, организатор музыкальных фестивалей в Кракове Ежи Станкевич и один из ведущих британских композиторов Кевин Меллоун. Пан Станкевич представил партитуру изданного в Польше фортепианного концерта Игоря Щербакова и познакомил с творчеством польского композитора (родившегося, кстати, в здании нынешнего Союза композиторов) К.Регамея.

Кевин Меллоун, который, помимо статуса почётного гостя, приобрёл статус негласного хэдлайнера фестиваля, как и на прошлых «Премьерах», дал мастер-класс по электронной музыке и привёз концерт для двух контрабасов и камерного оркестра «18 минут». Произведение сразу получило огромный резонанс, став одним из кульминационных событий «Премьер». А посвящение концерта камерному оркестру ARCHI не только делает честь исполнителям и льстит нашему украинскому самолюбию, но и является свидетельством того, что наши музыканты играть умеют.

Такая четкая временная конкретность названия требует дополнительной расшифровки: 18 минут — роковой отрезок времени, связанный с событиями 11 сентября 2001 года. Именно столько времени прошло с момента попадания первого самолета в знаменитые башни-близнецы до второго. Поразительно, что при такой мрачной окраске и концептуальной насыщенности творческий замысел реализован при помощи музыкального состава, не предполагающего наличие «тяжелой артиллерии» — ударных, медных, словом, инструментов, удачно воспроизводящих инфернальные, трагические образы. Тем не менее сочинение поражает своим размахом и актуальностью тематики.

Произведения, возникшие как отклик на исторические события, обычно вызывают много вопросов. Чтобы не изобретать заново велосипед и не придумывать свою трактовку прозвучавшего концерта, «ЗН» обратилось к автору.

— Чем обусловлена солирующая роль контрабасов в вашем концерте? Как известно, в истории концертного жанра практически нет подобных примеров.

— Дело в том, что, по сравнению с другими представителями струнной группы, тембр этого инструмента наиболее близок тембру мужского голоса. У скрипки, например, очень выразительный звук, который обычно ассоциируется со звучанием женского голоса. Мне кажется, что тембр контрабаса менее экспрессивен и идеально подходит для воплощения моего замысла.

— Почему два ведущих инструмента, а не один? Контрабасы призваны символизировать здания-близнецы?

— Не только. С помощью двух инструментов я хотел показать разговор нескольких людей. Диалог контрабасов составляет стержень всей концепции. Произведение делится на три части, каждая из которых звучит по шесть минут. В первой я хотел передать панику, слухи, догадки людей, пытающихся осознать происходящее. Во второй части я попытался зафиксировать комментарии масс-медиа, роль радиоведущих я поручил контрабасам (под партиями подписаны фразы дикторов, звучавшие в тот день). Последняя часть написана под влиянием одного из моих любимых композиторов — П.Чайковского (эта часть осталась без авторских комментариев).

— Чем вызвано ваше посвящение концерта камерному ансамблю ARCHI?

— Мне нравится то, что они делают, как они играют. Первое мое знакомство с ансамблем состоялось очень давно, еще в 1994 году. С тех пор я стараюсь не терять с ними контакта.

— Что заставляет вас приезжать в Киев уже в пятый раз?

— Мне очень интересна украинская музыка, к тому же всегда полезно обменяться творческим опытом и наблюдать отличия. Ведь разница между современной украинской музыкой и музыкой Англии и США очень велика (насколько именно — осталось недосказанным…).

Помимо почетных гостей международный статус «Премьер» подтверждали такие страны, как Словакия, Чехия, Нидерланды, Финляндия, Норвегия, Германия, Япония, США и Швейцария — довольно впечатляющий список, не так ли?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК