Концерты рок-групп в обновленных версиях для симфонического оркестра на Западе уже давно перестали быть чем-то «брэндовым». В Украине волна «осимфонизирования» рок-групп возникла недавно и пока не успела обрасти традициями. Среди постсоветских стран первой отреагировала Россия, а точнее, Николай Носков. Инспирированная подобным опытом Украина не осталась в стороне, и первой отечественной попыткой стало выступление группы «Океан Эльзы». На удивление, поговорка «первый блин комом» в этот раз не сработала, и концерт удался. Спустя несколько лет этот эксперимент отважились повторить серо-зеленые кумиры 90-х — группа «Грин Грей». 30 мая в стенах Национальной оперы состоялся долгожданный концерт. Своим выступлением участники группы одновременно убили сразу двух зайцев: и от моды не отстали, и юбилей отпраздновали. Все-таки 10 лет — дата значительная и ко многому обязывает, да и сольных концертов раз два и обчелся, хотя на пресс-конференции журналисты так и не смогли понять, были ли сольники в истории группы вообще.
«Грин Грей» в оперном театре — уже смешно, а если не смешно, то по крайней мере странно. Но такая ядерная смесь лишь подзадоривала фанатов, скупивших все билеты. Поклонники группы пришли с желанием оторваться, поорать под ураганно-тяжелый грин-греевский звук и, получив порцию адреналина, разойтись. В некотором смысле кумиры оправдали ожидания — хитовые композиции пели все (наверное, оперный давно не видел такого переполненного, орущего зала). Оторваться и потанцевать на полную катушку не получилось — официальная обстановка не вдохновляет на подобное, да и пространство ограничено. Адреналин тоже временами появлялся, особенно при виде падающих листьев во время песни «Депрессивный листопад». Не было разве что хорошего, качественного вокала, дизелевского драйва, в общем, не хватало привычной группы «Грин Грей».
Перспективная группа, аккумулировавшая в себе рок, хип-хоп, фанк, панк, хард-кор и многое другое, с оригинальным саундом, яркими фронт-менами, раскрученная не только в Украине, но и в России, — все это с полной уверенностью можно отнести к «Гринам», или можно было… То, что обычно выделяло группу из общего потока, оказалось «снятым» и растворившимся в звуках оркестра. Национальный заслуженный академический симфонический оркестр Украины под управлением В.Сиренко (не поверите, но Мурик без запинки произнес все регалии) был, пожалуй, единственным, кто качественно отыграл концерт, несмотря на довольно необычное для себя амплуа.
Музыка оказалась на концерте второстепенным персонажем, уступив дорогу модному шоу. Акцентирована была внешняя сторона действия, которая по удельному весу превосходила и, пожалуй, заменяла выступление группы. Проникнувшись атмосферой оперного, музыканты попытались передать его ауру. Однако сказалась нехватка опыта, возможно, поэтому происходящее выглядело наивно, а порой переходило в откровенный стеб.
Итак, у зрителей (именно у зрителей, а не слушателей) была возможность окунуться в барокко, побывать на гусарском балу, лицезреть греческий театр. Чем объясняется такая хаотичность в выборе — непонятно, ведь фактически проследить какую-либо логику во всем этом было довольно трудно.
Фанаты группы на ура приветствовали бегающих по сцене Дизеля и Мурика, переодетых в костюмы предыдущих эпох. Надо отдать должное: поклонники любят группу в любых ипостасях, одинаково реагируют как на фраки, так и на обычный грин-греевский прикид. Затянутые и не совсем уместные балетные вставки, предназначенные, вероятно, для усиления образного воздействия, вызывали только смех. Какой бы сомнительной ни казалась молодежь, фальши и надуманности она не любит, и порой не совсем благозвучные реплики присутствующих становились чем-то вроде лакмусовой бумажки. Не радовали и танцоры, чья пластика оставляла желать лучшего. При таком размахе можно было бы и постараться.
Вершиной зрительского недоумения стала выразительная декламация известной народной легенды «Ой, Леле, Леле» в исполнении юной девочки, предваряющая песню «Мама». Несмотря на то что столь нежный возраст не стал преградой для исполнения, все же поручать такой идейно насыщенный текст ребенку не было необходимости, да и публика не оценила. В итоге довольно актуально прозвучала фраза из зала: «Ребята, мы театром не ошиблись?».
Данью уважения оперному (что, однако, все равно не спасло ситуацию) было изъятие нецензурных выражений из одной из самых известных песен грин-греевцев — «MF». Заменой послужило выразительное интонирование духовых. Но мы-то песню знаем, так почему бы не помочь солисту (может, он просто забыл слова?) и не спеть за него? В итоге знаменитейший, наипопулярнейший и самый ходовой в Украине английский оборот прокричал весь зал. Представляете, какое единение аудитории с исполнителями? Огромная волна солидарности захлестнула всех и, слившись в экстазе, народ простил все, что ранее вызывало недоумение. Забылись и «непонятно-зачем» сделанные интродукции, открывающие отделения, и поломка гитары, и «непонятно-к-чему» комментарии между песнями Мурика (иногда лучше жевать...). С исполнением тоже было не все гладко, но верные слушатели старались, как могли.
Если убрать все внешние факторы и сосредоточиться исключительно на музыке, то окажется, что любимые всеми песни изменились до неузнаваемости и во многом потеряли свою индивидуальность. Большинство обработок, при всем уважении к авторам — композиторам А.Гаврилец, С.Зажитько и Л.Юриной, — не подчеркивали оригинальность композиций, а лишь усредняли. Зато очень прочувствованным и нужным было усиление ударной группы (четыре ударника), что восполнило недостачу тяжелого саунда Дизеля.
Задумка концерта сама по себе довольно интересна и, как говорится, в ногу со временем. Может, нужно было приложить чуть больше усилий, более скрупулезно продумать сценарий? А, впрочем, юбилей отметили, с симфоническим выступили, фанаты в восторге. И не будем забывать об одном: может, некоторые из побывавших на концерте запомнят дорогу в оперный?