Библия Гутенберга, 42-строчная латинская Библия ин-фолио, которую еще называют Библией Мазарини, — самая старая из дошедших до нас книг, отпечатанных методом Гутенберга, — на самом деле была изготовлена в типографии, которая первопечатнику уже не принадлежала. О точной дате выхода фолианта, как и о датировке других событий жизни Иоганна Гутенберга, спорят до сих пор. Вероятнее всего, Библия вышла в 1456 году. Но с 6 ноября 1455 владельцем и печатного станка, и всего набора по решению суда стал золотых дел мастер Иоганн Фуст. Семью годами раньше он ссудил Гутенбергу 800 гульденов под залог некоего печатного устройства, которое тот обязался изготовить. Возврат долга несколько раз откладывался. Гутенберг рассчитывал вернуть деньги после издания Библии — проект сулил от 5 до 6 тысяч гульденов чистой прибыли, но плохо рассчитал силы. Работы оказалось очень много.
В Библии Гутенберга 1286 страниц (648 в первом томе и 638 во втором), без малого 3,5 миллиона печатных знаков. Конечно, мастеру не пришлось отливать все эти миллионы литер, но на набор, печатание, разбор набранного текста пришлось потратить годы. Когда типография перешла к Фусту, книга была почти готова.
Тексты печатали и до Гутенберга. Как на пергаменте, так и на бумаге. В Корее, Китае и Японии печать с гравировальных досок выполнялась еще в VII веке, а в Европе первые оттиски с деревянных досок были сделаны около 1410 года. И все же изобретение Гутенберга взорвало процесс книгоиздания, кардинально изменив не только качество и скорость, но саму идеологию производства книги. Гутенберг изобрел и выполнил полный полиграфический цикл, объединив технологии изготовления металлических литер, набора и печати. При отливке литер и лигатур он успешно имитировал лучшие образцы рукописных шрифтов, а при наборе заботился об архитектуре текста, добиваясь равномерного заполнения страницы.
До прославившей его 42-строчной Библии Гутенберг печатал учебники грамматики Доната. Как и сейчас, в пятнадцатом веке учебная литература хорошо раскупалась. Ни один из «донатов» целиком не сохранился, до нас дошли только фрагменты разных изданий. Но и по разрозненным страницам видно, что, издавая учебники, Гутенберг постоянно совершенствовался, улучшая прежде всего шрифты. Кроме «донатов», он печатал индульгенции, календари, и за год до начала работы над Библией — воззвание о походе христиан против турок, для освобождения Константинополя, захваченного годом ранее.
Прибыль, полученная после реализация 42-строчной Библии, досталась не Гутенбергу, а его кредитору Фусту. По мнению многих исследователей, он был учеником Гутенберга, работал вместе с ним, и без труда смог выбрать подходящий момент, чтобы лишить учителя-должника типографии. Видимо прибыль и вправду была изрядной. Во всяком случае, Фуст, а вместе с ним и другой ученик Гутенберга — Шеффер, продолжали издательскую деятельность. До смерти Фуста в 1466 году в типографии Гутенберга было издано около десяти больших книг и множество мелких изданий. Среди крупных — «Псалтирь» 1457 года, самая роскошная книга начальной поры книгопечатания. Видно было, что Фуст и Шеффер хотели доказать всем, а в первую очередь себе, что способны достичь вершин ремесла и без Гутенберга. Книгу набрали новыми крупными шрифтами, рубрики и заглавные буквы были не вписаны, как у Гутенберга, а напечатаны красной и синей красками. Технически книгу выполнили великолепно. Но она изобиловала пропусками и опечатками. Чувствовалось отсутствие мастера, ведь в Библии ничего подобного не было.
Псалтирь интересна еще и тем, что стала первой печатной книгой, содержавшей в небольшом послесловии выходные данные.
«Настоящее собрание псалмов, украшенное красивыми заглавными буквами и достаточно разделенное рубриками, благодаря искусному открытию печатания без помощи пера, изготовлено к прославлению Бога после многих трудов и забот и выпущено для пользования Иоганном Фустом, майнцким горожанином, и Петром Шеффером из Гернсгейма в год Господень 1457, в канун Успения Божьей Матери».
И Гутенберг, и Фуст с Шеффером, хранили технологию книгопечатанья в строжайшей тайне. Но уже в 1460 году появились типографии в Бамберге (Альбрехт Пфистер) и в Страсбурге (Иоганн Ментель), следом в Кельне, Риме, Венеции, Нюрнберге и Париже. Всего за сорок лет в 260 городах Европы было основано больше тысячи типографий, которые выпустили около 40 тысяч изданий общим тиражом в 10—12 миллионов экземпляров. С распространением книгопечатанья фактически началось Новое время. На печатном слове основывается и вся современная цивилизация.
Сейчас сложно сказать точно, печатал ли книги Гутенберг после того, как лишился типографии. По всей видимости, лично он этим уже не занимался, консультируя других издателей. Например, братьев Бехтермюнце, которые по приказу курфюста Адольфа фон Насау организовали типографию в Эльтвиле. Из-под их пресса вышел «Католикон», латинская грамматика и словарь, сочинение Бальба Генуэзского. Придворному печатнику Гутенбергу курфюст предоставил усадьбу Hofzum Algesmeyer и ежегодно выдавал двадцать мер зерна и два меха вина.
Окрестные жители до самой его смерти в 1468 году были уверены, что Гутенберг продал душу дьяволу и занимается черной магией.