Андрей Ротовский, президент Украинской лиги по связям с общественностью, кандидат философских наук, доцент
Юрий Штепа, первый вице-президент Украинской лиги по связям с общественностью, кандидат экономических наук, доцент
Поводов задуматься над проблемой более чем достаточно. Практическая необходимость проявилась в ходе избирательных компаний 2004—2006 гг., когда участники процесса и их политтехнологи изощрялись в «посланиях» обществу, не задумываясь над последствиями для страны и ее народа. Формальным же поводом послужила 15-я годовщина обретения Украиной государственной независимости.
Тот факт, что народ, веками мечтавший и боровшийся за свою государственность, обрел ее мирным путем, долгое время формально выполнял функцию общенациональной идеи, трансформируясь в последовательность задач, логически из него вытекающих: необходимость мирно распрощаться с СССР, утвердиться на международном уровне, создать институты государственной власти и политическую систему и, наконец, приступить к построению гражданского общества. Весь этот период мы жили на дивиденды идеи государственной независимости, но пришло время сформулировать новые общенациональные цели, имеющие общепризнанную ценность на несколько десятилетий вперед. Уже существуют и активно используются своего рода эрзац-идеи, состоящие в призыве выбирать между Востоком и Западом, между Россией и Европой и т. п., что не способствует ни единению нации, ни предсказуемости экономического и внешнеполитического курса Украины.
Анализ существующего информационного поля показывает: вопрос национальной идеи сегодня актуален, но пока размышления вокруг этой проблемы больше похожи на плач Ярославны, нежели на тот конструктивный диалог, который может дать Украине новую точку отсчета.
Таким образом, общественность осознает необходимость создания национальной идеи, однако шагов к ее формированию не предпринимает, ожидая, что кто-то придет и все сделает как надо. Но — Кто и Как надо?
Что такое «общенациональная идея», на каких основах она может быть создана — на национализме титульной нации, национальном интересе, патриотизме, на «мессианской цели»?
Со времен Моисея мы ждем, что наши вожди обладают неким знанием истины о благе народа и ведут нас известной лишь им одним дорогой к земле обетованной, а в нынешних реалиях — к демократии и благосостоянию единой Европы, транзитом через ВТО и НАТО. Ошибка кроется как в излишней конкретизации целей и сроков их достижения, так и в уверенности современных вождей в масштабах народной любви и доверия.
Сегодня мы видим, что национальная идея отождествляется с идеей украинского народа. Причем понятие «украинский народ» понимается не как «люди, живущие в Украине», а как «украинцы». Это отразилось в одном из лозунгов избирательной кампании нынешнего года: «Украина для украинцев».
Однако может ли национальная идея основываться на интересах одного этноса? Будет ли она жизнестойка, если не учтет интересы других народов? Сможет ли при таком позиционировании сохранить территориальную целостность наше многонациональное государство?
Что вообще является критерием создания национальной идеи и определения украинского народа? Что мы имеем в виду, говоря «украинский народ» — гражданина страны или национальное происхождение?
Можем ли мы игнорировать эти вопросы? И как это скажется на имидже и экономике страны?
Поскольку ныне на государственном уровне заявлен европейский вектор развития, ему нужно соответствовать. Можем ли прийти в Европу с массой национальных проблем? Примет ли она нас такими и какой будет цена такого принятия?
Национальная идея — это не ассорти из исторических символов, привлекательных лозунгов и социальных благ в национальной упаковке, а общая цель и долгосрочная стратегия развития данного общества. Чтобы цель стала действительно всеобщей, а готовность ей следовать, невзирая на возможные жертвы, передавалась от поколения к поколению, необходимо несколько обязательных условий.
Национальная идея станет объединяющей и созидающей, если будет:
— во-первых, транснациональной, транссоциальной и транстерриториальной, т.е. одинаково привлекательной для абсолютного большинства населения страны, невзирая на национальность, социальный статус и место жительства;
— во-вторых, базироваться на системе национальных ценностей и приоритетов, историческом опыте побед и свершений, а не поражений и национального унижения;
— в-третьих, отвечать духовным и материальным интересам современного общества.
Таким образом, определение национальных ценностей и интересов позволит сформулировать национальную идею. И только определив это, мы сможем предложить нашей исполнительной власти сформулировать все производные: экономическая политика, внешняя политика, социальная политика, молодежная политика, система образования, оборонная доктрина и т.д. и т.п. А общество, в свою очередь, получит систему критериев для оценки эффективности деятельности всех ветвей государственной власти с точки зрения защиты национальных интересов, приумножения национальных ценностей и верности национальной идее.
Какие общенациональные идеи есть у других наций? Как они образовались и какую функцию выполняют?
История человечества знает множество примеров успешных и провальных формулировок национальной идеи. Среди наиболее известных: «Франция — это Я», «Германия превыше всего», «Третий Рим». Многие народы даже вставляли соответствующие высказывания в национальные гимны: «Правь, Британия, морями», «Отречемся от старого мира», «Ще не вмерла Україна».
Сегодня можно выделить несколько стратегий, основанных на различных национальных идеях.
1. Внешний интернационализм и внутренний национализм — приоритет национального (национализм) над территориальным (патриотизм). Примером подобной национальной идеи является современная парадигма еврейской нации. Объединяющим признаком выступает здесь национальная принадлежность, выраженная во взаимной поддержке (лоббировании) на транснациональном уровне, а идеологическим — идея собирания евреев всего мира ради возрождения Государства Израиль (сионизм). Национальная идея выражает концепцию единого народа независимо от места проживания и социального статуса. Концепция подтвердила свою эффективность на протяжении веков, но ставила представителей нации под удар в период национальных конфликтов, формируя образ враждебной «пятой колонны», служащей чужому государству.
2. Внутренний интернационализм при внешнем национализме. Провозглашается верность идеалам демократии, свободы и веры в бога; всеобщее равенство рас, национальностей и религий, но только внутри собственного государства. Патриотизм как основа внутренней и внешней политики основан на теории «большого котла» в формировании единой нации. Наиболее ярко данную концепцию представляют США, «обогатившие» мир идеей «Американской мечты». Такая концепция обеспечивает быструю консолидацию нации и мобилизацию ресурсов перед лицом внешней угрозы, максимум свободы для предпринимательства, переток капиталов и рабочей силы внутри страны. Она показала свою наивысшую эффективность в XX веке, но оказалась не готовой к таким вызовам XXI века, как глобализация экономики, международный терроризм, отсутствие достойного противника и др.
3. Региональный интернационализм при внешнем национализме — римейк идеи Соединенных Штатов Европы в виде Европейского Союза. Национальные идеи старых европейских демократий трансформируются в наднациональную идею Объединенной Европы: создание регионального образования с целью защиты более высокого уровня жизни внутри страны, недопущение вооруженных конфликтов внутри образования, ведение согласованной внешней политики, противодействие гегемонии США и Китая, защиту европейской культуры. Провозглашая главной ценностью права человека и демократию, идея европейского единства находится в стадии оформления и на практике тяготеет к «изоляционизму».
4. Национализм внешний и внутренний. Идеология и практика, основанная на абсолютной ценности территории, выражается в доктрине абсолютизации государства как высшей цели. Политические и общественные институты призваны обслуживать государство. Права и свободы граждан регламентируются государством, высока роль армии и полиции; затруднены контакты с внешним миром; для удержания различных наций и народов в рамках единых правил определяются главный язык (государственный), религия и нация. Концепция присуща империям в период распада (Восточная Римская империя, Китай, Япония, Россия, Великобритания). В новейшие времена концепция была опробована в СССР, но, являясь сверх затратной, потерпела крах. Сегодня попытки сформулировать национальную идею новой демократической России устойчиво воспроизводят приснопамятную «Православие. Самодержавие. Народность». Проект финансируется сверхприбылями от экспорта энергоносителей и уже сегодня демонстрирует свою антидемократическую направленность.
Какие проблемы существуют в формировании украинской общенациональной идеи? Как подобные проблемы решаются в Европе?
Национальная идея не только определяет стратегию развития государства. В первую очередь она необходима для самоидентификации гражданина. Кто я, гражданин Украины XXI века: славянин, православный, европеец, украинец, представитель процветающей страны, гастарбайтер, бедный родственник благополучной Европы, младший брат или старший сын? В чем мой национальный интерес: свобода перемещения по Европе, защита моего рабочего места от иностранцев, свобода общения, единая религия, возможность служить в цивилизованной армии, национальный язык? Что для меня представляет наибольшую ценность: материальное благополучие, семья, демократия, чувство личной безопасности, гарантия занятости? Чем я готов пожертвовать: частью своих имущественных прав, свободой слова, частью доходов, безопасностью, национальной идентичностью? И, наконец, что мне делать сегодня и завтра, как спланировать свою жизнь, куда пойти учиться, что я готов отдать, сколько и чем заплатить, чтобы быть успешным в той стране, том обществе, которое называется Украина?
Новая парадигма развития — это проблема не только Украины, но и других европейских стран и Европы в целом. Глобализация рушит государственные границы и общественные устои, исчезают империи и появляются новые государства, требуется переосмысление принципов существования наций. Сегодня чрезвычайно важной оказалась проблема формирования таких национальных идей, которые не уничижают другие этносы, не подрывают их важные ценности (язык, традиции, верования и пр.), а объединяют граждан в единую нацию. В настоящее время попытка реализовать это происходит в Европе. Интегрируя в себя новые страны, Европа формирует единую экономическую, правовую, финансовую базу, способствующую дальнейшему развитию своего сообщества.
Со стороны стран, двигающихся в ЕС, налицо две основные тенденции: стремление открыться и интегрироваться в европейское сообщество, о чем свидетельствует тот факт, что ряд мусульманских стран (Турция, Азербайджан, Туркмения) приняли латинский шрифт, и при этом патерналистское отношение, проявляющееся в неготовности к конвергенции. Страны не хотят терять свои национальные государственные институты, например, передавать права европейскому банку и делать другие шаги, которые могут ограничить их независимость. Подобные явления происходят и внутри самих государств, идущих в ЕС.
Поэтому, говоря о демократическом выборе, определяемом всеми основными игроками политики, мы должны понимать, что он обуславливает признание первичности свободы выбора личности и следование определенным единым принципам, принятым в этом сообществе. Национальная идея демократического общества должна учитывать основные атрибуты личного выбора: язык общения, образ жизни, выбор профессии, ориентацию, желаемое количество детей и прочие потребности граждан, а государство как институт — способствовать тому, чтобы они имели жизненную силу, свободное развитие и реализацию в рамках конституции.
Итак, национальная идея — это гласный договор между гражданином и государством о взаимных обязательствах и гарантиях, принципах личной и общественной жизни, этическая платформа, позволяющая человеку причислять себя к определенной нации, гордиться этой принадлежностью и передать это чувство по наследству.
В связи с этим для таких многонациональных государств, как Украина, положение о наличии двух государственных языков требует внимательнейшего рассмотрения. Ведь в этом случае два языка признаются главными, а все остальные — второстепенными, второсортными. Это влияет и на национальную идею, замыкая ее все в той же, уже отжившей парадигме, где язык является альфой и омегой любых дальнейших отношений.
С подобной проблемой сталкивается Европа, однако ее в определенной степени решают существующие традиции межъязыкового общения — там все знают английский язык.
Говоря о национальной идее, мы должны понимать, как она работает с индивидуумом и государством в целом, и каковы ее проявления в мире. Национальная идея нужна государству. Она является визитной карточкой страны. По ней нас будут принимать другие страны и сообщества. Кто мы как страна, как нация, каковы наши ценности, кого мы уважаем, что для нас незыблемо? Как с нами коммуницировать, содержим ли мы потенциальную внутреннюю угрозу для европейской идеи?
Все эти вопросы требуют своего отражения в национальной идее нашего государства.
Каковы возможные конструкции национальной идеи?
Можно выделить две основные конструкции построения общеукраинской национальной идеи и способы их проявления в жизни.
1. Стержневая конструкция. Национальная идея являет мощную цель, вокруг которой концентрируются ресурсы. Это своего рода кол для штурвала корабля — государства административного типа. Она позволяет держаться фиксированного курса независимо от обстоятельств, однако в критических штормовых ситуациях, при превышении уровня устойчивости она может сломаться. Тогда кораблю грозит гибель.
2. Осевая конструкция. В этом случае общенациональная идея подобна оси часового механизма (государства демократического типа), вокруг которой вращаются ценности и интересы разных этнических групп, живущих на территории страны. Эта система позволяет находить свой интерес и возможности для развития и реализации всем — от индивида до группы и, в конце концов, до национальной общности. Такая система не статична, она способна разрастаться, а при возникновении внутреннего напряжения — легко перестраиваться.
Сейчас Украина решает, какую систему строить, как строить и где взять средства. Велик соблазн воспользоваться опытом ближайшего соседа. Россия традиционно выбрала стержневую конструкцию в ее наиболее архаичном исполнении — пирамида власти, на вершине которой непогрешимый правитель, чья власть освящена единой церковью, а основой стабильности является широкая база поддержки наименее обеспеченных, а следовательно и наиболее зависимых от государства слоев населения. Система чрезвычайно затратная и финансируется продажей природных ресурсов, гарантирует стабильность, но ценой такой стабильности является ограничение гражданских прав, свертывание рыночных реформ и как следствие общественная деградация, экономическая отсталость, зависимость от конъюнктуры цен на ресурсы и самоизоляция. В такой системе главное — точно рассчитать углы нападения, чтобы создать эффективную защиту. Здесь также важно контролировать ресурс, потому что главной ценностью России являются ее природные ресурсы. И чтобы их защитить, Россия решила их накрыть, что возможно лишь при жесткой вертикальной системе контроля: административной, военной, государственнической, где во главу угла ставится государство, а не личность. Естественно, что Россия стала объектом критики со стороны демократических стран.
В Украине при отсутствии достаточных запасов нефти и газа, главным капиталом, ресурсом и фактором развития являются люди. Это соответствует исторически сложившемуся психотипу украинца, определенному еще М.Грушевским как «созерцательный индивидуализм», подчиняющий общинный интерес личному, предполагающий тщательный анализ и рационализм при принятии каких-либо решений. Приснопамятное «моя хата с краю» означает: мой мир и мои интересы являются главной ценностью. Следовательно, общеукраинский интерес — это совокупность интересов отдельных граждан, семей, организаций, а не абстрактного понятия «Украина». Этим мы коренным образом отличаемся от наших ближневосточных соседей, для которых абсолютной ценностью было и остается ощущение себя частью «единого, большого и сильного государства».
Таким образом, раскрытие потенциала людей, живущих здесь, должно быть первоочередной задачей. Не понимать и не учитывать эти различия, значит предлагать нашему народу заведомо неприемлемые модели государственного устройства и управления! Общество самодостаточных, зажиточных, успешных людей — основа счастливой нации, к ней тянутся другие народы, ее охотно приглашают вступить в элитный клуб наиболее успешных государств. Демократическая национальная идея — это виза для Украины, стремящейся в Евросоюз.
Какова фундаментальная цель национальной идеи?
Национальная идея должна сплачивать нацию, мобилизовать человеческие ресурсы на созидание и служить мерилом (системой критериев) оценки социально-экономического и политического развития. Поэтому о национальной идее необходимо говорить с платформы признанного народом и политикумом демократического выбора. Украинская национальная идея должна быть сформирована на неоспоримых демократических ценностях.
Таким образом, мы формируем новую парадигму, суть которой — создание сообщества самодостаточных, способных к самореализации индивидуумов, оберегающих свои ценности, цели и свободы. Такая идея объединит разные по характеру и ментальности регионы, потому что она не противоречит их внутренним потребностям, а наоборот признает их. Ты можешь быть любым в рамках Конституции. Это — твое право. Однако это тебе не дает никаких преимуществ, потому что каждый волен жить по своей совести. Поэтому ты должен признавать аналогичное право, выбор и свободу другого человека.
Государство в свою очередь должно защищать человеческие свободы и права, а не вмешиваться в межнациональные, межрелигиозные, межъязыковые моменты.
Для сохранения национального и территориального единства Украина, как полиэтническое светское государство, в процессе достижения своих стратегических (геополитических) интересов обязана капитализировать экономические, культурные и политические успехи, обеспечивая устойчивый рост благосостояния своих граждан, а также регионов и этносов ее формирующих.
Анализируя ценности и интересы Европы и Украины, мы смело можем говорить об их близости. Европейские ценности: приверженность демократии, свободе, признание свободы совести. Они родственны и Украине. Основным интересом Европы является развитие через стабильность. Для этого ей постоянно нужно расширяться, иначе сужаются ее потенциал и конкурентоспособность на мировом рынке. Основной интерес нашей страны — сохранение имеющихся позитивных факторов, их приумножение. Вхождение в Европу раскрывает новые рынки, дает новые возможности. Следовательно, нам нужно знать европейские ценности и им соответствовать, а это значит: приводить законодательство, общественную мораль, общественные программы и т. д. в соответствие с этими целями.
Украина уже провозгласила приверженность европейским демократическим ценностям и заявила о стремлении стать равноправной частью объединенной Европы, но еще не сформулировала свое уникальное предложение, а без этого нельзя рассчитывать на взаимность. Сформулированная национальная идея должна выполнить функцию своего рода меморандума, в котором мы объявляем наши цели, оговариваем механизмы их достижения и предоставляем гарантии всем участникам интеграционного процесса.
Народ един в своей национальной идее, так как кандидаты, выступавшие против нее, на выборах не прошли (коммунисты, прогрессивные социалисты, русский блок и пр. — все, кто фокусировался на частностях и противоречиях). Прошли только те, кто в той или иной форме четко формулировал свои программы на основе уже принятой народом платформы.
Заявлять, что в Украине нет национальной идеи и оплакивать существующее положение дел — лукавство. Мы утверждаем, что национальная идея есть, но ее нужно четко сформулировать и показать всем. Тогда никто не сможет спекулировать, предлагая народу мнимые ценности вместо реальных.
Какой может быть программа формирования концепции общенациональной идеи?
Последовательной и публичной. Тема слишком важна и многогранна, чтобы отдать ее на откуп политикам, чиновникам или академикам. В ходе всей новейшей истории Украины они показали свою полную неспособность к скрупулезному анализу, продуктивному мышлению и честному, вразумительному диалогу с обществом.
Нельзя забывать, что стремление к свободе является естественной потребностью человека, а Украина многие века, находясь во власти разных стран, стремилась к свободе и единству. «Самостийность» — стремление к свободе и независимости — стала национальной чертой характера! Если вопреки нашей природе мы попытаемся реализовать какую-либо антидемократическую модель, то получим не оптимальное решение вопроса, а лишь отложенный спрос на демократию. Отложенный спрос, в свою очередь, стимулирует инфляцию и кризис. Так и ложная национальная идея неизбежно будет девальвироваться и требовать все больше средств на свое обеспечение вплоть до полного банкротства. А за банкротством идеологии следует экономический крах государства.
Поэтому к разработке национальной идеи необходимо подходить стратегически. Реализация национальной идеи будет успешной лишь при обеспечении ее активной поддержки абсолютным большинством населения и лояльным отношением со стороны всех основных национальных групп, социальных слоев и регионов страны.
Украинская лига по связям с общественностью предлагает провести исследование интересов и ценностей различных слоев, на основе которого посредством системного общественного обсуждения будет осуществлен переход к адекватному определению общеукраинской национальной идеи. Для этого мы призываем лидеров общественного мнения и экспертов к обсуждению через систему дискурсов, следствием чего должно стать формирование общих позиций и другие целенаправленные действия по данному вопросу. Эти шаги должны привлечь внимание политической, экономической и культурной элиты страны. Совместными действиями разных сил, обеспокоенных будущим нашей страны, мы продвинемся к созданию осмысленной, интегрирующей национальной идеи.
Встречные предложения и вопросы просим отправлять на электронный адрес Украинской лиги по связям с общественностью: pr@pr-liga.org.ua.