Полученные правоохранительными ведомствами в течение последних двух с половиной лет в виде благотворительной помощи ресурсы и средства в сумме около 660 миллионов гривен потрачены главным образом не на правоохранительные мероприятия, а на содержание нереформированных и тягостных для госбюджета органов правопорядка, общая численность которых составляет почти 600 тысяч работников.Таким было заключение Коллегии Счетной палаты по результатам аудита привлечения и эффективности использования поступлений в виде благотворительной помощи в системе правоохранительных органов.
Больше всего нарушений, а именно на сумму свыше 15 миллионов гривен, зафиксировано в МВД, где ситуация за последние восемь месяцев 2010 года только ухудшилась. В условиях недостаточного финансирования правоохранительных мер и постоянно растущих затрат на осуществление правоохранительной деятельности привлечения благотворительных взносов должно было помочь в решении проблем с обеспечением функционирования ведомства. Однако значительная часть благотворительных поступлений, вопреки определенной цели, направлена на создание комфортных условий для руководства: приобретение автомобилей, оборудования, компьютерной техники, ремонт офисных помещений и проведения различных торжеств, конкурсов, обслуживание банкетов и т.д.
Способы получения благотворительной помощи являются неправомерными. Преимущественно правоохранительные органы "навязывали" благодетелям потребность в помощи в виде письменных обращений с просьбой оплатить счета на приобретение товаров и услуг. Итак, под благотворительностью правоохранители понимали системное злоупотребления служебным положением и завуалированные проявления коррупции.
К предоставлению такой помощи активно привлекались благотворительные фонды правоохранительных органов, государственные предприятия МВД, исправительные и воспитательные колонии Департамента по вопросам исполнения наказаний, а в ряде случаев - сотрудники органов внутренних дел, прокуратуры и СБУ.
В частности, государственные предприятия, относящиеся к сфере управления МВД и предоставляющие платные услуги гражданам и юридическим лицам, систематически оплачивали счета министерства и перечисляли ему средства в качестве благотворительной помощи, тем самым незаконно направляя в МВД доли своих доходов от ведения бизнеса. Полученные этими предприятиями средства от оплаченных населением услуг разрешительной системы, паспортной службы, изготовления бланков и т.п. использовались не на обеспечение правоохранительной деятельности, а на обустройство комфорта самих правоохранителей.
После введения схемы завуалированного финансирования территориальных подразделений путем получения благотворительной помощи от своих госпредприятий, МВД было заинтересованным в увеличении доходов от платных услуг, поэтому цены на них росли. Кроме того, МВД закрывало глаза на то, что предприятия избегают проведения тендерных процедур, что привело к потере контроля за ценами на материально-техническую продукцию, оборудование и услуги. Как следствие, использование правоохранительными органами неконтролируемых источников поступления средств создавало риски взаимозависимости МВД и субъектов предоставления благотворительной помощи, формировало основу для коррупции.
Именно поэтому МВД уклонилось от реализации рекомендаций Счетной палаты, оставляя в своем управлении неконтролируемые доходы от платных услуг от физических и юридических лиц.
Привлеченные к предоставлению благотворительной помощи благотворительные фонды правоохранительных органов главным образом также оплачивали счета за коммунальные услуги, компьютерную технику, офисное оборудование, дорогостоящие автомобили, а также оружие для МВД, и боеприпасы. С начала года для центрального аппарата МВД качестве благотворительной помощи был приобретен автомобиль Cadillak Escalade стоимостью более 500 тысяч гривен, а прокуратура Донецкой области получила автомобили Mersedes-Bens S550 Long и Toyota Camri Premium3,5 общей стоимостью более 1,5 миллиона гривен.
Вместе с этим, аудиторы отметили и положительные моменты использования благотворительной помощи, направленной на непосредственную деятельность правоохранительных органов. В рамках закона использовались благотворительные поступления Пограничной службой МВД. Однако такие случаи не стали системой.
Обобщая результаты проведенного аудита, Председатель Счетной палаты В.К.Симоненко отметил: "Система благотворительной помощи правоохранительных органов - это изнасилование наших законов. Из-за недофинансирования правоохранительных органов наше государство практически само выступает инициатором и провокатором такой ситуации. МВД "потребляет" столько государственных средств, сколько вместе все социальные отрасли - образование, культура, медицина, наука... Всю эту практику с благотворительностью в пользу правоохранителей необходимо сломать".
Ведь злоупотребление служебным положением, проявления коррупции вызывают недоверие граждан к правоохранительной системе в целом, наносят ущерб имиджу Украины на международном уровне, убежден Председатель Счетной палаты. Коллегия считает, что введение в государстве эффективного правового антикоррупционного механизма и коренное реформирование правоохранительных органов, в частности и в вопросах поступления и использования благотворительных взносов, позволит предотвратить риски коррупции в правоохранительной системе и скрытого влияния на деятельность правоохранителей.По материалам Zahid.net
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку