Самолет на солнечных батареях начал круглосуточный полет

14 января, 2011, 10:33 Распечатать

Самолет Solar Impulse, двигатели которого работают исключительно на солнечной энергии, в среду утром начал первый круглосуточный полет. Уникальный аппарат, которым управляет один из его конструкторов, Андре Боршберг, взлетел с военного аэродрома в районе города Пайерн в швейцарском кантоне Во в 07.51 по киевскому времени.

© Фото renewablepowernews.com
Самолет Solar Impulse, двигатели которого работают исключительно на солнечной энергии, в среду утром начал первый круглосуточный полет. Уникальный аппарат, которым управляет один из его конструкторов, Андрэ Боршберг, взлетел с военного аэродрома в районе города Пайерн в швейцарском кантоне Во в 07.51 по киевскому времени. Перед этим знаковым для экспериментальной авиации полетом самолет уже выполнил несколько испытательных полетов в дневное время. Поскольку они прошли успешно, изобретатели решили проверить, хватит ли накопленной энергии, чтобы продержать самолет в воздухе до следующего рассвета. После 13 часов полета командно-диспетчерскому пункту предстоит решить, сможет ли Solar Impulse выполнить эту часть запланированной программы. Как объяснил ответственный за контроль полета, бывший астронавт Клод Николье, это решение будет зависеть от того, сколько солнечной энергии успеют в дневное время собрать батареи, а также от погодных условий. О маршруте самолета не сообщается. Предыдущая попытка совершить 25-часовой полет на Solar Impulse была отменена неделю назад из-за неполадок в телеметрической системе. Первый длительный полет аппарата на солнечной энергии состоялся 7 апреля. Тогда Solar Impulse удалось провести в воздухе приблизительно 75 минут. Уникальность Solar Impulse HB-SIA состоит в том, что он функционирует исключительно за счет излучения Солнца. Электромоторы самолета получают ее из солнечных батарей, которыми полностью покрыты крылья аппарата. На них расположены 10 748 солнечных ячеек, и ещё 880 таких же фотоэлектрических преобразователей конструкторы разместили на поверхности горизонтального оперения. Эти ячейки состоят из монокристаллического кремния толщиной в 130 микрометров. Они изгибаются вместе с крылом во время полета, так как являются его частью. Накапливают собранную энергию литиево-полимерные аккумуляторы общим весом 400 кг. За счет этого и вращаются 4 двухлопастных воздушных винта диаметром 3,5 м. Необычным его также делает сочетание огромного размаха крыла, который составляет 60 м  и сравнительно небольшого веса в 1,5 т. Сократить вес конструкторам удалось за счет углеродных композитов. Таким образом панели достаточно прочны для сопротивления воздуха, хотя их толщина измеряется десятыми долями миллиметра. При этом длина самолёта равна 21,85 метра, а высота — 6,4 м. Такое соотношение параметров позволяет ему удерживаться в воздухе, расходуя минимальное количество энергии и позволяя находиться в кабине еще и пилоту. Полет Solar Impulse HB-SIA начался на относительно небольшой высоте, примерно 2,5 километра и при скорости около 30-40 км/ч. Таким образом двигатели еще не развили полной мощности и работают вполсилы. К полудню батареи самолета уже зарядились на 48%, а фотоэлектрические панели показывали 36% от своей максимальной мощности. Максимальная же высота, которую предположительно должен достичь самолет – 8,5 км. Напомним, что первые этот самолет был задуман еще в 2003 году, но только 26 июня 2009 на аэродроме Дюбендорф близ Цюриха года он был представлен общественности. Таким образом, на разработку конструкции и постройку уникального аппарата у швейцарских конструкторов под руководством  знаменитого путешественника Бертрана Пиккара ушло около 6 лет.  Стоимость самолета составила 100 миллионов швейцарских франков ( млн). Большую часть этих денег проекту предоставили крупные институты и промышленные предприятия, а также поддерживающие проект знаменитости. Основным партнером стал Швейцарский федеральный институт технологии в Лозанне. Первый полет он осуществил 3 декабря 2009 года. Изначально он летал на аккумуляторах, а не на солнечных панелях, и был несколько меньших размеров. Поэтому первый его полет команда окрестила «прыжком блохи». Поскольку тест должен был только проверить способность самолета держаться в воздухе, пилот поднял его только на 1 метр над аэродромом, а длинна полета составила всего лишь 350 метров. Но даже такие скромные результаты на тот момент считались большим достижением. Ранее подобные проекты уже осуществлялись, но только с беспилотными, дистанционно управляемыми самолетами. Так, в 2007 году британский аппарат Zephyr даже установил мировой рекорд продолжительности полёта, который продолжался двое суток. Но существующие пилотируемые аппараты до сегодняшнего дня считались неспособными на ночные полеты, поэтому «прыжок блохи» в 2009 году стал важным событием для проекта, главной целью которого был именно пилотируемый человеком полет. Если же масштабное испытание в ночь с 7 на 8 июля пройдет удачно, пилот самолета Андрэ Бошберг и руководитель проекта Бернар Пиккар планируют зайти еще дальше и совершить также перелет через Атлантику, запланированный на 2012 год. Главной же целью Пиккара является первое кругосветное путешествие на «солнечном самолете». Однако этот рейс уже будет совершать не HB-SIA, а его усовершенствованная модель Solar Impulse — HB-SIB, которую должны построить в 2011 году. Она должна быть крупнее и мощнее, а главное – с герметичной кабиной. Конструкторы надеются, что постепенное снижение веса солнечных батарей позволит брать на борт аппарата двух пилотов, которые будут сменять друг друга во время полета.

По материалам CyberSecurity.ruМембрана, RenewablePowerNews

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >