В России в четверг, 12 августа, проходят траурные мероприятия, посвященные памяти экипажа атомной подводной лодки "Курск". Трагедия, произошедшая в 2000 году, унесла жизни 118 человек. Между тем к десятой годовщине гибели подводников их родственники лишились льгот.Как рассказала Софья Дудко, мать одного из погибших – старшего помощника командира АПЛ капитана 2-го ранга Сергея Дудко, ни представители Министерства обороны, ни ВМФ не связались с родственниками погибших накануне годовщины. "Думали, что кто-то из руководства страны приедет почтить память наших мальчиков. Увы", – заявила мать погибшего подводника.
"Особо из нас-то никто и не просил чего-то. Но вот до недавнего времени мы имели льготы на санаторное лечение, а теперь комиссию, которая занималась этим, расформировали", – рассказала она.
"Новая газета" также со ссылкой на Софью Дудко сообщает, что родственники погибших на АПЛ "Курск" безуспешно пытаются добиться, чтобы приобрел завершенность мемориальный комплекс в Петербурге. Для этого не хватает скамеек и ограды. Они попросили эти недостающие детали у питерской мэрии, однако городские власти согласились только оплатить установку скамеек при условии, что их предоставят сами родственники погибших.
Накануне годовщины трагедии председатель петербургского клуба подводников капитан 1-го ранга Игорь Курдин заявил, что причина взрыва торпеды на атомной подводной лодке "Курск" до сих пор не ясна.
"Очевидно, что причиной детонации торпеды в первом отсеке могли послужить две причины - внутренняя и внешняя. Многие говорят о том, что "Курск" мог столкнуться с другой подлодкой или даже подвергнуться торпедной атаке", - отметил Курдин.
Вместе с тем, по его словам, версия столкновения "Курска" с внешним предметом не подтверждается. "Нет ни одного доказательства торпедной атаки на крейсер. А те, кто говорят о столкновении с американской подлодкой, перекладывают с больной головы на здоровую", - сказал подводник. "Нам очень удобно иметь "американскую" версию",- заметил Курдин.
Между тем председатель клуба подводников не исключил, что взрыв торпеды мог быть спровоцирован ошибочными действиями самого экипажа.
Говоря о мерах, принятых для спасения экипажа атомохода в первые часы после трагедии, Курдин охарактеризовал их как "бездарные".
"Самая бездарная операция - это спасательная операция. Ее просто не было",- считает бывший подводник. Он подчеркнул, что "если подлодка тонет в 100 километрах от входа в Кольский залив на глубине 108 метров - ее обязаны были спасти".
В свою очередь, руководитель по специальной тематике ОАО ЦКБ МТ "Рубин" академик Игорь Спасский, который во время операции по подъему подлодки возглавлял конструкторское бюро и входил в группу по руководству подъемным работами, считает, что причина взрыва торпеды на "Курске" кроется в разгерметизации корпуса торпеды.
"Видимо, торпеда потеряла герметичность и перекись водорода стала постепенно вытекать из нее, пока не случился взрыв", - сказал И.Спасский.
При этом ученый подчеркнул, что сами по себе торпеды подобной схемы абсолютно безопасны при надлежащем уходе.
"Матросы даже любили на этих торпедах спать. Из-за постоянной химической реакции в них они были постоянно теплыми", - заметил И.Спасский.
АПЛ "Курск" затонула в Баренцевом море 12 августа 2000 года во время учений. По официальной версии, гибель подлодки произошла в результате взрыва торпеды на ее борту в ходе подготовки к условной торпедной атаке. Тогда погибли все 118 человек экипажа, представителей командования Северного флота и дагестанского завода "Дагдизель".
В 2001 году в результате крупномасштабной международной операции АПЛ была поднята со дна моря, доставлена на завод в Росляково, откуда ее переправили на СРЗ "Нерпа" в Снежногорск для дальнейшей утилизации. В марте 2009 года ржавеющую рубку "Курска" обнаружили на свалке металлолома в мурманской промзоне.По материалам Граней.ру, Интерфакса
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку