Известный норвежский юрист и борец за мир, являющийся почетным членом Норвежского комитета мира, Фредрик Хеффермел обвинил Нобелевский комитет в том, что тот злоупотребляет оказанным ему доверием при присуждении Нобелевской премии мира.«Нобелевская премия мира с самого начала зачастую присуждалась неверно, но до 1948 года члены комитета все же пытались хоть как-то следовать воле Нобеля», — сказал Хеффермел. По его мнению, 85% лауреатов были названы справедливо.
«С 1948 года комитет совершенно пошел вразнос, раздавая премию кому ни попадя, руководствуясь лишь собственными взглядами. 55% лиц, получивших награду, не должны были стать лауреатами», — утверждает Хеффермел.
Среди наиболее очевидных «ошибок» он назвал мать Терезу, Леха Валенсу, Ясера Арафата, Шимона Переса и Ицхака Рабина, Ширин Эбади, Вангари Маатхаи, Альберта Гора, Мартти Ахтисаари и Барака Обаму.
«Какое отношение к борьбе за мир имеют люди, которые или сами способствовали войнам, или занимались достойными, но не имеющими ничего общего с миротворчеством делами вроде посадки деревьев, организации банков для бедных или экологией?» – возмущается Фредрик Хеффермел.
По его словам, он на протяжении многих лет пытался «достучаться» до парламентариев и членов Нобелевского комитета, но ответом было молчание или отговорки. Тогда в 2008 году он выпустил в Норвегии книгу «Воля Нобеля». Дискуссия вспыхнула и тут же погасла, как сырые дрова. Норвегия, по его мнению, сделала премию мира инструментом достижения собственных политических целей, и потому обсуждение объективности критериев, по которым вручается главный мирный приз планеты, в этой стране не популярно. «Все члены комитета, назначаемые парламентом, – милитаристы и приверженцы НАТО, не удивительно, что они не слишком заботятся о мире. За историю премии ее 8 раз вручали министрам иностранных дел США, а ведь эта страна – не самая миролюбивая на планете», – говорит Хеффермел. По его мнению, норвежский парламент с самого начала принялся нарушать волю Нобеля, поскольку Норвегия, ранее входившая в унию со Швецией, болезненно воспринимала все, что было связано с «диктатом Стокгольма». Первая премия была вручена в 1901 году основателю Красного Креста Анри Дюнану, который при всем к нему уважении никакого отношения к разоружению – ключевому понятию в завещании Нобеля – не имел.
«Критика Хеффермела безосновательна, – утверждает директор норвежского Нобелевского института Гейр Лундестад. – Завещание Нобеля следует толковать, как и все законы. Так же мы читаем и тексты Библии и Корана. Важно следовать духу желания Нобеля, а не конкретным словам». Бывший член Нобелевского комитета Оле Данболт Мйос придерживается той же точки зрения: «Нобель был динамичной личностью, менявшейся вместе с окружающим миром, и я уверен, он бы не возражал, узнав, что мы несколько расширили понятие «достижение мира».
Главный критик премии мира, однако, не удовлетворился расплывчатыми объяснениями членов комитета и вялой реакцией на свою книгу в Норвегии. «Воля Нобеля» только что вышла в США и Великобритании под названием «Почему Нобелевская премия мира нарушает волю Нобеля и как поправить ситуацию», вызвав бурные дебаты в этих странах. Однако на этот раз Хеффермел обвинил норвежский Нобелевский комитет, состоящий из пяти отставных парламентариев, в очевидном злоупотреблении оказанным им доверием и нарушении буквы завещания Альфреда Нобеля. Кроме того, он подал в суд в Стокгольме на норвежский Нобелевский комитет, поскольку именно шведский Нобелевский комитет, согласно завещанию Альфреда Нобеля, обязан следить за выполнением его воли.
«То, что мое заявление приняли к рассмотрению, свидетельствует о том, что есть серьезные основания подозревать Норвегию в нарушении завещания Нобеля», – утверждает Хеффермел. Суд вынесет свое решение этой осенью.По материалам Росбалта, Новых Известий
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку