Важно помнить, куда идешь

Поделиться
Важно помнить, куда идешь © depositphotos/SimpleFoto
Реформа образования, как большинство растянутых во времени реформ, нуждается в периодических импульсах. В 2020 году подходит время для таких импульсов движения.

Реформировать образование - это почти как строить готический собор. Сотня лет, может, и не понадобится, но пройдет достаточно времени, чтобы фокус внимания рассеялся, а видение целей и путей их достижения размылось под давлением ежедневных вызовов и политической конъюнктуры.

Поэтому в таких реформах-долгостроях очень важно регулярно напоминать, куда же мы, собственно, движемся, и какие реперные точки есть на этом пути. Сейчас, к концу года, как раз время определиться с задачами на следующий, 2020-й.

Хотя реформа высшего образования стартовала более пяти лет назад, мы пока что не видим предметных результатов, прежде всего улучшения качества образования. Несмотря на ожидания, снижение контроля над содержанием образования со стороны государства не дало желательного прорыва или хотя бы каких-то ощутимых изменений в университетах. Складывается впечатление, что импульс к изменениям, заложенный студенческими протестами времен Табачника и договоренностями между министерством и академическим сообществом после Революции достоинства, постепенно угас.

Возможно, нам надо напомнить себе, каким должно быть высшее образование, чтобы снова почувствовать толчок к действиям.

Итак, чего же мы ожидаем от высшего образования? Попытаемся составить короткий список.

1. Все способные и мотивированные студенты имеют возможность учиться.

2. Содержание образования отвечает ожиданиям студентов и рынка труда, а методы обучения адекватны задачам, стоящим перед образовательной программой.

3. Преподаватели достаточно квалифицированы, чтобы создать такие программы и работать по ним.

4. Преподаватели и исследователи достаточно добропорядочны и компетентны, чтобы самостоятельно регулировать академическое сообщество: устанавливать высокие критерии качества и следить за их соблюдением, наказывая нарушителей и отмечая высокие достижения.

5. Правила и процедуры достаточно гибки, чтобы вся эта система могла развиваться и меняться, реагируя на смену среды - экономики, общества и собственно студентов.

Что нужно сделать в ближайшее время, чтобы приблизиться к этому идеалу?

Доступность высшего образования для тех, кто хочет и может учиться, в Украине, кажется, существует - благодаря ВНО. Однако больше всего международное образовательное измерение PISA акцентировало на серьезной проблеме украинской школы - очень значительной зависимости учебных результатов от состояния и образования родителей. Степень неравенства в образовании очень высок, что означает - школа не справляется со сглаживанием неравенства, имеющимся в обществе, а отчасти еще и усиливает их. То есть в Украине дети из неимущих и менее образованных семей получают худшее образование, а следовательно - имеют меньше шансов найти хорошую работу и выбраться из бедности. Это подтвердило засвидетельствованную результатами ВНО проблему доступности высшего образования для учеников с худшими стартовыми условиями, прежде всего жителей сел.

Таким образом, в следующем году необходимо, опираясь на результаты PISA и национальных исследований, разработать Стратегию преодоления образовательного неравенства. Если не поторопиться, то еще несколько поколений учеников не будут иметь необходимой поддержки в получении образования.

Для качественного обновления образовательных программ необходимы действительно профессиональные преподаватели и постоянная связь с рынком труда.

Хороший университетский преподаватель должен быть либо практиком, либо ученым. Поиск правильного баланса между этими группами преподавателей зависит от особенностей программы подготовки. Университеты должны иметь право выбирать преподавателей, в которых нуждаются те или иные программы, без обязующих норм, как-то: обязательного наличия степени доктора наук.

Кроме возможности выбирать нужных преподавателей, университеты и государство должны способствовать их профессиональному росту, поэтому нужно начать программы повышения квалификации, которые позволят преподавателям изучить английский язык, овладеть новыми педагогическими навыками или лучше понять, как подготовить научные статьи для публикации в международных рецензируемых журналах. Кроме того, нужно искать системное решение ради интернационализации украинского высшего образования: преподаватели и аспиранты должны иметь возможность получить международный опыт, и государство должно этому способствовать и поддерживать их, в том числе финансово.

Кроме того, и учебным заведениям, и работодателям необходима площадка для кооперации и сотрудничества, в частности и в вопросах содержания образования. Важно привлекать все возможные ресурсы - и государственные, и донорские, и частные - для создания таких площадок.

Один из главных тормозов, сдерживающих изменения в высшей школе, - отсутствие финансовой, организационной и кадровой автономии университетов. Университет должен иметь возможность устанавливать конкурентную зарплату, чтобы привлекать и удерживать специалистов, а также определять, сколько именно преподавателей и прочего персонала нужно для каждой программы, и гибко подходить к оплате труда. Однако статус бюджетного учреждения делает это невозможным: государство определяет и размер оклада, и перечень и количество должностей. Таким образом, в следующем году необходимо, наконец, избавить университеты от ограничений, налагаемых статусом бюджетного учреждения. Пока вузы не могут самостоятельно определять перечень должностей и устанавливать достойные зарплаты, трудно строить инновационные образовательные программы и привлекать хороших преподавателей.

Другой давно назревший шаг - изменение системы финансирования высшего образования. Пора признать, что государство не может и не должно определять, сколько именно юристов, инженеров или переводчиков нужно на рынке труда, и перейти от государственного заказа к государственному финансированию высшего образования по формуле, которая будет работать на повышение качества образования. Составляющими формулы прежде всего должны быть количество студентов, согласившихся учиться по программам этого университета, уровень их дальнейшего трудоустройства, результаты научной работы, способность привлекать средства от бизнеса и уровень международной деятельности заведения.

Финансирование по результатам деятельности должно стать мощным стимулом для развития и вместе с тем средством сдерживания управленческого произвола. Ведь если руководство заведения будет пренебрегать качеством образовательных программ и работы преподавателей в угоду собственным материальным интересам или личным связям, в следующем году университет получит меньше денег.

Никакие старания повысить качество образования не дадут плодов, пока преподаватели и студенты будут воспринимать как норму плагиат, списывание и фальсификацию научных результатов. К сожалению, и до сих пор не заработал Национальный репозитарий академических текстов, хотя решение о его создании было принято еще в 2016 г. Не работает механизм лишения научных степеней за плагиат и фальсификацию. Не установлена ответственность ученых советов за присвоение степеней недобропорядочным ученым.

В следующем году необходимо, наконец, заставить соблюдать нормы о предотвращении академической недобропорядочности и наказании за нее. В частности, должны заработать репозитарий и обязательная ретроспективная проверка на плагиат при назначениях на административные должности в университетах.

Установление принципов академической добропорядочности потребует длительной работы по изменению академической культуры и законодательного поля. Нужно одновременно заниматься просвещением и учить корректному цитированию и другим добропорядочным практикам преподавателей и студентов, а также создавать механизмы выявления нарушителей.

Кроме того, важно поддержать те центры качественного образования и науки, которые уже сформировались или могут сформироваться в украинских вузах. Ныне ученые и преподаватели мирового уровня, которые еще остались в Украине, работают, скорее, вопреки, чем благодаря системе, и это надо изменить, пока мы не потеряли этих людей.

Государство должно поддержать создание центров совершенства - отдельных исследовательских центров и/или команд, имеющих признанные научные исследования и потенциал для развития. Эту поддержку надо предоставлять через инвестиции в инфраструктуру, повышенный уровень оплаты труда и поддержку научных и образовательных проектов. Тогда наши лучшие преподаватели и исследователи увидят перспективу развития своей академической карьеры в Украине. Такие центры совершенства зададут новую планку уровню исследований для всей системы высшего образования в Украине.

Для того, чтобы грандиозная система высшего образования с сотнями университетов, десятками тысяч преподавателей и миллионами студентов наконец двинулась вперед, ее следует подталкивать.

Однако очень важно, чтобы мы не возвращались к модели ручного управления и императивного влияния. Вместо этого нужно создать систему стимулов, которые бы двигали университеты в направлении развития и прогресса, давая им при этом необходимую гибкость и свободу, а также достаточно ресурсов.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 3
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
prepod
27 Декабря 2019, 21:35
Текст дуже непрофесійний і маніпулятивний. Містить дуже багато популістичних гасел, які або не відповідають дійсності, або в сумі своїй передбачають руйнівну дію. Наприклад, посилання авторки на роботодавців є хибним, бо в умовах, коли в Україні переважною є аграрно-сировинна економіка, фахівці з вищою освітою для роботодавців такої економіки не є цінністю, а університети мають бути скорочкні. Якраз це втілює авторка-реформаторка, яка проштовхує так зване формульне фінансування ЗВО. У певної кількості ЗВО завдяки такої формули фінансування буде зменшуватися у геометричній прогресії, і можливо таке, що через три роки у деяких з них фінансування зменшиться наполовину. Такі ЗВО треба буде або закривати, або викладачам треба буде зменшувати зарплатню. Власне оці всі слова авторки, про зарплату викладачів якраз і передбачають таке, щоб ЗВО мали можливість платити викладачам менше при збільшеному навчальному навантаженні. Хто залишться в таких ЗВО? Пенсіонери, бо маленька зарплата плюс пенсія, то єдине, що дозволить їм вижити. Написане авторкою, що ЗВО на сьогодняшній день не можуть платити більшу зарплату викладачам, бо начебто нема можливостей, теж не є вірним. Кожен може подивитися е-декларації ректорів, там є суми по сто тисяч на місяць, хоча посадовий оклад у ректора не набагато більший професорського. Отже ректору можна, а професору неможна? Чому так? Бо насправді ніхто не хоче платити викладачам більше. А після того, як відмінять нинішні гарантії, з зарплатами викладачів стане ще гірше. Або ще один перл, про те, що викладачам не потрібно мати докторський ступінь. В усьому світі треба, а в Україні не треба. Пані тут мабуть себе мають на увазі? З такими вимогами, якості освіти не буде. Але більше за все турбує боротьба за справедливість, бо коли в минулому чиновниця найвищого рангу зараз апелює до справедливості, а перебуваючи на посаді таким не відмітилась, то зрозуміло, що за цим гаслом нема нічого, крім популізму.
Ответить Цитировать Пожаловаться
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме