От срочного к важному

26 декабря, 2019, 14:37 Распечатать Выпуск №50, 27 декабря-10 января

Почему умирает украинское предпринимательство и как его реанимировать.

Правительство провозгласило задачу ускорить рост ВВП до 7% в год и теперь лихорадочно ищет какие-нибудь быстрые рецепты для этого. А поскольку экономика у нас рыночная, то они сводятся к созданию условий для бизнеса, отечественного и иностранного. 

Однако большинство "быстрых" решений в этой области уже давно исчерпаны или не будут работать без долгосрочных системных реформ, которые не дают немедленных результатов, поэтому откладываются. Об этом приходилось писать больше двадцати лет назад (когда электронной версии ZN.UA еще не было) и приходится повторять сейчас (когда закрывается бумажная), а при власти новое поколение…

Иностранный бизнес может принести большие инвестиции и новые технологии. Но он не придет в сколько-нибудь массовых масштабах, пока в стране не будет двух условий: правового государства и долгосрочной безопасности.

Первое должна обеспечить судебная реформа, которая — и это большой плюс — впервые стала частью Меморандума о сотрудничестве с МВФ. Более того, Зеленский, по объективным причинам, — первый президент Украины, который не имеет конфликта интересов в деле ее воплощения (см. "За флажки! Дилеммы Владимира Александровича", ZN.UA №43–44 от 16.11.2019). Вот только пока по его действиям это никак не прослеживается, скорее наоборот, "ручное управление" в сочетании с беспределом (по слухам, г-н Портнов может неформально "решать вопросы" в судах мимо президента) цветет не хуже, чем при Кучме…

Мир нынешняя политика переговоров с агрессором обеспечить тоже не может, разве что более прочное перемирие. Но в долгосрочном плане Путин не может себе позволить иметь под боком такой пример: "один народ", который свергает подобных ему правителей, избирает президентом "простого парня", массово сажающего коррупционеров, идет в ЕС и НАТО и при этом имеет экономические успехи на фоне стагнации в РФ. Поэтому он сделает все от него зависящее, чтобы не допустить нашего успеха. В частности, прочного мира не будет по крайней мере до тех пор, пока жив нынешний российский режим. Его может обеспечить только членство в НАТО, как это было с нашими западными соседями.

Куда меньше зависит от козней агрессора отечественный бизнес, хотя правосудие ему необходимо немногим меньше, чем транснационалам. Хотя бы для того, чтобы снизить риски для кредиторов, а с ними — и кредитные ставки, на которые он нарекает чаще всего. Также необходимо сокращать общее налоговое давление, причем делать это нужно именно за счет налога на труд, чтобы получить наибольший эффект. Но для этого, в свою очередь, нужно реформировать пенсионную систему и повышать эффективность расходов правительства, — а это, опять же, долгосрочные задачи, которые за год не решаются. Плюс в том, что по этим пунктам бизнес более-менее един, это очень помогает найти пресловутую "политическую волю" для таких реформ, но все равно их не ускорит, поскольку существуют объективные трудности.

Быстро можно было бы сделать три основополагающие вещи: демонополизировать все, что можно (прежде всего электрогенерацию), запустить рынок земли и провести полноценную налоговую реформу, которая не о том, "сколько", а о том, "как". Но по этим вопросам в бизнесе согласья нет.

Демонополизации сопротивляются, естественно, монополисты. Их немного, но по лоббистской мощности они сопоставимы со всем остальным бизнесом. Вокруг рынка земли столкнулись интересы агрохолдингов (в том числе между собой), фермеров и потенциальных иностранных инвесторов, — получившийся клинч не могли распутать двадцать лет. Тем не менее в этом вопросе, в отличие от демонополизации, нашлась-таки политическая воля, и он сдвинулся с мертвой точки. Впрочем, принесет ли это положительный результат или материализуются ужасные монстры, которых рисует оппозиция, покажет только будущее.

Однозначно положительной для раскрепощения бизнеса была бы налоговая реформа, решительно убирающая возможности для дискреции. Раз уж невозможно быстро обеспечить правосудие, то это единственный путь избавиться от азаровщины. Задача тоже непростая: нужно убрать все остатки дискреции из администрирования НДС (сегодня они воплощены в отданной на откуп налоговикам СМКОР), заменить дискреционный по своей природе налог на прибыль налогом на выведенный капитал (НнВК), одновременно с этим "перезагрузить" налоговую, — и есть шанс навсегда избавить отечественный бизнес от головной боли №1 в отношениях с государством, проблем с администрированием налогов. А если еще и ЕСВ убрать, а НДФЛ сократить (частично заменив налогом на землю и другую недвижимость), то вообще заживем…

Вот только такая реформа задевает, как выяснилось, интересы части бизнеса, которая привыкла "решать вопросы" и успешно оптимизироваться через офшоры, не говоря уже о самих налоговиках. Плюс часть бизнеса готова бросить ту же перезагрузку налоговой под паровоз ради своих узкоэгоистических целей — уничтожения конкурентов в микробизнесе с помощью фискализации и учета. Не исключено, что и кое-кто повыше все еще полагается на коррупционные "потоки" от налоговой. Иначе непонятно, почему пока что реформа на всех парах идет в прямо противоположном направлении.

НнВК тормозится всеми силами, несмотря на предвыборное обещание президента (одно из немногих конкретных!), и есть опасность, что если он и будет принят, то в кастрированном виде, который только дискредитирует реформу. Вместо него проталкивают пресловутый законопроект №1210, который еще больше расширяет дискрецию и снимает с налоговиков персональную ответственность. Не менее печальную известность приобрели законы №128 и 129, которые невиданно расширяют поле для проверок (а значит, снова-таки для коррупции), теперь уже в отношении микробизнеса. Правительство пытается утешать предпринимателей тем, что, мол, применять все эти полномочия будут какие-то совсем другие налоговики. Однако их слова не соответствуют фактам: в "новой налоговой" более 90% составляют проверенные азаровские кадры.

Так что некоторое временное ускорение роста мы, скорее всего, получим (если пронесет с внутренней дестабилизацией и глобальным кризисом) — за счет определенного снижения банковских ставок, структурной перестройки в сторону европейского рынка и ИТ. Но чтобы выйти на "экономическое чудо", нужно углубиться еще на один уровень долгосрочности: изменить отношение общества к предпринимательству и частной собственности.

Проблема эта на целую книгу (уже в продаже), но если очень кратко, то не только президенту Зеленскому нужно вылезти из себя для того, чтобы начать думать долгосрочными целями, а вместо персон научиться полагаться на институты (и, соответственно, строить их), — этого должен начать требовать избиратель. А для этого миллионам людей нужно перейти от краткосрочных индивидуальных оборонительных стратегий выживания к долгосрочным и коллективным наступательным, созидательным. Прежде всего в отношении правил игры и организаций, которые следят за их соблюдением, то есть институтов.

Точно так же для того, чтобы силовые органы стали охранять права собственности от рейдеров и прочей нечисти, а не нарушать их, политики должны всерьез потребовать этого, а от политиков это должны, в свою очередь, потребовать избиратели. А для этого они должны научиться уважать честного предпринимателя (да-да, барыгу, торгаша, эксплуататора, спекулянта) и отличать его от того, кто их грабит руками государства. Для этого, в свою очередь, нужно примириться с тем фактом, что мы бедные не потому, что нас "ограбили", а потому, что ко всякому бизнесу относимся как к грабежу, не понимая и не желая понимать, что честный бизнес — это win-win, он создает ценность, даже если "ничего не производит", даже если где-то недоплачивает налоги. Хотя с этим, конечно, нужно бороться, но не ценой уничтожения бизнеса.

Разумеется, изменить привычки и убеждения миллионов — задача не на один год, но чем раньше начать, тем раньше будет результат. Беда в том, что у плохих руководителей с недалеким горизонтом планирования срочные задачи всегда вытесняют важные. Украина живет в этой парадигме с момента обретения независимости, и это одно из главных объяснений плачевных экономических результатов этих почти трех десятилетий (нет, жить стало все же лучше, но сравните с соседями…). Кто бы разорвал эту традицию? Впрочем, того ли требуют избиратели?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №1282, 15 февраля-21 февраля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно