Лекарство — не товар. Аптека — не магазин. Больница — не супермаркет

26 декабря, 2019, 12:53 Распечатать Выпуск №50, 27 декабря-10 января

Государство должно сформировать внятные приоритеты лекарственной политики. Иначе выходит, что история ничему нас не учит.

Приходя в аптеку, мы должны получать высококвалифицированную фармацевтическую услугу по доступной цене, в стоимость которой должно быть включено назначенное врачом лекарство.

Что же касается формирования политики лекарственного обеспечения страны, то практика показывает, что история нас ничему не учит.

Достаточно взглянуть на статистику смертности, чтобы обеспечить постановку целей и задач, как для всей системы здравоохранения, так и для системы медикаментозного обеспечения.

В частности, по последним данным Госстата, из 588 тыс. смертей в Украине в 2018 году 66,7% — от болезней системы кровообращения, 13,4% — от рака. Если рассмотрим возрастную структуру, то увидим угрожающее состояние с преждевременной смертностью: 30% смертей — лица трудоспособного возраста, а ежегодные потери — 5–7% ВВП в год (!). Это намного больше средств, выделенных в бюджете на всю систему здравоохранения страны.

И естественно, что Приоритет № 1 в сфере государственной лекарственной политики — комплексное медикаментозное обеспечение заболеваний сердечно-сосудистой системы, онкологии и преждевременной смертности.

Здесь на повестку дня выходят физическая и экономическая доступность, качество, безопасность и эффективность лекарств. С одной стороны, врач и пациент должны быть уверены, что выписываемый препарат не только не навредит, но и поможет победить болезнь, скорее вернуть больного к полноценной жизни. С другой — препарат должен физически находиться в аптеке, по доступной цене. Его стоимость не может быть непосильным бременем, либо вообще — смертным приговором для самого пациента, его родных и близких.

Практика показывает, что ситуация по этим направлениям требует незамедлительного вмешательства правительства.

Если мы рассмотрим количество аптек в Украине (21 тыс.) и сравним нагрузку по обслуживанию населения со среднеевропейскими показателями (в среднем около 3,5 тыс. человек на 1 аптеку), то у нас с аптеками все ОК. Однако качественная составляющая этих цифр — далеко не радужная. В частности, у нас:

— практически отсутствуют аптеки на селе, где проживает более 30% населения; сельские ФАПы ограничены в номенклатуре (50–100 наименований препаратов широкого спектра) и физически не могут обеспечить доступ ко всем необходимым препаратам;

— вследствие непродуманной политики по борьбе с наркотиками в Украине осталось всего 200 аптек, где можно приобрести сильнодействующие обезболивающие препараты, при том, что у нас почти 80 тыс. пациентов ежегодно умирает от рака, а около 1,5 млн человек страдают от хронических болей;

— в стране практически не осталось аптек, изготавливающих лекарства по индивидуальным рецептам.

Понятно, что в этой сфере действуют экономические законы, а уровень доходов и демография непривлекательны для развития аптечных сетей в сельской местности. Однако правительство, несущее ответственность за обеспечение соблюдения конституционных прав граждан, обязано разработать и внедрить систему стимулов и обязательств по развитию указанных направлений. Каждая аптека должна иметь в ассортименте наркотические препараты и лекарства, изготовленные по индивидуальным рецептам. Ведь ни у кого не возникает мысли, что в больнице скорой помощи вам могут оказать помощь в ограниченном объеме. Почему в аптеке такое возможно?

Дополнительными элементами обеспечения физической доступности должны стать доставка почтой (при обеспечении надлежащих условий доставки) и развитие интернет-сегмента, который де-факто существует.

Считаю это Приоритетом №2.

Приоритет № 3 (элемент экономической доступности) — создание эффективной системы регулирования цен на лекарства. Сегодня она является наиболее слабым звеном и не работает на снижение затрат пациента и системы здравоохранения.

За последние 10 лет ситуация с ценообразованием была системно изучена. Ключевые составляющие следующие.

1. Действующая система регулирования цен на лекарства неэффективна, поскольку устанавливает наценки (оптовые и розничные), а не рассматривает в качестве предмета регулирования цену производителя/импортера (около 75% в структуре цены). В отличие от Украины, в Европе регулируется цена производителя/импортера, а уж потом — оптовые и розничные наценки.

2. Реклама и промоция лекарств. По итогам 2018 года вложения фармацевтических компаний в ТВ-продвижение всей своей продукции (не только лекарств, но и косметики, диетических добавок и т.д.) составили около 26 млрд грн (в ценах прайс-листов). Если к этому добавить стоимость содержания армии медицинских представителей (около 20 тыс. человек), которые отбирают время у врачей во время приема пациентов, стоимость тонн печатной продукции, раздаточных материалов и пр., то можно оценить удельный вес таких затрат в стоимости лекарства. Это ложится дополнительным бременем на плечи пациента и государственного бюджета.

Быстро и существенно снизить стоимость лекарств можно, внедрив систему внешнего реферирования цен на все рецептурные препараты, с последующим установлением цены реализации в аптеке. Почему на сигареты можно фиксировать цену, а на лекарства — нет? Необходимо раз принять решение и двигаться по намеченному пути.

Приоритет № 4 — качество лекарств. В Украину ежегодно ввозится около 100 тыс. серий препаратов и потребляется около 1,4 млрд упаковок. Большинство импортных серий проходят только визуальный контроль упаковки и маркировки. Т.е. качество (состав) импортного препарата инспектору не известен (в отличие от отечественных, где каждая серия контролируется в лаборатории, что легко проверить). В Европе это сфера ответственности импортера, обязанного обеспечить лабораторный контроль по всем показателям качества и за свой счет.

Другой аспект — катастрофическая ситуация с финансированием государственной системы контроля качества лекарств. В Бюджете 2020 года выделено всего 1,5% от плановой потребности. В лучшем случае этого хватит на проверку 400 серий из 300 тыс. по всей Украине…

Ведь ни у кого не возникает мысли уменьшить финансирование безопасности полетов или атомных станций? Напоминает игру в русскую рулетку — не так ли? Покупая импортное лекарство в аптеке, никто в этой стране точно не знает, что внутри. Предложил бы неотложно обеспечить 100%-е финансирование системы контроля качества и имплементировать европейские нормы в части лабораторного контроля качества импорта.

Последний приоритет, № 5, — эффективность лекарств.

Система допуска лекарственных средств в Украине формировалась еще в начале-середине 2000-х, и если сравнивать украинское и европейское законодательство в этой сфере, то в нем присутствуют значительные "дыры". В результате, под видом благого намерения скорейшего насыщения внутреннего рынка новыми и эффективными препаратами, была "вымощена дорога" для допуска в Украину лекарств без доказанной эффективности, лекарств, запрещенных либо ограниченных в обороте в развитых странах (в силу неэффективности, побочных эффектов и т.д.), либо продуктов, которые вообще лекарствами не являются.

Приведу всего один пример. Сегодня в Госреестре лексредств насчитывается 1566 международных непатентованных наименований (далее МНН). Из них 256 МНН, т.е. 16% (!) находятся в Сводном перечне продуктов, потребление и/или продажа которых были запрещены, продукты изъяты или строго ограничены в обороте, или не одобрены правительствами. Это перечень Департамента по экономическим и социальным вопросам Секретариата ООН. Знает ли об этом нынешнее руководство Государственного экспертного центра? Учтены ли эти ограничения при допуске препаратов на рынок или при подготовке инструкций по их применению? И вообще, почему инструкции по применению лекарств в Украине отличаются от таковых в Европе в части показаний, противопоказаний и возрастных ограничений?

В этом контексте фармаконадзор — это инструмент, который защищает жизнь и здоровье пациента от небезопасных и неэффективных препаратов. Если в Европе это обычная ежедневная практика сбора данных о побочных реакциях, неэффективности лекарств и т.д., с последующим их анализом и принятием решения, то в Украине такая культура практически отсутствует. Поэтому мы рассматриваем и анализируем не десятки и сотни тысяч случаев, например, возникновения побочных реакций, а тысячи. Для кого-то, к сожалению, это может закончиться трагедией.

В завершение, чтобы реализовать указанные приоритеты, достаточно перейти от слов к делу. Выдумывать свой велосипед здесь не надо. Достаточно системно, без исключений адаптировать европейское законодательство в сфере оборота лекарств и их ценообразования, с учетом рекомендаций ВОЗ. И — вперед, дорогу осилит идущий! 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №1282, 15 февраля-21 февраля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно