«Де часть, там цілість».
Иван Франко
По состоянию на февраль 2024 года, по оценкам ООН, количество находящихся за границей украинских беженцев с разным статусом защиты составляло 6,48 миллиона человек. Но с учетом невозможности проверить данные о беженцах в РФ и Беларуси, проблем двойного учета (регистрация в нескольких странах) и транзита (перемещение беженцев по миру) более реальной оценкой выглядит чуть меньшая цифра — 3,8–4,7 миллиона украинцев за границей. И их возвращение является непростой для решения задачей.
Замечу, что, несмотря на возвращение уже значительной части украинских беженцев домой, по существующим данным ООН, количество беженцев начало вновь медленно расти. В любом случае завершение войны и такая огромная численность беженцев превратят операцию по их возвращению в Украину в самую масштабную в современной истории Европы.
Вместе с тем академические данные свидетельствуют о том, что обратная миграция является довольно распространенной практикой: более 50% мигрантов, как правило, возвращаются в свои страны происхождения в течение 15 лет. В первую очередь большинство самих беженцев, которым пришлось покинуть родину недобровольно, из-за угрозы безопасности, хотят вернуться домой после устранения таких угроз.
Еще одним сильным фактором, который побудит многих вернуться, является ограниченный во времени правовой статус и постепенное сворачивание социальной помощи (этот процесс уже начался для многих украинцев). То есть в самом благоприятном сценарии можно осторожно рассчитывать на добровольное возвращение до 60% временных беженцев. Магистральный вопрос: какие меры должно принять правительство Украины и власть в целом для того, чтобы это возвращение произошло в как можно большем масштабе, было устойчивым и не становилось прелюдией к дальнейшей миграции?
Интеграция и реинтеграция
Элементом комплексных усилий правительства по возвращению беженцев может стать так называемая политика двойного движения (two-track race), базирующаяся на норвежском опыте работы с беженцами во время югославской войны в 1990-х годах. В свое время Норвегия смогла одновременно способствовать как интеграции, так и репатриации беженцев. Им был предоставлен полный доступ к рынку труда, образованию, социальной поддержке и стандартным программам интеграции, в то время как местное правительство совместно с правительством страны происхождения беженцев продолжало планировать их организованное возвращение.
Тем более что политика быстрой социально-экономической интеграции беженцев в странах временного пребывания, как оказалось, может принести пользу стране, желающей вернуть своих граждан. Новые навыки и опыт работы, которые беженцы получат за границей, можно использовать для восстановления Украины, особенно с учетом высоких потребностей в рабочей силе и навыках в этот особый период. Доказательства также свидетельствуют о том, что удачная интеграция в стране временного пребывания содействует реинтеграции, когда беженцы решают вернуться. Способность работать, доступ к независимому жилью и свобода развивать социальные контакты во время пребывания за границей были определены как важные факторы поддержки социальной и экономической реинтеграции возвращающихся лиц. Организация экономического сотрудничества и развития выделяет ряд необходимых шагов, благодаря которым страны могут успешно реализовывать политику двойного движения:
- принимающие страны должны инвестировать в развитие человеческого капитала беженцев во время их временного пребывания, особый акцент следует делать на навыках и опыте работы в секторах, имеющих значение как для Украины, так и для принимающей страны;
- поддерживать обучение украинскому языку для детей и молодежи, чтобы убедиться, что у них есть необходимые языковые навыки и культурные связи после продолжительного периода перемещения для возвращения и успешной реинтеграции;
- признание навыков и квалификаций с обеих сторон (так называемая проблема признания дипломов). Это способствует выходу беженцев на рынок труда в принимающих странах, а также поможет будущей передаче украинцами приобретенных навыков после возвращения в Украину. Украине со своей стороны также нужно признать системы образования во всех странах пребывания украинских беженцев и не создавать административные барьеры для продолжения образования после возвращения;
- создание законодательной базы для регулярной миграции, чтобы обеспечить мобильность для украинцев. В большинстве стран Европы текущие поездки беженцев в Украину влияют на их статус и доступ к помощи в стране пребывания, что, как следствие, значительно ограничивает какие-либо повторные визиты.
Домашнее задание для Украины
Кроме реализации политики двойного движения, сверхважным станет выполнение Украиной своего домашнего задания. Для возвращения беженцев домой после завершения конфликта ключевыми являются и будут следующие факторы:
- Безопасность: люди не будут чувствовать себя уверенно, если придется жить и работать в опасной среде.
- Жилье: беженцам требуется место, куда они могли бы вернуться после войны. Это может быть их собственный дом или же новое жилье, которое им предоставит правительство либо другие организации или которое они могут приобрести за средства компенсаций.
- Возможность зарабатывать: люди должны иметь возможность найти работу, чтобы содержать себя и свои семьи. Это может включать восстановление довоенного бизнеса, поиск новой работы или же получение помощи от правительства либо благотворительных организаций.
Согласно анализу мирового опыта и с учетом специфики Украины необходимыми выглядят следующие шаги правительства.
- Обеспечить внутреннюю и внешнюю безопасность, в частности путем реформы правоохранительных органов (после окончания войны можно ожидать всплеска преступности) и вместе с тем защиту законопослушных граждан и бизнеса от произвола правоохранительных и контролирующих органов. В целом речь идет о комплексе реформ, направленных на установление действенного верховенства права.
- Создать единый государственный орган по организации и координации возвращения украинских беженцев (например, действующее Министерство по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Украины или создание отдельного правительственного агентства либо ведомства). Украине помогает большое количество международных организаций (прежде всего Международная организация по вопросам миграции и Управление верховного комиссара ООН по вопросам беженцев), правительственных агентств, международных и местных НПО, которые занимаются проблемами возвращающихся мигрантов. Помощь оказывают Еврокомиссия и правительства принимающих стран, заинтересованные в возвращении мигрантов, их агентства по международной помощи. Все это нужно координировать и согласовывать между собой в едином государственном органе.
- Продолжить и расширить программу «єВідновлення», обеспечить возмещение убытков за утраченное имущество не только гражданам, но и предпринимателям малого и микробизнеса, а со временем и остальному бизнесу.
- Начать государственные программы по:
- бесплатной переквалификации граждан;
- поддержке беженцев, планирующих вернуться в Украину и нуждающихся в помощи, в частности с поиском работы, при необходимости — с временным бесплатным жильем.
- Сохранить и содействовать финансовым связям беженцев с их родной страной. Возможными мерами могут стать работа с диаспорами в странах пребывания, переговоры об устранении двойного налогообложения (острая проблема на примере с Польшей), содействие инвестиционным потокам, снижение стоимости денежных переводов.
- Провести реформу образования:
- совершенствовать школьное образование с особым вниманием к онлайн-обучению для детей мигрантов, чтобы оставить их в украинском культурно-просветительском поле;
- провести модернизацию высшего образования с целью повышения его качества как элемента привлекательности для возвращения в Украину. Упростить условия вступления в ВУЗы для украинцев, учившихся в последние годы за границей, а также признать системы образования во всех странах пребывания украинских беженцев.
- Стимулировать граждан, возвращающихся в Украину, начинать собственное дело. Для этого следует:
- расширить программу «єРобота», упростить условия получения грантов на начало собственного дела;
- сохранить/усилить уникальный по простоте и необременительности режим налогообложения малого и микробизнеса;
- способствовать повышению заработных плат — провести экономические расчеты и наработать законопроект по снижению налоговой нагрузки на фонд оплаты труда.
То есть, как в свое время говорил выдающийся украинский поэт Иван Франко, «мусимо навчитися чути себе українцями без офіційних кордонів».