Уничтожение российских Ил-76 — почему эти самолеты так важны для оккупантов

Поделиться
Уничтожение российских Ил-76 — почему эти самолеты так важны для оккупантов © Михаил Максимов | Panoramio
Эти борта задействуют для перевозки военной техники, дронов из Ирана и других грузов россиян.

Несколько дней назад военно-транспортные самолеты Ил-76 стали одними из главных обьектов российских и украинских новостей. Это произошло из-за "незначительных" повреждений, появившихся на нескольких самолетах на аэродроме Кресты, после удара неизвестных беспилотников под покровом ночи.

Это потеря является очень чувствительной для ВКС РФ, так как один Ил-76МД-90А стоит в среднем около 3,7 миллиарда рублей. Однако, из-за нестабильности курса доллара в России, реальная цена сейчас - ближе к 5 миллиардам рублей.

Важно отметить, что производство Ил-76 в России хоть и налажено, но не без трудностей. Завод "Авиастар" в Ульяновске, который выпускает эти самолеты, столкнулся с задержками в выполнении контрактов, что привело к сокращению объема заказа с 39 до всего 14 самолетов Ил-76МД-90А до 2028 года.

Также существует проблема качества продукции, с недавними случаями выявления конструкторских дефектов и проблемами с двигателями. Вместе с тем, обслуживание и ремонт существующих самолетов Ил-76 также вызывает затруднения, что сказывается на их технической составляющей.

Таким образом, у российских ВКС есть около 130 самолетов Ил-76 разных модификаций, но из-за ряда проблем, только около 70 из них могут рассматриваться как полностью работоспособные. Потеря даже одного из них создает серьезные трудности, а потеря 4-7 самолетов может привести к отключению до 10% авиапарка с долгосрочными перспективами по ремонту и компенсации ущерба, что может потребовать от 3 до 7 лет и стоить многомиллиардные суммы.

Следует также обсудить вопрос о качестве производства. В 2018 году было сдано два самолета Ил-76МД-90А с серийными номерами 0109 и 0110. Предыдущая поставка таких самолетов была проведена в 2015 году, однако их прием состоялся лишь в 2016 году.

Причина этой задержки заключается в обнаружении серьезных конструктивных дефектов на этих самолетах, а также в необходимости заменить вентиляторы на двигателях ПС-90А-76. Позднее выяснилось, что сами двигатели не полностью соответствовали спецификациям планера.

Следующий важный аспект связан с количеством и годностью к ремонту. В составе Воздушно-космических сил России насчитывается около 130 самолетов Ил-76 разных модификаций. Однако не все из них находятся в рабочем состоянии.

В 2019 году стало известно, что исправность техники военно-транспортной авиации составляет всего 60%, и это значение продолжает уменьшаться из-за отсутствия регламентных ремонтных работ и программы модернизации существующего парка самолетов, при этом нагрузка на машины продолжает расти.

Что делает ситуацию еще более интересной, так это то, что вместо решения внутренних проблем с ремонтопригодностью техники, в 2019 году был заключен контракт на ремонт 6 индийских Ил-78МКИ. Однако процесс проведения ремонтных работ для российских Ил-76 так и не достиг системного уровня.

Выходя из этого, полноценными рабочими самолетами Ил-76 в составе ВКС России можно считать в среднем лишь 70 бортов. Потеря одного самолета означает, что нужен примерно годовой период для его восстановления. В случае утраты от 4 до 7 самолетов, это приведет к выводу из эксплуатации до 10% рабочего авиапарка.

История

В 1960-х годах Минобороны СССР потребовался более современный скоростной транспортник, недорогой и простой в эксплуатации. Параллельно с разработкой Ил-76 создавался и двигатель Д-30КП для него, который позволил уже на этапе проектирования превысить заданные характеристики: вместо положенных 33 тонн Ил-76 смог поднимать до 40 тонн.

Чтобы отработать все возможные комбинации загрузки внушительного (высота 3,4 метра, ширина 3,45 метра, длина 20 метров) грузового отсека, на этапе проектирования был создан полноразмерный макет Ил-76, в который под присмотром военных загонялась настоящая техника и размещались обмундированные бойцы. Внутри «семьдесят шестого» могли поместиться 145 солдат (126 десантников с вооружением) или три боевые машины десанта БМД-1.

Одним из основных требований военных была возможность использования Ил-76 на аэродромах с короткой посадочной полосой, а также грунтовых аэродромах. Добиться впечатляющих цифр – 1700 м для взлета и 900 м для посадки на бетонных ВПП – удалось благодаря эффективному крылу, двигателям с высокой тягой и мощной тормозной системе.

25 марта 1971 года Ил-76 совершил первый полет. Самолет очень понравился партийной номенклатуре СССР и в том же году был продемонстрирован на международном авиасалоне в Ле Бурже. В 1973 году начинается серийный выпуск транспортников на Ташкентском авиационном производственном объединении им. Чкалова. В июле 1975 года на первом серийном Ил-76 было установлено 25 мировых рекордов. Кроме того, самолет начал применяться в гражданской авиации для доставки грузов в экстремальных условиях, в том числе Сибири и Крайнего Севера.

Нельзя не вспомнить, что Ил-76 стал основной «рабочей лошадкой» военной миссии советских войск в Афганистане. Крупнейшая со времен Великой Отечественной войны передислокация войск требовала переброски огромного количества личного состава, техники и других грузов. За 10 лет афганского конфликта Ил-76 совершили более 14,5 тысяч рейсов. Известна также кандагарская история 1995 года, когда талибы захватили экипаж «семьдесят шестого». Спустя более чем год плена пилоты смогли сбежать, угнав собственный самолет.

Самолёт построен по традиционной для тяжёлых транспортных самолётов схеме однофюзеляжного высокоплана со стреловидным крылом и однокилевым Т-образным оперением. Крыло самолёта трапециевидное с переломом по задней кромке. Стреловидность крыла по линии четвертей хорд — 25°. Каждое полукрыло оборудовано мощной механизацией и располагает пятисекционным предкрылком и двумя трёхщелевыми закрылками. В наличии также двухсекционный элерон и четыре тормозных щитка. Горизонтальное оперение расположено на верхней части киля (Т-образная форма). На киле имеется руль направления с триммером и сервокомпенсатором. Стабилизатор переставной, с рулём высоты и триммером-флеттнером.

Характеристики

  • Экипаж: 5 человек
  • Длина самолёта: 46,6м
  • Размах крыльев: 50,5 м
  • Ресурс: 30 лет/10000 посадок/30000 часов
  • Грузоподъёмность: до 60 т
  • Максимальная взлётная масса: 210 т
  • Масса пустого: 88,5 т
  • Объём топлива: 109 000 л
  • Скорость: 780—850 км/ч

Итог

Как уже говорилось, потеря этих самолетов является очень чувствительной для россиян, так как с производством новых бортов есть серьезные проблемы. Таким образом, выведение из строя даже нескольких Ил-76 может параллизировать возможности россиян по переброске техники на линию фронта или перевозки материалов для российского ОПК.

В любом случае, эта акция вряд ли станет последней, когда на российских аэродромах внезапно горят самолеты. Стоит лишь подождать, чтобы увидеть, какие борты стоят в очереди на уничтожение следующими - Су-25, МиГ-31 или, может быть, Су-35?

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме