В Воздушных силах рассказали о пилоте с позывным "Джеф", который 23 ноября 2023 года на подбитом МиГ-29 уничтожил российский зенитный ракетный комплекс С-400. В сообщении ВС на странице в Facebook говорится, что 26-летний защитник совершил уже более 150 боевых вылетов, во время которых выпустил около полусотни ракет HARM, более десятка управляемых авиабомб JDAM, сбил более десяти БпЛА, уничтожал вражеские ПВО и неоднократно прикрывал украинских штурмовиков. "Джефа" наградили Крестом боевых заслуг и орденом За мужество III степени.
Во время ноябрьской операции он должен был ликвидировать российскую установку под Донецком с помощью ракет HARM. Цель была важна, ведь в опасности могли оказаться другие пилоты, которые тогда как раз работали КАБами.
Когда "Джеф" набрал скорость, по правому борту МиГ-29 был нанесен мощный удар, из-за которого отказал ряд систем. Вариантов, что делать дальше, было два: либо отвести самолет, после чего он бы упал, либо попытаться выпустить ракеты по российской цели, к тому же до пуска оставалось всего 30 секунд. И "Джеф" все же выстрелил, но в истребителе отказала гидросистема и его "повело" вправо.
После этого россияне выпустили по МиГу еще одну ракету. Но пилот выпустил и вторую HARM, после чего воздушное судно полностью потеряло управляемость и начало падать. Когда защитник катапультировался, в его борт как раз врезалась ракета противника.
Приземлился он в опасном районе — в 26 километрах от Донецка, где находилось множество ДРГ и российских спецназовцев. Пилот быстро снял маску и комбинезон, побежал в посадку и позвонил побратиму. "Джеф" слышал выкрики уже искавших его оккупантов, однако сумел пробежать к точке, которую назвал ему другой военный. Впоследствии пилота нашел спасатель.
В строй он вернулся через три месяца.
"Самое сложное — сброс КАБов, — рассказал сам "Джеф" о своей работе. — Для этого нужно подойти критически близко к линии разграничения, зайти в зону поражения вражеских ПВО. Вероятность поражения близка к 100 процентам. Случается так, что надо осуществить сброс, отработать и вернуться, что является чрезвычайно рискованным. К сожалению, именно во время такой миссии погиб мой товарищ Влад Савельев. После этого трагического случая мы изменили тактику применения бомб, что сделало ее немного безопаснее".
Украинские пилоты, продолжил защитник, учатся на ошибках, написанных кровью.