В августе 2024 года украинские войска приступили к неожиданной операции в Курской области РФ — крупнейшему иностранному вторжению на российскую территорию со времен Второй мировой войны. Реакция российского диктатора Владимира Путина была "красноречивой". Через несколько дней после наступления Украины диктатор выступил с заявлением против Соединенных Штатов и Европы.
"Запад воюет с нами руками украинцев", - сказал он, подтвердив мнение о том, что война России против Украины является фактически войной против Запада. Но глава Кремля не инициировал немедленную военную контратаку. Путин не хотел отвлекать значительное количество войск от боевых действий на востоке Украины даже для того, чтобы отвоевать территорию "у себя дома". Три месяца спустя, когда украинские силы все еще находились в Курской области, Москва приняла северокорейские войска, чтобы помочь вытеснить оттуда ВСУ — впервые за более чем столетие Россия пригласила иностранные войска на свою территорию.
Действия Москвы подчеркивают, что спустя почти три года после полномасштабного вторжения РФ к своему соседу, Путин сейчас как никогда предан войне против Украины и более широкой конфронтации с Западом.
Хотя эта война - прежде всего имперское стремление положить конец независимости Украины, конечной целью Путина является восстановление порядка в Европе после холодной войны, ослабление США и создание новой международной системы, которая предоставит России тот статус и влияние, на которое, по мнению российского диктатора, она заслуживает, пишет Foreign Affairs.
Эти цели не новые. Но война закалила решительность Путина и сузила его возможности. Пути назад нет: Путин уже трансформировал российское общество, экономику и внешнюю политику, чтобы лучше позиционировать Кремль для противостояния с Западом. Приняв статус режима-изгоя, Россия теперь еще менее склонна к тому, чтобы "сдерживать себя".
Создаются предпосылки для усиления конфронтации с РФ, несмотря на очевидный интерес новоизбранного президента США Дональда Трампа к нормализации отношений с Москвой. Война разворачивается не очень хорошо для Киева, отчасти потому, что ограниченная помощь, которую Запад направил Украине, не отвечает глубокому интересу, о котором заявляют союзники. Как следствие, Россия может выйти из войны ободренной и, восстановив свой военный потенциал, настроенной на новую битву за пересмотр порядка безопасности в Европе. Более того, Кремль постарается получить любые уступки от администрации Трампа за завершение нынешних боевых действий, такие как ослабление санкций, например, чтобы укрепить свои позиции для следующей войны.
Россия уже готовит основу с помощью диверсий и других спецопераций, развернутых по всей Европе, а также путем сближения с другими странами-изгоями, включая Иран и Северную Корею. Европейские государства лишь незначительно более готовы самостоятельно противостоять российской угрозе, чем были три года назад. И, в зависимости от того, как закончится война РФ против Украины, вырисовывается возможность новой войны с РФ.
Вопрос не в том, будет ли Россия представлять угрозу для США и их союзников, а в том, как оценить масштабы опасности и усилия, необходимые для сдерживания Москвы. Китай остается главным конкурентом Соединенных Штатов. Но даже уделяя значительную часть своего внимания Азии, Вашингтон не может игнорировать неуступчивого противника в Европе, представляющего прямую военную угрозу для членов НАТО.
Проблема российской угрозы – глобальная. Готовность Путина воевать против страны-соседа, нападать на демократические общества и нарушать общепринятые нормы, а еще его способность "выходить сухим из воды" — прокладывают путь для других стран к подобным действиям. Предоставление Кремлем военной техники и ноу-хау нынешним и будущим противникам США усугубит эти угрозы, умножая вызовы, с которыми Вашингтон столкнется со стороны Китая, Ирана, Северной Кореи и любой другой страны, поддерживаемой РФ.
Поэтому Соединенные Штаты и Европа должны инвестировать в противостояние России сейчас или заплатить гораздо большую цену позже. В частности, новая администрация Трампа не может позволить себе роскошь вытеснить российскую угрозу из списка своих политических приоритетов. Если Путин увидит, что Вашингтон все-таки делает это, диктатор станет лишь более наглым и амбициозным в своих попытках ослабить США и их союзников, как непосредственно, так и через "ось потрясений", поддерживаемой Россией. Чтобы предотвратить такое развитие событий, Вашингтон и его союзники должны помочь Украине укрепить свои позиции накануне переговоров о прекращении войны. Штаты правы, определяя Китай своим приоритетом, но для того чтобы эффективно конкурировать с Пекином, сначала нужно направить европейскую безопасность на правильный путь. Теперь Вашингтон должен оставаться главным гарантом этой безопасности, одновременно убеждаясь, что Европа наращивает инвестиции, необходимые для лучшего обеспечения собственной обороны в ближайшие годы.
Предпринимая шаги, необходимые для противодействия России сегодня, США и Европа могут гарантировать, что ожидающая их угроза завтра будет управляемой.
Слишком глубоко
Путин изменил Россию таким образом, что она будет оставаться вызовом для Запада, пока он находится у власти, и, вероятно, значительно дольше. Конфронтация теперь стала яркой чертой российской внешней политики, а Путин ссылается на экзистенциальную борьбу с Западом, чтобы оправдать свой режим и действия. Эта идея о российской цивилизации, которая находится в постоянном конфликте со своими западными врагами, укрепляет идеологическую основу его правления, - "источник легитимности", который Путину сейчас необходим для сохранения власти.
Растущий расчет Путина на репрессии, однако, создал риски для стабильности его режима. Политологические исследования показывают, что репрессии эффективны в том смысле, что они увеличивают продолжительность нахождения автократов у власти. Но чрезмерная зависимость от них, как это сделал Путин, может увеличить вероятность дестабилизационных ошибок. Жесткая тактика заставляет людей скрывать свои частные взгляды и не делиться ничем, кроме того, что хочет слышать правительство, а значит, автократ тоже теряет доступ к точной информации. Кроме того, высокий уровень репрессий создает все больший резервуар общего недовольства, так что даже небольшая "вспышка" может быстро перерасти в неприятности для режима.
Чтобы уменьшить эти риски и укрепить свою власть, Путин использовал контроль над информационной средой, убеждая российский народ в том, что их страна воюет с Западом, желающим ее развалить.
Путин также переориентировал российскую экономику вокруг войны. Пройдя через боль в переводе экономики на военные рельсы и ощущая давление новых заинтересованных сторон, Путин вряд ли быстро отменит эти изменения. После завершения боевых действий против Украины, вероятно, он будет искать оправдание продолжению функционирования экономики военного времени.
Российская внешняя политика также трансформируется таким образом, что ее трудно изменить. Вторжение в Украину сделало невозможным налаживание связей с Западом, и Москве пришлось искать возможности в другом месте. Углубление партнерства с Китаем, Ираном и Северной Кореей, возможно, было в значительной степени обусловлено необходимостью: Россия нуждается в их помощи для поддержки своей экономики и военной машины. Но Москва также понимает: сотрудничая с этими странами, у нее больше шансов выдержать долгосрочную конкуренцию с Западом.
Кремль пошел ва-банк в этих партнерствах, отвергнув осторожность в сотрудничестве с Северной Кореей, преодолев обеспокоенность чрезмерной зависимостью от Китая и усугубляя отношения с Ираном. Все это составляет новую стратегию Москвы, которая просто так не исчезнет после того, как боевые действия против Украины утихнут или закончатся.
Россия "перезагружается"
Военная угроза со стороны РФ никуда не исчезает. Восстановление российской армии – это вопрос не “если”, а “когда”. Даже если Россия не сможет поддерживать свои нынешние расходы военного времени, оборонный бюджет, вероятно, еще некоторое время будет оставаться значительно выше довоенного уровня. Российские вооруженные силы также вряд ли будут сокращены до меньшей численности, которую РФ имела до войны. Россия, скорее всего, сохранит большие вооруженные силы с расширенной структурой и большим количеством личного состава, хотя она все еще будет зависеть от мобилизации в случае войны. Перезагрузка относится не только к материальной части, но и к способности проводить широкомасштабные боевые операции.
Впрочем, восстановление российской армии столкнется с препятствиями, особенно из-за ограниченности оборонно-промышленного потенциала страны и дефицита квалифицированной рабочей силы. В то же время, несмотря на санкции, Россия все же смогла значительно увеличить производство ракет, высокоточного оружия, беспилотников и артиллерийских боеприпасов, а также создала эффективный конвейер по ремонту и модернизации имеющегося оборудования. Но она также использует устаревшие запасы, унаследованные от Советского Союза. Таким образом, расширяя свои силы и восстанавливая потери, РФ истощает свои ресурсы.
Отныне российские вооруженные силы будут носить двойной характер, с сильными сторонами и не менее заметными слабостями. Впрочем, несмотря на некоторые неудачи, Россия приспособилась, а в некоторых случаях разработала эффективную тактику противодействия западным возможностям, с которыми она столкнулась в войне против Украины. Для НАТО это должно стать тревожным сигналом. Некоторые аналитики считают, что то, как Украина воюет сейчас, не тот способ, каким НАТО будет воевать в потенциальной будущей войне с Россией. Они утверждают, в частности, что НАТО быстро завоюет и удержит преимущество в воздухе, что изменит характер войны. Хотя это может быть правдой, военно-воздушные силы не решат всех проблем в поле боя, с которыми может столкнуться Альянс. И большинству европейских ВВС не хватает боеприпасов для длительной "обычной" войны.
С другой стороны, значительный процент российских сухопутных войск, по всей вероятности, будет продолжать использовать устаревшую советскую технику, и понадобятся годы, чтобы восстановить качество войск и заменить офицеров, утраченных в Украине.
В общем, российские вооруженные силы останутся лоскутной мозаикой, некоторые части которой будут боеспособнее, чем в начале 2022 года, а другие все еще будут использовать старое оборудование. Но шансы на то, что российские вооруженные силы будут решительно разгромлены и не будут представлять серьезную угрозу в течение длительного периода, низкие.
Рост разрыва
Риски, связанные с восстановлением российской армии, усугубляются слабой реакцией Запада на агрессию РФ. Европа должна пройти еще долгий путь, прежде чем она будет готова самостоятельно противостоять угрозе со стороны РФ. Европейское оборонное производство остается недостаточным для достижения целей перевооружения, несмотря на преимущества Европы в капитале, оборудовании и производительности. Европейские страны существенно истощили свои запасы, передав Украине оборудование, что ограничивает потенциал их армий. В скором времени эти страны столкнутся с двойным давлением: финансировать поддержку Украины и ее восстановление, одновременно заменяя собственную военную технику.
Текущие тенденции свидетельствуют о том, что хотя европейские расходы на оборону возрастут, этого увеличения может быть недостаточно для расширения военного потенциала. К тому же по всей Европе оборонное производство сдерживают промышленные мощности, медленные темпы заключения контрактов и разносторонние бюджетные императивы.
Все эти проблемы можно преодолеть при наличии достаточной политической воли, но для этого европейские лидеры должны четко оценивать среду безопасности. Соединенные Штаты не собираются значительно расширять свое присутствие в Европе, в лучшем случае приверженность Вашингтона европейской безопасности останется неизменной. Европа же должна быть готова взять на себя большую часть расходов, чтобы обеспечить Украине возможность защищаться и сдерживать российскую агрессию.
Американские лидеры со своей стороны должны реалистично оценивать возможности Европы. Даже те страны, которые сейчас инвестируют значительные средства в оборудование и закупки, все еще испытывают проблемы с набором, содержанием и подготовкой достаточного количества войск. А затраты на оборону не так-то легко трансформируются в способность вести широкомасштабные боевые действия. Современные операции сложны и европейские страны, как правило, не могут проводить их без поддержки США. Большинство вооруженных сил на континенте эволюционировали, чтобы дополнять американскую армию, а не действовать самостоятельно.
Таким образом, хотя Штаты должны продолжать давить на своих европейских союзников, чтобы те взяли на себя большую ответственность за собственную безопасность, Вашингтон должен понимать, что Европе понадобится много времени, чтобы прийти к этому.
Все больший риск новой войны
Европа и США не готовятся к какой-либо далекой угрозе. Москва уже ведет гибридную войну против Европы. За последние несколько лет поддерживаемые Россией субъекты поджигали склады в Германии и Британии с оружием для Украины, использовали мигрантов с Ближнего Востока и Северной Африки против Европы, атаковали железнодорожную инфраструктуру в Чехии и Швеции… Цель Кремля с помощью таких мер показать европейским правительствам и гражданам, что Россия может отомстить за поддержку Киева
Однако, как только война РФ против Украины закончится, такие действия России не утихнут. Более широкая цель Москвы, применяющей гибридную тактику, состоит в том, чтобы унизить Запад и его способность противостоять РФ. Кремль хочет ослабить западные общества, вбить клин между США и Европой, снизить способность Европы к коллективным действиям и убедить европейцев, что не стоит противостоять Москве. Частью российской стратегии является, в частности, ядерная риторика.
В то же время, Россия не в состоянии бросить прямой вызов НАТО. Нынешний гибридный конфликт со странами Альянса, скорее всего, будет продолжаться, пока российская армия не восстановиться - процесс, который может продолжаться годами. Но тогда Кремль будет искать возможности для дальнейшего подрыва НАТО. Москва все еще будет иметь основания для осторожности, не в последнюю очередь потому, что считает Альянс большей силой, но она может поддаться искушению, если станет понятно, что западным союзникам – важнейшим среди которых являются Штаты, не хватает решительности для коллективной обороны.
Картина еще больше усложняется склонностью Кремля как к риску, так и к просчетам. Москва уже серьезно недооценила свою способность быстро разгромить украинских военных и подорвать решительность Запада. Такие автократы, как Путин, — это тип лидеров, наиболее склонных к ошибкам, отчасти потому, что они окружают себя послушными и преданными людьми, которые говорят им лишь то, что они хотят слышать.
Таким образом Вашингтон и его союзники не должны недооценивать угрозу, даже если силы НАТО хорошо оснащены для победы над российскими военными.
Пособничество и подстрекательство
Противостояние с Россией будет оставаться наиболее интенсивным в Европе, но вызов со стороны Москвы – глобальный. Хотя Штаты и Европа ввели санкции против РФ, Москва обошла ограничения и экспортный контроль, бросив вызов прогнозам о международной изоляции.
Чем больше Путин будет конфликтовать с США и их союзниками, и чем больше ему будет казаться, что все будет оставаться безнаказанным, тем больше других стран будут вдохновляться, бросая собственные вызовы. Москва активно помогает странам-противникам Запада. Россия оказала поддержку хунтам в Африке, в частности Мали, Буркина-Фасо и Нигере. Россия также поставляет оружие Судану, продолжая гражданскую войну в стране и гуманитарный кризис, оказывает поддержку хуситам в Йемене, которые нападают на суда в Красном море, нарушая мировую торговлю, а также обстреливают ракетами Израиль, близкого союзника США.
Хотя последствия для Штатов могут быть ограничены, в совокупности эти действия России усиливают вызовы, стоящие перед Вашингтоном. Как только боевые действия против Украины закончатся, Россия сможет уделить гораздо больше ресурсов и внимания хуситам или другим группам и странам, угрожающим интересам США.
Некоторые аналитики надеются, что забота Китая о своих экономических интересах будет побуждать его сдерживать Россию. Но пока действия Пекина на это не указывают. Напротив, Китай, похоже, доволен тем, что РФ расшатывает международную систему, пользуясь последствиями этого беспорядка для дальнейшего собственного подъема. Если и будет какой-то контроль над дестабилизационной деятельностью России, то он должен выходить от Запада.
"Ось потрясений"
Поддержка связей России с Китаем, Ираном и Северной Кореей – это одна из наиболее губительных проблем, которые создает Москва. Война РФ против Украины привела к такому уровню сотрудничества между этими странами, который мало кто считал возможным, а Кремль выступил в качестве решающего катализатора. Москва, которая уже лишилась обеспокоенности из-за своей международной репутации, вероятно, будет еще меньше ограничивать себя в помощи даже самым одиозным режимам. Таким образом, поддержка Россией других членов такой оси может привести к беспорядку в ключевых регионах.
Соблазнительно представить, что если Штаты будут давить на Украину в прекращении войны и двигаться к более прагматичным отношениям с Россией, то сотрудничество Москвы с членами "оси потрясений" может уменьшиться. Но это выдача желаемого за действительное. Рост связей между Китаем, Ираном, Северной Кореей и Россией обусловлен значительно более глубокими стимулами, чем размышления, вызванные войной против Украины. Уступки, сделанные России для прекращения войны, лишь усилят способность Кремля помогать своим партнерам ослаблять США.
Порядок действий
Российские амбиции могут не остановиться на Украине, и при отсутствии действий Запада сегодня расходы на противостояние агрессии РФ будут только расти. Россия — это государство, которое приходит в упадок, но ее потенциал для разжигания конфликтов остается значительным. Таким образом, бремя сдерживания и обороны от российской угрозы не снизится в ближайшей перспективе. А поскольку изменения в оборонных расходах, закупках и структуре вооруженных сил потребуют много времени, Вашингтон и его союзники должны думать не только о текущей войне РФ против Украины, а начинать делать инвестиции уже сейчас, чтобы предотвратить российскую агрессию в будущем.
Уступки России не сделают защиту Европы более легкой или менее затратной - достаточно взглянуть на события последних двух десятилетий. У Вашингтона, несомненно, есть и другие приоритеты, которые сместят его внимание от российской угрозы, и Китай является главным среди них. Но для того, чтобы эффективно противостоять Пекину, США должны сначала направить европейскую безопасность на верный путь. Если Вашингтон преждевременно снизит свои обязательства перед Европой, Москва может воспринять это как признак незаинтересованности США и воспользоваться возможностью продвинуться вперед.
Определение приоритетов в политике важно, но столь же важна и последовательность. Первоначально администрация Трампа должна справиться с войной РФ против Украины. Помочь Киеву достичь прекращения войны на выгодных условиях – это самый очевидный способ снизить угрозу со стороны России и ее союзников. Это соглашение должно стать частью более широкой стратегии сдерживания РФ и обеспечения безопасности Украины.
Администрация Трампа также должна сохранить роль США как главного гаранта европейской безопасности, одновременно работая над уменьшением своей доли в ее поддержке. То есть, европейские государства должны стать более способными к коллективным действиям, не требующим помощи США. Они все еще могут полагаться на Штаты при определенных обстоятельствах, но степень зависимости от Вашингтона должна быть значительно уменьшена.
В противостоянии Запада с Россией нет простого решения. Российский ревизионизм и агрессия никуда не исчезнут. Даже если текущая война против Украины будет урегулирована путем перемирия без гарантий безопасности для Киева, новая война остается вероятной. Игнорирование российской угрозы или предположение, что с ней можно легко справиться, позволит этой угрозе расти. Для США и их союзников было бы гораздо лучше серьезно отнестись к вызову со стороны РФ сегодня, чем допустить, чтобы новая война обошлась еще дороже завтра, пишет издание.
Как минимум Приднестровье, Нагорный Карабах и две чеченские войны должны были стать для Запада индикаторами грядущей катастрофы, но не стали. Запад мог бы вовремя распознать надвигающуюся катастрофу, но даже мюнхенская речь Путина в 2007 году не была услышана. Разгром России — нелегкая задача, но ее решение усугубит позиции Запада на будущем переделе мира, и это тот же аргумент, который должен сработать в диалоге Украины с партнерами. "Почему Запад должен разгромить Россию" - объяснял посол Украины в Японии Сергей Корсунский.