Европейская организация по безопасности воздушной навигации прогнозирует, что до 2029 года ограничения на гражданские полеты в воздушном пространстве Украины, России и Беларуси все еще будут актуальны. В своем отчете Eurocontrol использовали в качестве прогнозируемых маршруты, которыми пользовались с марта прошлого года по январь.
"Никакого возвращения к "нормальным" маршрутам до конца семилетнего горизонта не ожидается", – отмечается в отчете.
Там подчеркивают, что европейская авиаиндустрия продолжает восстановление после пандемии коронавируса, но это восстановление они считают успешным. Причина – открытие Китаем границ в январе 2023-го.
Но есть факторы, которые негативно влияют на отрасль - среди таких, что очевидно, вторжение РФ в Украину, которое может затянуться, а также ухудшение экономической ситуации в целом и рост геополитического напряжения. Также энергетический кризис может привести к пересмотру прогнозов ВВП на 2023-2024 годы. Это касается и высоких цен на электроэнергию, а также кризиса стоимости жилья. Все это может повлиять на авиатрафик.
В Eurocontrol отмечается, что пострадал и грузовой сегмент. Причина – ограничение работы ключевых перевозчиков.
Есть еще риски для отрасли, которые аналитики не включили в свой отчет - это очень неопределенный прогноз относительно цен на нефть и нехватка доступных нефтеперерабатывающих мощностей.
"Будущие изменения воздушного пространства и сети (например, неожиданное закрытие/повторное открытие, новые маршруты) и изменение выбора маршрутов авиакомпаний не моделируется прогнозом. Пока мы предполагаем, что воздушное пространство Украины и России остаются закрытыми до конца 2029 года", – говорится в сообщении.
К тому же невозможно предугадать теракты, войны и природные катаклизмы. Их воздействие на воздушное движение может быть временным или более длительным. Также есть отмена рейсов из-за страйков, нехватка персонала в аэропортах и авиакомпаниях. Все это тоже плохо для авиаотрасли.