Стратегия контролируемого ослабления РФ посредством, в частности, экономических санкций, кардинально влияет на суть и время решений касательно модели безопасности для Украины. О трех группах соответствующих опций рассуждает соучредитель Центра национальной устойчивости и развития, министр иностранных дел Украины (2014–2019) Павел Климкин в статье «Поражение России: чего боится Запад и что нужно делать Украине».
Сделать Украину «дикобразом»
Благодаря военной и финансовой помощи можно сделать потенциальное последующее нападение на Украину настолько опасным, что РФ от него воздержится.
«Но это представление фундаментально недооценивает природу российского режима – он может совершить нападение при любых условиях, и в критической для его сохранения ситуации значительные потери могут даже являться элементом его консолидации. Такой подход также не совпадает с израильским, ведь у нас нет ядерного оружия (а у Израиля есть), наоборот, РФ является ядерным государством. США и Израиль согласовали концептуальный подход «качественного военного превосходства», мы можем достичь его в отдельных секторах с помощью западного оружия, логистики, разведки и наших украинских преимуществ, но достичь комплексного военного качественного превосходства мы можем только как часть НАТО», - говорит эксминистр.
По информации Климкина, при такой модели Украине в течение следующих 10 лет понадобится более $300 млрд, то есть в три раза больше, чем Израиль получил после соглашения в Кэмп-Дэвиде за все время.
Гарантии безопасности без вступления в НАТО
Такие гарантии могут быть двусторонними (например, от США), многосторонними и «косвенными» (размещение на нашей территории подразделений стран-членов НАТО).
«Вторая опция, при желании, комбинируется с первой, но возникает простой вопрос: а почему бы тогда не перейти сразу к третьей опции – членству в НАТО? Ответ на этот вопрос для многих состоит в том, что Запад боится РФ, но это, конечно, упрощение. Конвенционно НАТО превосходит РФ, а ядерный конфликт маловероятен, хотя и не исключен. В конце концов Путин тоже хочет, чтобы о нем писали книги и вспоминали в учебниках, и чтобы их даже кто-то читал в виде верных последователей его режима», - говорит Климкин.
Вступление в НАТО
Статья 5 Договора НАТО является «сакральной» для коллективной обороны, но ее никто и никогда по-настоящему не ставил под сомнение и не «тестировал», обращает внимание Климкин.
«Распространение на Украину гарантий безопасности создаст для Кремля соблазн, как считают многие на Западе, показать неготовность или неспособность последнего соблюдать свои обязательства и таким образом поставить под вопрос солидарность и легитимность всего НАТО и Запада. Именно эта логика в дополнение к непониманию, что означает принятие в НАТО страны во время войны, мешает реализации реальных гарантий безопасности», - объясняет эксминистр.
Климкин добавляет, что в то же время никто не отменял желания многих на Западе найти новый modus vivendi с РФ.
«Все эти вопросы нуждаются в рациональной дискуссии, совместном анализе рисков и стратегий. На эмоциональные аргументы Запад, учитывая свои истории и ментальность, в вопросах собственной безопасности не поведется», - резюмировал эксминистр.
При этом Климкин считает, что мобилизованность и милитаризованность Украины могут усложнить вступление в ЕС. По его мнению, это «не очень подходит» ценностям и образу жизни Евросоюза.