После выходных, когда украинские морские беспилотники повредили российский военный корабль «Оленегорский горняк» и нефтяной танкер SIG, масштабы войны президента России Владимира Путина против Украины быстро увеличиваются. Эти атаки впервые поставили под угрозу российский товарный экспорт через Черное море – маршрут, на который приходится большая часть экспорта зерна и от 15% до 20% экспорта нефти, которые Россия ежедневно продает на мировых рынках. Для Москвы, вероятно, значительно возрастут расходы по страхованию и транспортировке, но существуют риски и для европейских и мировых рынков, пишет Bloomberg.
Хотя масштабы этой эскалации и ее последствия пока неясны, они могут стать значительными и ударить по нероссийским экономическим интересам так же сильно, как и по московским, если не по украинским. Фьючерсы на пшеницу в Чикаго выросли более чем на 3% 7 августа, прежде чем отыграть полученную прибыль, в то время как цены на сырую нефть в Нью-Йорке почти не изменились.
«Ставки фрахта возрастут на следующей неделе, поскольку растут риски транспортировки грузов через Черное море», – сказал Виктор Катона, главный аналитик по нефти в компании Kpler Ltd, занимающейся исследованием рынка.
По его словам, стоимость транспортировки российской нефти из Новороссийска на западное побережье Индии может вырасти на 50%.
Россия экспортирует из Новороссийска около 500-550 тыс. баррелей нефти в день и 450 тыс. баррелей нефтепродуктов, преимущественно бензина и дизельного топлива. Порт также отгружает около 250 тыс. баррелей в сутки нефти из Казахстана, которая доставляется в порт по трубопроводам, а оттуда отправляется на переработку в Румынию, свидетельствуют данные Kpler. Рядом с портом Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) только отгружает в танкеры около 1,3 миллиона баррелей нефти в день и является основным маршрутом для экспорта нефти из Казахстана в Европу.
«Около 2,5 миллионов баррелей нефти в день и потоки нефтепродуктов находятся под угрозой из-за эскалации», – сказал Катона, добавив, что потенциальная остановка КТК нанесет гораздо больший ущерб западным интересам.
Россия также является крупнейшим мировым экспортером пшеницы, и большая часть ее зерна поставляется из Новороссийска и якорной стоянки «Кавказ» в Керченском проливе.
Удары по российским кораблям в Черном море были осуществлены после того, как 17 июля Путин вышел из зерновой сделки, заключенной при посредничестве ООН, и с этого момента начал ракетные обстрелы украинских портов. В результате экспорт зерна из Украины значительно сократился, в то время как российский экспорт не пострадал.
Цели Кремля понятны: сделать перевозку зерна из Украины незастрахованной и разрушить национальную портовую инфраструктуру, как на Черном море, так и на Дунае.
«В эту игру можно играть вдвоем», – говорится в субботнем сообщении Министерства обороны Украины в Twitter (X).
«Пора сказать российским убийцам: «Хватит». Вам больше нет безопасных вод и мирных гаваней в Черном и Азовском морях», – говорилось в другом сообщении министерства в тот же день.
4 августа Государственная гидрографическая служба Украины предупредила, что российские черноморские порты Тамань, Анапа, Новороссийск, Геленджик, Туапсе и Сочи теперь следует рассматривать как объекты военной угрозы.
Обе атаки на российские корабли свидетельствуют о дальнейшем расширении масштабов войны, которое началось ранее и, вероятно, коснется союзников Киева. Ракетные удары России по зерновым объектам в дунайских портах Рени и Измаил подвели войну к границе Румынии, члена НАТО, на расстояние всего нескольких метров.
Напомним, что Украина, ударив дроном по десантному кораблю Оленегорский горняк возле порта Новороссийска, впервые поставила под угрозу российскую инфраструктуру экспорта нефти, помогающую финансировать московское вторжение на украинские территории. Атака на нефтеэкспортную инфраструктуру, вероятно, вызовет беспокойство в Белом доме и других западных столицах.