Новое исследование показало, как Иран построил мощную индустрию по производству оружия на основе украденных западных технологий и как эти технологии используются Россией против Украины. Об этом пишет CNN.
Британская организация Conflict Armament Research (CAR), занимающаяся исследованием компонентов оружия, установила, что беспилотники Shahed-136, которые Иран продает РФ, оснащены двигателем, разработанным по немецкой технологии. Эту технологию Тегеран незаконно получил около 20 лет назад.
Такой вывод, сделанный путем детального изучения компонентов, найденных в Украине, подчеркивает способность Ирана совершенствовать военные технологии, полученные незаконным путем.
Западные чиновники также обеспокоены тем, что Россия может передать иранцам оружие и технику западного производства, найденную на поле боя в Украине. Пока нет убедительных доказательств того, что это произошло, но отношения между Тегераном и Москвой стали гораздо ближе.
Россия стремится получать иранские беспилотники и баллистические ракеты, в то время как Иран хочет российских инвестиций и торговли. По словам иранских чиновников, РФ стала самым крупным иностранным инвестором в Иране за последний год.
Для россиян иранские беспилотники являются выгодной заменой более дорогим ракетам, запасы которых у РФ, по словам западных чиновников, сокращаются. Эксперты считают, что Shahed-186, например, стоит около 20 тысяч долларов, что составляет ничтожную долю стоимости крылатой ракеты «Калибр».
В октябре прошлого года глава ГУР Министерства обороны Украины Кирилл Буданов заявил, что Россия заказала около 1700 иранских беспилотников разных типов. Украина доказала, что умеет сбивать Shahed-136, но это изнуряет ее противовоздушную оборону. Несмотря на относительно небольшой заряд взрывчатого вещества – до 40 килограммов, точный удар Shahed-136 все равно может нанести значительный ущерб.
Немецкие технологии
С ноября прошлого года по март 2023 года Conflict Armament Research (CAR) смогла исследовать компоненты 20 иранских беспилотников и боеприпасов в Украине, около половины из которых – Shahed-136.
Удалось подтвердить, что двигатель в Shahed-136 был разработан иранской компанией Oje Parvaz Mado Nafar, известной как Mado, базирующейся в городе Шокухие в провинции Кум. В декабре прошлого года компания попала под санкции Великобритании, США и ЕС.
Исследователи CAR обнаружили маркировку Mado на колпачках свечей зажигания в двигателях беспилотника, а также последовательность серийных номеров, которые использует Mado.
По данным западных правительств и ООН, Mado играет решающую роль в расширяющейся иранской индустрии беспилотников. Такую же последовательность серийных номеров зафиксировали следователи ООН, изучавшие атаки беспилотников на Саудовскую Аравию, предположительно совершенные союзниками Ирана в Йемене, а также ракетные атаки на Абу-Даби в ОАЭ.
Аналитик CAR Таймур Хан рассказал CNN, что иранские системы БПЛА постоянно усовершенствуются и модернизируются, и становятся все более точными в системах наведения, а также возможности противодействовать глушению.
Долгий путь
Конструкция двигателя Mado свидетельствует об интенсивных усилиях Ирана в течение около 20 лет по получению западных технологий для своих беспилотников и ракет, несмотря на широкомасштабные международные санкции.
В 2006 году Иран незаконно приобрел двигатели для беспилотников немецкой компании Limbach Flugmotoren. Три года спустя иранский инженер Юсеф Абуталеби объявил, что его компания Mado создала двигатель для БПЛА.
По данным CAR, компания, похоже, пыталась скрыть свою роль в создании БПЛА Shahed. Исследователи обнаружили, что оригинальные серийные номера на компонентах беспилотников, найденных в Украине, были стерты, очевидно, чтобы скрыть их происхождение.
«Эти модификации помешали следователям выявить сети закупок, способствующих международной поставке ключевых компонентов в Иран», - говорится в отчете CAR.
Среди других западных компонентов, приобретенных и скопированных Ираном, части ракет чешского производства. В отчете экспертов ООН в 2020 году говорится, что двигатель в иранских ракетах Quds-1, которые использовались при атаках на саудовские нефтеперерабатывающие заводы в прошлом году, был нелицензионной копией реактивного двигателя TJ-100, произведенного компанией PBS Velká Bíteš в Чехии.
Эксперты говорят, что чешский двигатель, похоже, был также установлен на иранской ракете Heidar-2.
Компания заявила, что никогда не поставляла двигатели в Иран или Йемен, но Иран стал экспертом в обходе контроля Запада над экспортом технологий, в некоторых случаях используя подставные компании. Группа экспертов ООН установила, что детали, экспортируемые чешским производителем в Гонконг в 2010 году, оказались в иранских ракетах, которые были использованы в 2019 году.
Таймур Хан из CAR говорит, что Иран приобрел западные компоненты и технологии для своей программы БПЛА, воспользовавшись отсутствием прозрачности цепи поставок, что делает идентификацию компонентов критически важным методом совершенствования экспортного контроля и санкционных механизмов.
Углубление партнерства РФ и Ирана
Продажа беспилотников углубила и без того укреплявшиеся отношения Ирана с Россией, поскольку обе страны становились все более изолированными от международной торговли и финансовой системы.
«Мы определяем наши отношения с Россией как стратегические, и работаем вместе во многих аспектах, особенно в экономических отношениях», - заявил министр финансов Ирана Эсан Хандузи в прошлом месяце.
Доходы Ирана от продажи сотен беспилотников Shahed-136 в Россию, вероятно, будут реинвестированы в дальнейшее усовершенствование отрасли. А партнерство может начать осваивать «новые территории».
«Учитывая тот факт, что Россия захватывает на поле боя сложное западное оружие, такое как противотанковая ракета Javelin, и что между двумя странами усиливается военное сотрудничество, а Иран имеет подтвержденные возможности в этом направлении, я думаю, по всей вероятности, они будут сотрудничать над копированием этих типов систем», – сказал Таймур Хан.
Существует также вероятность того, что Россия использует свое сотрудничество с Ираном для развития собственного потенциала военных беспилотников.
Но пока этого не произойдет, российские военные, вероятно, будут оставаться желающим покупателем сотен других беспилотников из Ирана — государства, которое превратило обход санкций для построения собственной промышленности по производству оружия «в изящное искусство».
Ранее сообщалось, что Иран остается одним из немногих союзников России в войне против Украины и снабжает РФ боеприпасами. По данным The Wall Street Journal, поставки осуществляются кораблями по Каспийскому морю и за последние шесть месяцев было отгружено российской стороне 300 тысяч артиллерийских снарядов и миллион других боеприпасов.
По данным США, Иран продал России беспилотники для использования в Украине, согласился предоставить Москве ракеты малой дальности, отправил танковые и артиллерийские снаряды, а взамен запрашивает ударные вертолеты, реактивные истребители и помощь в программе ракет дальнего радиуса действия. Западные аналитики утверждают, что Иран и Россия все больше сближаются в политическом и военном сотрудничестве. Тегеран может еще активнее предоставлять РФ военную помощь в обмен на поддержку в расширении влияния в Персидском и Оманском заливах.