Когда Россия аннексировала Крым в феврале 2014 года, полуостров стал ключевым для стратегии Москвы по доминированию над Украиной и Черноморским регионом. Критически важным для этого доминирования остается мост через Керченский пролив, узкую полосу воды, отделяющую Крым от материковой России. Построенный Москвой за огромные средства, этот мост был открыт в 2018 году под фанфары. С этого времени он стал основным каналом для транспортировки российских солдат и оружия, необходимых для войны против Украины.
В настоящее время мост находится под российским контролем и имеет фундаментальное значение для российских военных усилий.
«Однако он может стать ключом к победе Украины и не только в Крыму, но и в более широком конфликте. Ни одно событие не может быстрее переломить ход войны, перезагрузить нарратив и восстановить уверенность в способности Киева победить, чем разрушение мощнейшего символа российской оккупации Украины», - пишут в статье для Foreign Affairs бывший командующий Сухопутными войсками США в Европе Бен Ходжес, профессора гражданской инженерии Военной академии США Лэд Клоски и Эрик Уильямсом, а также профессор международных отношений Военной академии США Роберт Персон.
Они признают, что разрушить мост будет не просто, поскольку он был построен так, чтобы конструкция выдержала интенсивное движение транспорта. Авторы указывают, что российский мост уже выдержал несколько украинских ударов. Для того чтобы Киеву удалось навсегда вывести мост из строя или разрушить его, западные союзники Украины должны предоставить гораздо большее количество мощных высокоточных ракет.
«Это будет вопрос как количества, так и качества: разрушительная атака потребует массированного залпа ракет, чтобы преодолеть мощную российскую противоракетную оборону в Крыму и ударить по нескольким уязвимым местам на мосту одновременно или в один критический элемент неоднократно», - объясняют авторы.
В обоих случаях Украине потребуется большее количество современных ракет, в том числе американских ATACMS и немецких Taurus. Пока союзники Украины не предоставят это или подобное высокоточное оружие, разрушающее бункеры, и в большом количестве, мост, скорее всего, будет продолжать служить российским военным усилиям.
Легче сказать, чем сделать
Украинские военные неоднократно наносили удары по Керченскому мосту. Но он выстоял благодаря своей конструкции. Мост состоит из 2 пролетов, один из которых имеет двойной железнодорожный путь, а второй – 4 полосы для легковых и грузовых автомобилей, оба построены в виде трех сегментов протяженностью около 6 километров каждый. Восточный и западный сегменты моста проходят над открытой водой, тогда как центральный сегмент построен на низком острове посреди пролива. Мост имеет около 7000 свай, вертикальных стальных и бетонных колонн, проникающих глубоко под морское дно. Эти сваи поддерживают почти 600 массивных бетонных опор, которые поднимаются из воды и несут вес мостового полотна и опорных балок.
«На самом деле мост нельзя назвать ни инновационным, ни технически сложным по своей конструкции. Но его размер и прочность делают его уничтожение уникально трудным заданием. Восточный и центральный сегменты состоят из конструкции типа дамбы, она низкая и проходит близко к воде и земле. Такая низкая конструкция делает эти сегменты уязвимыми к атакам со стороны моря. Отдельные пролеты дамбы (участки между опорными пирсами) имеют длину чуть менее 6 метров. Это самые легкие элементы моста, которые легче всего повредить, но и легче всего отремонтировать», - объясняют авторы.
Западный сегмент моста имеет одну длиннопролетную арочную секцию, обеспечивающую высшее и более широкое отверстие для прохода судов. Опоры этого сегмента защищены на ватерлинии от столкновения со льдом и судами с помощью отбойников и кессонов: стальных, бетонных и грунтовых конструкций, предотвращающих прямой контакт с опорами. Эти заграждения и кессоны также защищают массивные опоры от атак с моря, создавая навигационные проблемы для морских беспилотников, пытающихся добраться до них.
Хотя Украине уже дважды удавалось повредить мост, ее атаки на сегодняшний день демонстрируют, насколько сложно будет вывести его из строя навсегда. Первая атака, 8 октября 2022 года, была совершена с помощью заминированного грузовика. Она взорвалась на западном участке моста, у середины пролета, в результате чего настил и опорные балки не выдержали и упали в воду вместе с двумя соседними пролетами. Взрыв поджег несколько железнодорожных цистерн с стоящим рядом топливом. Начался масштабный пожар, нанесший значительные структурные повреждения железнодорожному мосту. Ограниченное одностороннее движение автотранспорта было восстановлено через несколько дней после удара, но автомобильное и железнодорожное сообщение работало с ограниченной пропускной способностью в течение 7 месяцев. Хотя атака подорвала способность России обеспечивать свои войска на юге Украины, она не нанесла критического ущерба мосту. И все последствия было несложно устранить.
Украина снова атаковала мост 17 июля 2023 года, использовав морской дрон, начиненный взрывчаткой, попавший в нижнюю часть восточной дамбы. Этот участок моста находится близко к поверхности воды, что делает его соблазнительной мишенью.
«Но физика неограниченного воздушного взрыва, который рассеивает свою энергию по всем направлениям, означает, что лишь небольшой процент силы взрыва был сфокусирован непосредственно на нижней части моста. Хотя взрыв нанес серьезный ущерб части настила и опорным балкам, ограниченное железнодорожное и автомобильное движение возобновилось за несколько дней, демонстрируя небольшую эффективность взрывов на открытом воздухе при ударах по тяжелым структурным элементам», – объясняют авторы.
Обе атаки иллюстрируют критические ограничения способности Украины разрушить мост или вывести его из строя навсегда. Проезжая часть моста относительно тонкая: возможно, 30 сантиметров железобетона, покрытого несколькими сантиметрами асфальта. Ее относительно легко взорвать и повредить, что Украина и сделала. Аналогично, поддерживающие перекрытие балки сравнительно легкие и взрыв может их оторвать. Проблема в том, что повреждение перекрытия и балок относительно легко отремонтировать.
Как уничтожить Керченский мост?
Чтобы вывести пролет моста из строя навсегда, нужно либо нанести разрушительные повреждения нескольким опорам вдоль дамбы моста, либо разрушить одну из главных опор, поддерживающую длиннопролетную арку в ее западной части. Однако сваи и опоры Керченского моста были хорошо спроектированы для того, чтобы выдержать интенсивное автомобильное и железнодорожное движение.
«Элементы, которые необходимо разрушить, чтобы вывести мост из строя, труднее всего повредить. Для катастрофического разрушения моста понадобится массивная, сконцентрированная взрывная сила», – объясняют авторы.
Они считают, что морскими беспилотниками Украина вряд ли сможет уничтожить Керченский мост. Также вряд ли будет успешной и одиночная ограниченная ракетная атака с воздуха. Американские ракеты ATACMS – это один из самых современных видов вооружения в украинском арсенале. Но даже они наносят удар в среднем с точностью до 10 метров, а в 50% случаев – до 15 метров.
«Это делает их высокоточным оружием по стандартам поля боя, особенно по сравнению со старыми, менее точными ракетными системами, не имеющими GPS-наведения. Но они не могут гарантировать ту точность, которая необходима для поражения относительно небольших целей, таких как бетонная плита, соединяющая верхнюю часть опоры моста со стальными балками, поддерживающими настил, по которому ездят автомобили и поезда», - говорится в статье.
Кроме того, вариант ATACMS, который недавно Киев получил от Вашингтона, имеет кластерную конструкцию и несет до 950 бомб. Такое оружие эффективно против аэродромов, военных формирований, средств ПВО, мест запуска ракет и других военных объектов, где небольшие взрывы рассредоточенных кассетных боеприпасов могут нанести серьезный ущерб. Эти ракеты, однако, не могут нанести концентрированный и критический удар по защищенной инфраструктуре.
«Даже если бы Украина получила ракеты ATACMS с унитарными боеголовками весом 500 фунтов, все равно понадобилось бы несколько точных ударов, чтобы уничтожить Керченский мост», - объясняют авторы.
Европейские ракеты тоже не идеальны. Атаки на меньшие мосты в Крыму демонстрируют, что британская ракета Storm Shadow может сделать большую дыру в дорожном полотне моста, но для того, чтобы нанести непоправимый ущерб, нужен большой залп из нескольких ракет по слабым местам на опорах. Западные и украинские чиновники не сообщают публично, сколько крылатых ракет было передано Украине в этом году. Однако были сообщения, что Вашингтон поставил Киеву всего около 20 ракет ATACMS в первом транше в октябре 2023 года. Часть из них уже была использована. Поэтому у Украины, вероятно, нет достаточного количества ракет, чтобы осуществить массированную, концентрированную атаку.
Немецкая крылатая ракета Taurus, разработанная с разрушающей бункеры двухступенчатой боеголовкой, может иметь наибольшие шансы уничтожить одну или несколько опор моста. Взрыв первой ступени может ослабить внешние слои опоры, фундамента или стыка, что позволит второй ступени проникнуть глубже и добиться максимальной разрушительной силы. Но к большому разочарованию Киева, Берлин отказался отправить Taurus из-за страха, что Россия устроит новую эскалацию.
Авторы считают, что эти страхи преувеличены. Вопреки ожиданиям в начале войны, Путин то и дело воздерживается от эскалации, которая выходит за рамки обычных атак на украинские объекты. Он также не прибегал к атакам против любой из стран НАТО, поддерживающих Украину. Украинское правительство и народ хорошо знают, что Путин будет стремиться отомстить, если его мост будет разрушен. Но именно украинцы будут иметь дело с ценой такой мести. Если это цена, которую они готовы заплатить, чтобы освободить Крым от российской оккупации, они должны получить средства для этого.
«Самым надежным способом полностью разрушить мост был бы инженерный подрыв с помощью взрывных зарядов, размещенных непосредственно на мосту в критических точках, как это делается при контролируемом гражданском сносе. Но для этого нужен беспрепятственный доступ к мосту, которого у украинских сил нет. Однако нет никаких сомнений, что уничтожение моста будет одним из первых шагов, которые сделают украинские саперы после освобождения Крыма, чтобы исключить его дальнейшее использование для поддержки российской агрессии», - говорится в статье.
Временный вывод из строя
К тому времени Украина должна продолжать наносить удары по мосту всеми доступными средствами, даже если это лишь временно выведет его из строя, чтобы нарушить автомобильное и железнодорожное движение. Ракеты ATACMS с унитарными боеголовками могли бы позволить Украине регулярно наносить удары по наиболее уязвимым пролетам моста, заставляя охрану и ремонтные бригады быть на месте и сохранять бдительными, и увеличивая логистическое бремя для России.
Такие атаки не перережут навсегда эту критически важную линию снабжения, но они ослабят стратегическое преимущество, которое российская военная машина получает от оккупации полуострова. Чем больше ракет Украина получит для уничтожения российской линии обеспечения через Керченский пролив, тем быстрее она сможет ослабить российскую оборону и создать условия для будущих наступательных достижений.
Очевидно, что Россия обеспокоена этим риском. Авторы напоминают о недавних сообщениях в Washington Post о том, что Москва ведет тайные переговоры с Китаем о возможности прокладки тоннеля под Керченским проливом. Такой проект будет дорогим, технически сложным и опасным из-за сейсмической активности в регионе. Также на строительство тоннеля уйдут годы. Но, тем временем, США могут и должны сделать больше, чтобы обеспечить Украину оружием, необходимым для серьезного подрыва российских военных операций в Крыму.
Не менее важно, чтобы Вашингтон активизировал свои дипломатические усилия, чтобы убедить немецкое правительство предоставить Украине ракеты Taurus. Хотя просьба администрации Байдена о предоставлении большей помощи Украине может быть заблокирована из-за бюджетного тупика в Конгрессе, нет никаких причин, почему президент и его администрация не должны задействовать все рычаги влияния, чтобы убедить Германию и других союзников по НАТО усилить поддержку Украины в этот критический момент.
«Многие западные лидеры заявляют, что они будут поддерживать военные усилия Украины столько, сколько потребуется. Это ошибочная концепция победы. Они должны сделать все возможное, чтобы помочь Украине как можно быстрее победить Россию. Выведение из строя Крымского моста – это чрезвычайно сложная, но вполне достижимая задача, если Киев получит соответствующие инструменты», – уверены авторы.