59,7% опрошенных украинцев стали больше времени тратить на просмотр новостей (которыми они при этом страшно недовольны), говорится в опросе, который 28 апреля - 3 мая провел Центр Разумкова по заказу ZN.UA.
Такой способ справляться с тревогой неэффективен. Гораздо правильнее сосредоточиться на решении личных актуальных вопросов — например, диагностики или лечения, отмечает психолог Елена Подолян в статье Аллы Котляр "Как изменился стиль жизни украинцев за время войны? Не забываем про сон, секс и заботу о собственном здоровье".
Украинцы также увеличили время для общения с детьми (34,5%) и с родителями (27%). Война заставила сплотиться и больше проявлять заботу о тех, кто более всего в ней нуждается. В то же время граждане снизили время общения с друзьями (35,1%) и увеличили (24,6%) - на общение в соцсетях.
"В соцсетях люди получали и получают много информации, — поясняет Елена. — Они обмениваются ею с другими в своих «информационных пузырях». Это нормальная реакция при жизни в стрессе — сверяться со средой, измерять среднюю температуру по палате. Несмотря на частые в соцсетях «срачи», об увеличении времени на которые говорят 12,2%. И это вполне нормальный показатель, из которого, кстати, можно сделать не вывод, но выдвинуть рабочую гипотезу: жесткие «срачи» в соцсетях по большей части устраивают проплаченные боты".
44,5% граждан из-за войны сократили время, уделяемое шопингу.
"Украинцы наконец излечились от постсоветской болезни потребительства, которое в цивилизованном мире давно считается дурным тоном. Это надо культивировать.Хотя стоит учитывать, что в этих 44,5% есть и респонденты, чей уровень жизни существенно снизился, как и покупательная способность", - добавляет Подолян.
Опрос проводился Центром Разумкова по заказу ZN.UA с 28 апреля по 3 мая 2023 года методом face-to-face в 22 областях Украины и г. Киеве. Опрошены 2020 респондентов в возрасте от 18 лет. Теоретическая погрешность выборки не превышает 2,3%.