Телефон звякнул и показал знакомый номер.
— Привет.
Я не сразу узнала незнакомый голос в телефонной трубке.
— Костя погиб…
…Связи с братом моей хорошей знакомой не было несколько месяцев. И лишь недавно побратимам удалось вытащить его тело. Гибель Кости стала тяжелым ударом для его жены и сына-подростка. Знакомая взяла на себя сначала организацию похорон, а потом и помощь со всеми юридическими вопросами и выплатами.
Она стала для семьи погибшего брата ангелом-хранителем. Но что же делать семьям погибших, раненных или пропавших без вести защитников, у которых нет своего ангела-хранителя? Для них такими должны стать патронатные службы, которые создаются сейчас в рядах Вооруженных сил Украины.
О запуске системы сопровождения военнослужащих и членов их семей представители Генерального штаба ВСУ и ряда бригад рассказали на брифинге в пресс-центре «Укринформа» 6 августа.
Патронатные службы будут заниматься широким кругом вопросов поддержки членов семей военных на всех этапах службы, а также тех, чьи родные погибли, защищая Украину, сопровождением раненых в больницах. Сейчас решение этих вопросов распылено между разными ведомствами, а частично его закрывают волонтеры. Создание патронатной службы должно стать площадкой, которая объединит все эти структуры.
По словам начальника Центрального управления гражданско-военного сотрудничества Генштаба ВСУ Александра Куткова, до 30 сентября 2024 года в составе действующих штатных подразделений Гражданско-военного сотрудничества (ГВС) должны быть созданы соответствующие должности. Полноценный запуск новой структуры с собственной вертикалью от Генштаба до госпиталей и ТЦК можно ожидать 1 октября.
Комплектовать новые подразделения будут прежде всего военнослужащими, освобожденными из плена, и теми, кто из-за ранения или по состоянию здоровья не может участвовать в боевых действиях. Количество патронатных должностей в боевых бригадах увеличат с трех до десяти.
«На начало апреля-мая рабочая группа, в состав которой входили и представители внештатных служб боевых бригад, наработала ориентировочный функционал и задачи патронатных служб сопровождения. Мы установили, что такую инициативу поддерживают боевые командиры, — рассказал Александр Кутков. — О результатах работы доложили Главнокомандующему ВСУ (Александру Сырскому. — О.Ч.), и он утвердил решение о введении штатных должностей в структуре ГВС для тех, кто будет заниматься непосредственным сопровождением военнослужащих и их семей.
На сегодняшний день Главнокомандующий подписал концепцию внедрения системы сопровождения, а также дорожную карту, раскрывающую все этапы внедрения этой системы: проведение информационной кампании, внесение изменений в организационную структуру и разработку нормативных руководящих документов, обработку автоматизированных систем, что позволит оперативно реагировать на все изменения и контролировать этапы прохождения информации. Основное в процессе работы — подготовка личного состава».
Старший лейтенант 3-й отдельной штурмовой бригады Елена Толкачева рассказала, что ориентиром в создании патронатной службы в рядах ВСУ является патронатная служба «Ангелы Азова», которая начала формироваться еще в 2014 году.
Младший лейтенант 5-й отдельной штурмовой бригады Сергей Лихоманенко подчеркнул: в формировании службы очень помогает опыт мобилизованных, которые привнесли в армию навыки из гражданской жизни, в частности работы социальных сервисов.
По мнению Толкачевой, создание штатных должностей существенно упростит работу тем, кто помогает военным и их семьям. «Например, сейчас положить раненого по волонтерской программе в Харьковский госпиталь невозможно, там серьезная пропускная система», — заметила она. И добавила, что в своей работе такие службы часто наталкиваются на важную информацию, которой обмениваются с военкоматами и командованием Медицинских сил, поэтому вполне логично, что она не должна попадать за пределы ВСУ.
Указала военнослужащая и на еще одну коммуникационную проблему, которую должен помочь решить запуск патронатных служб: «Иногда бывает так, что информация о том, куда боец идет дальше по этапу эвакуации, вовремя не передается, и иногда раненных бойцов просто подают в СОЧ (самовольное оставление части. — О.Ч.)».
По словам Толкачевой, эти случаи были распространены в начале широкомасштабной войны, а сейчас уже не фиксируются. Однако Сергей Лихоманенко утверждает, что на горячую линию бригады, созданную весной этого года, поступают сообщения от раненных военных, которые спрашивают, как им действовать, чтобы вдруг не попасть в СОЧ.
«Внимание к военному со стороны его подразделения значительно повышает мотивацию возвращаться в строй, — добавляет военнослужащая. — Мы уделяем много внимания ребятам с ампутацией, потому что, уже имея боевой опыт, они могут вернуться в строй. Например, не имея нижней конечности, — операторами БПЛА или в штаб. Просто нужно правильно подобрать протез. Конечно, в госпитале, где огромное количество раненых, или в реабилитационном центре просто нет ресурса, чтобы выбрать нормальный функциональный протез. Поэтому мы и являемся вспомогательным механизмом, который позволяет индивидуально подходить к каждому бойцу.
Когда мы увидели, что очень многие раненые, которые сейчас будут считаться непригодными к военной службе, хотят вернуться в строй, у нас возникла законодательная инициатива — расширить перечень должностей для военнослужащих, имеющих этот статус.
В нашей бригаде 85% раненных возвращаются в строй, в частности бойцы с ампутациями. В некоторых бригадах — 12%. И это колоссальная разница. Это говорит о том, что наша работа не только важна для моральной и социальной поддержки военных, для нормальной человекоцентричной армии, но еще и сильно влияет на количественный и качественный состав бригады и разгружает мобилизацию».
Другой важной составной частью работы патронатных служб Елена Толкачева называет коммуникацию с семьями пропавших без вести: «Если родственники не знают, куда обратиться, они в первую очередь начинают искать телефоны командиров, побратимов. Начинают звонить, и этим отвлекают от боевой работы.
ТЦК и СП не могут предоставить полноценную информацию сразу. И если у бойцов будет создаваться впечатление, что с их семьями никто не будет общаться, это отрицательно повлияет на мотивацию. Когда бойцы знают, что в случае, если с ними что-то случится, их семьи уведомят, помогут оформить одноразовую выплату, это мотивирует больше», — говорит Толкачева.
Сейчас в ряде бригад работают горячие линии для родственников военнослужащих. По словам Сергея Лихоманенко, это особенно актуально для бригад на передовой, которые часто оказываются в изоляции. Есть своя горячая линия и в 5-й штурмовой, которая не только фиксирует обращения, но и направляет человека к тому, кто может помочь с его вопросом.
«Если в начале апреля-мая обращений было 30–40 в день, то сейчас ежедневно наши операторы горячей линии обрабатывают около 150, и тенденция идет к увеличению, — рассказал военный. — Первый запрос, конечно, «не выходит на связь». Второй — «получили извещение от ТЦК (об исчезновении без вести при особых обстоятельствах. — О.Ч.), что делать?». Общество и родственники не понимают, к кому обращаться. Разъясняем весь алгоритм действий.
Третий — от военных, которые оказались в лечебных учреждениях, — «как известить военную часть о местонахождении, чтобы не оказаться в СОЧ?». Потому что СОЧ — это лишение денежного обеспечения и уголовная ответственность.
Четвертое — возвращение в строй после самовольного оставления части. Потом идут ранения и обращения от государственных структур. Конечно, работает горячая линия Минобороны, Генштаба, но пока это спустится до военной части, проходит очень много времени. А бывает так, что поддержать военных нужно здесь и сейчас».
По мнению Лихоманенко, проблемы, в решении которых принимают участие операторы горячей линии бригады, базируются на отсутствии быстрой и качественной коммуникации. Развернуть горячую линию в бригаде, учитывая подготовку методологии, обучение операторов и автоматизацию, по его мнению, можно в течение трех-четырех месяцев.
«Вопрос патронации и сопровождения военнослужащих мультидисциплинарный. Это и психологическая помощь, и юридический отдел, и медицинская служба, и финансово-экономический отдел. Это специалисты по разным областям знаний», — подчеркивает военный.
С Лихоманенко согласна руководитель патронатной службы 93-й отдельной механизированной бригады «Холодный Яр» и вдова погибшего героя этой бригады Алина Карнаухова: «В работе патронатной службы основным является вопрос коммуникации. Так случилось, что я одновременно и руководитель патронатной службы 93-й бригады, и вдова погибшего героя этой бригады. Поэтому этот путь через разные бюрократические процессы знаю изнутри.
Для семей наших ребят — погибших, пропавших без вести, а также раненных — очень важно иметь связь непосредственно с представителем военной части. Семьи в горе, раненые в больницах не всегда могут разобраться, куда направить свой вопрос, и часто направляют не туда, куда нужно.
Потом у них создается впечатление, что на их вопросы не отвечают. Когда мы подхватываем человека и ведем сквозь все бюрократические процессы, мы сами определяем, к кому его нужно направить. Поэтому служба патронации сильно влияет на психоэмоциональную реабилитацию, на отношение к военной части, к ВСУ».
В бригаде также работает горячая линия. И, по словам представительницы бригады, большинство обращений, которые поступают туда, касаются социальных гарантий, предусмотренных государством, которые человек не может получить.
«Коммуникация в ТЦК очень медленная и неповоротливая. Когда мы подхватываем человека, то не отправляем его в финчасть или на строевую, или в ТЦК, а делаем это сами. И это и о решении вопросов, и об очень важной психоэмоциональной реабилитации, когда семья видит, что мы их ведем», — подчеркивает военнослужащая.
Напомним, что страх оставить детей или других родственников без кормильца как основную мотивацию нежелания служить заметили 36,1% опрошенных, участвовавших в исследовании, проведенном по заказу ZN.UA Центром Разумкова.
Ветеран ВСУ, волонтер Леся Литвинова, анализируя результаты исследования, отмечает: если бы выплаты в связи с ранением или гибелью до сих пор не приходилось выбивать через суд, вопросы решались оперативно и без скандалов, этого страха можно было бы избежать.
Другой важной составляющей работы патронатной службы Карнаухова называет сопровождение семей погибших военных после похорон и получение социальных гарантий, а также военных, которые получили тяжелые ранения. Это демонстрирует родным защитника, что о нем и его подвиге не забыли.
Так, ко Дню защиты детей патронатная служба бригады привлекла волонтеров и благотворительные организации, чтобы вместе разработать проект отдыха жен и детей погибших героев, который стал больше чем отдыхом.
«Это история о сплочении, поддержке, реабилитации. Эти семьи не искали посторонних людей, они нашли поддержку среди своих. Нам важно показать им, что они не одиноки. Да, есть государственные программы реабилитации и отдыха, но было чрезвычайно важно показать, что бригада, в которой отдал свою жизнь воин, помнит об этом подвиге», — объясняет руководитель службы.
Сейчас служба готовит проект по реабилитации раненых. И здесь, по словам Карнауховой, служба также выступает мостиком между раненным воином, который нуждается в реабилитации, и благотворительной организацией. Потому что специалисты службы уже проверили и выбрали ту, которая действительно может ее предоставить.
По мнению представителей бригад, работа патронатных служб важна и для украинского общества, поскольку война продолжается и погибших и тяжелораненых будет больше. Но обмен опытом и его масштабирование по возможности на большее количество бригад позволят справиться с этими вызовами.