Текущая экономическая динамика не позволяет надеяться на обеспечение плановых поступлений в бюджет без увеличения давления на легальный бизнес. Поэтому бюджетный закон нуждается в пересмотре и сокращении заложенных в нем доходов и расходов. Впрочем, официальный секвестр госбюджета маловероятен, считают опрошенные ZN.UA эксперты.
Как прогнозирует экс-и.о. министра финансов Игорь Уманский, по итогам января-августа доходы госбюджета могут кумулятивно сократиться на 2% по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом. По его мнению, в текущих экономических условиях госсмету необходимо срочно пересматривать. "В доходной части следует сокращать, прежде всего, план поступлений по НДС и налогу на прибыль. В расходной части сделать это, понятно, будет непросто – разве что "с миру по нитке", - констатирует эксперт.
На Банковой забили тревогу: выполнение социальных инициатив Януковича под угрозой
Директор департамента налоговой политики и мониторинга Института бюджета и социально-экономических исследований Артем Рудик предпосылкой для прогнозируемого сокращения бюджетных доходов по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом, помимо факторов охлаждения экономики (снижения производства в стране, объемов экспорта-импорта) называет и снижение ставки налога на прибыль.
Из-за рецессии в экономике и спровоцированной ею низкой инфляции, старший аналитик Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Александр Жолудь, также прогнозирует по итогам января-августа значительное отставание доходов от уровней, заложенных в текущей версии госбюджета.
Эксперт МЦПИ также говорит о необходимости идти на сокращение доходов госказны, прежде всего, в части поступлений НДС. По его мнению, при таком сценарии пересмотра требует также расходная часть, но сделать это будет не просто, так как традиционно идущих под нож капитальных расходов и так предусмотрено не много.
В то же время, Игорь Уманский склоняется к точке зрения, что в сложившихся условиях правительство вряд ли пойдет на официальный секвестр бюджета, принимая во внимания указания руководства государства относительно, наоборот, увеличения доходов и расходов. Победой для Минфина и Миндоходов будет, если ми удастся хотя бы отстоять текущие параметры. Но следствием этого может стать усиление давления на экономику. Облегчить ситуацию для правительства может использование казначейских векселей, позволяющих фактически финансировать гособязательства без соответствующих доходов. По данным экс-чиновника, запуск векселей может состояться уже в сентябре.
Напомним, что согласно сообщению Министерства финансов, дефицит госбюджета в январе-июле 2013 года составил 30,27 млрд грн, что в 1,79 раза больше дефицита по итогам аналогичного периода прошлого года в 16,94 млрд грн.
По информации Администрации президента, доходы общего фонда госбюджета по итогам 7-ми месяцев текущего года были на 354,9 млн. грн., или на 0,2% меньшими от запланированного на этот период объема поступлений. При этом объем налоговых поступлений оказался меньше запланированного на 3,2 млрд. грн.
Основными причинами фиксируемых недопоступлений (в действующей редакции закона о госбюджете предусмотрено увеличение доходов на 5,3% по итогам года) является явное отставание текущей макродинамики от заложенных в бюджетные расчеты прогнозов индикативных показателей.
Так, при предполагаемом росте реального ВВП на уровне 3,4% по итогам года фактически по итогам первого полугодия было зафиксировано снижение на 1,1%. Падение объемов промышленности по итогам 7-ми месяцев составило 5,3% к аналогичному прошлогоднему периоду.
При заложенном в расчеты бюджетных поступлений увеличении фонда оплаты труда на 10,9%, реальный прирост пока более чем в два раза меньше - 4,8%.
Не оправдывает бюджетных ожиданий и динамика внешней торговли. При ожидании роста экспорта в целом за год на 6,4%, фактическое падение по итогам января-июля т.г. составляет 7,2%. По импорту при плановых темпах увеличения на 6,9%, реальный показатель снизился на 12,8%. !zn