Эволюция портативных ПК в течение последних двух-трех лет была, скажем откровенно, не слишком интересной. После того как появился сегмент по-настоящему недорогих ноутбуков ценой не только «до тысячи», но и «до восьми сотен» вечнозеленой валюты, все происходило как-то очень уж... эволюционно. В каждом ценовом диапазоне и в каждой функциональной нише десятки почти одинаковых моделей соревновались за внимание пользователя преимущественно с помощью дизайна и микроскопических отличий в цене и производительности.
На таком фоне появление бюджетных субноутбуков действительно кажется хотя и небольшим, но событием. С технической стороны в них нет ничего радикально нового. Ни флеш-драйвы, ни вся остальная их железная начинка переворотом в технике называться не может. Революционной является сама концепция создания ноутбука по цене четыре сотни долларов и весом один килограмм, пригодного для полноценной «офисной» работы и серфинга. А что же касается субноутбуков, оснащенных процессором Intel Atom, то здесь ко всему прочему, очевидно, прибавляется и работа с графикой (насколько она возможна на 9-, 10-дюймовом мониторе), и немало игр — из числа тех, с которыми может справиться интегрированная видеокарта.
До сих пор таким весом и размерами могли похвастаться преимущественно «концептуальные разработки» от Sony. Кроме веса один килограмм и 10-дюймового монитора, в них есть и более мощная начинка, высокая автономность, качественный дизайн и шарм «продукции для избранных». А еще — цена две-три тысячи долларов, что, кажется, и является одним из основных генераторов особого шарма. Поэтому бюджетные субноуты, конечно, такой продукции не конкуренты. Они хоть и могут делать 85 процентов того, что делают «гламурные маленькие ноуты», но имиджа, учитывая невысокую цену, владельцу не добавят.
Сложно сказать, что именно стало катализатором взрывоподобного появления бюджетных субноутов на рынке. То ли так повлияла на производителей всенародная разработка «двухсотдолларового ноутбука» для «стран Африки» в пределах проекта OLPC (One laptop per child — по ноутбуку на каждого ребенка), то ли наконец нашло такое легкое, во всех значениях слова, решение идеи «тонкого клиента», волнующая умы уже в течение второго десятка лет, — но факт остается фактом. Принципиально новый класс устройств пришел к покупателю, свои решения предлагают полдесятка ведущих производителей, и, судя по перебоям с поставками, рынок отвечает на эту инициативу более чем одобрительно. Конечно, первенец Asus EEE PC получился немного «недоношенным» — и клавиатура у него неидеальная, по крайней мере для взрослого человека мужского пола, и время автономной работы на стандартной батарее оставляет желать существенно лучшего. Но он был первым, и показал не только принципиальную возможность, но и коммерческую успешность таких ноутбуков. А усовершенствование модели — дело нескольких месяцев. И среда с немалым количеством именитых конкурентов очень содействует находчивости в улучшении продукции.
Все без исключения производители бюджетных субноутбуков имеют и «обычный» ноутбучный бизнес, поэтому, чтобы ему не навредить, отчаянно убеждают пользователя в том, что «бюджетный субноут» может и должен стать «вторым ноутбуком». «Серьезный лептоп» для дома и офиса и «нетбук» — для всего остального (командировка? дачи? бани? — нет, они не водостойкие).
Хотя здесь реальность, по крайней мере, восточноевропейская, может сыграть с высоколобыми маркетологами злую шутку. Немалый процент рабочего люда, курсирующий между домашним и офисными ПК и уже поддавшийся мощному рекламному посылу «Портативный ПК — это круто», может решить, что нетбуки — это и есть наимобильнейший из мобильных вариантов. Конечно, они «не статусные». Но ведь так недорого... И девочки в черных штанишках или юбочках и мальчики с галстуками, просиживающие «с 9 до 18» в конторских креслах, смогут поставить себе в голове жирный плюсик — «ноутбук у меня есть».
Впрочем, производители бюджетных субноутбуков особенно не спешат на украинский рынок. На это время на нашем рынке реально приобрести можно только Asus EEE PC-4G, которым пытается торговать едва ли не каждая вторая киевская фирма, устанавливая на свой вкус и усмотрение цену от 380 до 580 долларов на одинаковый товар. Тем не менее в течение полугода дойдут к нам и остальные участники «соревнований на субноутах». Любители «сбора сливок» из числа торговцев «железом» получат свое и перейдут на реалистичные цены. Далее, после ажиотажного спроса первых месяцев, производителей субноутов ждет скучный повседневный труд — который уже начинается на западных рынках. На смену «революционному прорыву» приходит нормальная борьба за часть рынка. Поэтому вскоре надо ожидать и эволюцию бюджетных субноутов с появлением розово-фиолетовых шедевров для «стильных женщин», водостойких — для «экстремалов» (какие лодки? в баню, в баню с ними можно будет ходить!), экземпляров с корбой для зарядки — для экстремальных туристов, которые на три дня отваживаются отойти от электророзетки, и так далее.
Кроме того, есть в экспансии бюджетных субноутов и еще один скрытый момент. Немалая их часть снабжается пользователю с тем или иным Linux-дистрибутивом как операционной системой. Производителей на это толкают два момента: возможность снизить цену за счет отказа от проприетарной ОС и возможность самостоятельно сделать Linux-дистрибутив, менее ресурсоемкий по сравнению со «всенародной системой» Windows XP — не говоря уже о Vista. И если проблемы с вычислительной мощностью бюджетных субноутов в ближайшем будущем, скорее всего, станут историей, то фактор цены останется весомым навсегда.
Конечно, на украинских просторах скоро появятся несложные программные решения, которые смогут более или менее простым способом сносить «эти глупые фортели» и ставить на «нетбуки» «правильную шаровую Винду». Тем не менее на Западе адепты свободного программного обеспечения получили очередной шанс «приручить» самые широкие круги пользователей. И тот факт, что «нетбуки» занимают нишу «первого компьютера для молодежи», эту возможность только усиливает. Конечно, большинство бюджетных субноутов снабжается со специфическим, «заточенным» именно под эту модель дистрибутивом. Но сама природа программного обеспечения с открытым кодом предусматривает возможность плавного перехода пользователя с «особого» Linux’у на «обычный». Со временем появятся и дистрибутивы, например, полноценного SUSE, которые на вид «точь-в-точь как Linux на EEE PC», и наоборот — графические оболочки для базовой ОС EEE PC на вид как «взрослый Linux». Что, в сущности, уже и происходит: появились как альтернативные дистрибутивы для Asus EEE PC, так и оптимизированное под него программное обеспечение с посторонних дистрибутивов. Все это рано или поздно может подтолкнуть молодое поколение с нестойкой психикой и на установление свободного ПО, и на стационарные компьютеры.
Хотя, с другой стороны, ситуацию, очевидно, отслеживают и в Редмонди, так что в ближайшем будущем можно ожидать какого-то Ultraportable Windows по заметно сниженной цене, что отобьет охоту у производителей к экспериментам с Linux’ом.
Сергей ДОРОФЕЕВ, руководитель департамента маркетинговых исследований холдинга Unitrade Group (Unitrade, City.com, melofon)
— Каковы, по вашему мнению, рыночные перспективы новых бюджетных субноутбуков (MSI Wind, Asus EEE PC, Acer Aspire One и т.п.) в Украине?
— Объемы продаж бюджетных субноутбуков будут напрямую зависеть от ценовой политики вендоров. Ведь изначально предполагалось, что Netbook будет дешевле обычного бюджетного ноутбука не менее чем в два раза. Однако на данный момент ценовая разница с ноутбуками стандартных диагоналей недостаточна для принятия решения в пользу нетбуков на эмоциональном уровне. В зависимости от развития ситуации на рынке доля этих устройств в структуре продаж ноутбуков может составить от 5 до 20% в двух-трехлетней перспективе.
— А каковы сейчас продажи бюджетных (до 900 у.е.) ноутбуков в сравнении с другими классами?
— Ноутбуки в ценовом диапазоне «до 800 у.е.» (себестоимость, т.е. без учета розничной наценки) пользовались стабильным спросом на протяжении последних двух лет (в количественном выражении их доля составляла в 2007 г. — 62%, в 2008 г. — 60%). И своим бурным ростом рынок ноутбуков обязан прежде всего именно резкому расширению предложения в этом сегменте, т.к. именно такие устройства составили прямую конкуренцию настольным ПК.
— После массового выхода на рынок бюджетных субноутбуков ситуация изменится?
— Нетбуки позиционируются прежде всего как устройства для воспроизведения контента, для ресурсоемких же приложений их мощности недостаточно. В силу этого, по нашему мнению, нетбуки смогут выступать, с одной стороны, в качестве «первого ПК» (благодаря доступной цене), с другой же -- играть роль вспомогательного устройства, не заменяющего, а дополняющего имеющийся полнофункциональный ноутбук или же десктоп. Соответственно, можно прогнозировать устойчивый спрос на такие устройства, как нетбуки, и стабильность доли ценового диапазона «до 800 у.е.».
— Какой будет целевая аудитория нетбуков в Украине?
— На наш взгляд, основной спрос на нетбуки будет формироваться двумя сегментами потребителей. С одной стороны, покупателями, ориентированными на низкобюджетные решения как таковые, например в качестве «первого ПК». С другой стороны, Netbook будет приобретаться в качестве дополнительного мобильного ПК, который можно иметь с собой всегда и везде. То есть основными группами потенциальных потребителей можно назвать школьников и студентов, а также бюджетные субноутбуки могут найти применение в корпоративном сегменте рынка, где займут место КПК.
— Цены на нетбуки в Украине будут сильно отличаться от, скажем, американских?
— Спрос на дешевые системы, такие, как нетбуки, в мировом масштабе огромен. Вендоры, как правило, придерживаются дифференцированной ценовой политики, и их подход к рынкам разных стран может существенно отличаться. Спрос на украинском рынке вряд ли будет рассматриваться поставщиками бюджетных субноутбуков как массовый, где можно получить дивиденды от эффекта масштаба. Поэтому как минимум в первое время цены на аналогичные модели будут ощутимо выше по сравнению с рынками других стран. Но благодаря тому, что все большее число вендоров понимают перспективность данного сегмента и вступают в конкурентную борьбу, есть перспектива снижения цен на нетбуки, в том числе и в Украине.
Рита ЧЬЮ, председатель представительства MSI в Украине
— Когда можно ожидать начала продажи MSI Wind в Украине?
— MSI Wind сегодня активно продается во многих странах мира. Партия этих ноутбуков для Украины сейчас находится на стадии фабричного производства. Мы надеемся, что MSI Wind попадут на украинский рынок в начале августа.
— Какова будет ориентировочная цена на MSI Wind для украинского рынка?
— Рекомендованная цена составит 2999 гривен.
— Будет ли осуществлена специальная украинская локализация SUSE Linux для MSI Wind?
— Первая модель MSI Wind, которая попадет на украинский рынок, будет продаваться с Windows XP. Версии под управлением SUSE Linux будут доступны позднее.
— Какой, по вашему мнению, является целевая аудитория MSI Wind?
— Благодаря высокой мобильности, MSI Wind может быть вторым ноутбуком для активных пользователей. Также он может выполнять роль интернет-терминала с интересным дизайном, а невысокая цена вполне может способствовать тому, что он станет первым компьютером для студентов, которые хотят выходить в Интернет.
— Будет ли иметь продажа бюджетных субноутбуков влияние на продажу традиционных ноутбуков вашей компании?
— Мы считаем, что MSI Wind может повлиять на продажу бюджетных моделей ноутбуков. Продажи остального модельного ряда останутся без перемен.
— Не заберет ли такой класс приспособлений, как бюджетные субноутбуки, важный сегмент рынка «традиционных» ноутбуков?
— Мы думаем, что этого не случится. Бюджетные ноутбуки имеют достаточно ограниченные спецификации, в частности размер оперативной памяти и жесткого диска. По сравнению с классическими ноутбуками их функциональность значительно ниже. Все бренды стараются позиционировать свои бюджетные субноутбуки так, чтобы это не влияло на продажу классических ноутбуков.