Гибридные формы
При создании этого вида цифровой литературы используется гипертекст для создания неожиданных, запутанных нарративов. Они предстают перед читателем то в качестве специальных наборов данных, то в виде плутовского гипертекстового романа, то в виде клипа в обрамлении случайного текста.
Метод разрабатывают Ричард Холтон, Джуд Морисей, Кейтлин Фишер
Интерактивная литература
Отличается выраженными игровыми элементами. Читатель сам меняет конфигурацию текста в соответствии с тем, как его понимает. Эти тексты зависят от читателя – они «дописываются» благодаря ему и имеют вид своего рода читательского путешествия.
Эмели Шорт, Джон Инглд, Донна Лайшман
Локальный нарратив
Знаменует переход от трехмерного пространства, моделируемого на экране, к трехмерному реальному миру. Если в 1990-х популярным литературным жанром были письма электронной почты, то теперь стараются учитывать возможности мобильных технологий. Короткие истории, связанные с определенными точками пространства, периодически передаются по мобилке, ориентируясь на GPS-технологии. Можно оперативно отслеживать читателя — участника литературной игры, направляя его или, наоборот, запутывая на местности, тем самым смешивая виртуальное и реальное пространства. Литература перестает быть печатным текстом и превращается в полноценный телесный опыт.
Дженнет Кардиф, Роберт Кувер, Димитрий Лимерман
Генерирующее искусство
Использование алгоритмов генерирования текста по некой случайно выбранной схеме или перемешивание уже существующих текстов.
Жан-Пьер Балпе, Джим Эндрюс, Ноа Вордрифруен
Кодирование
Наложение схем естественного языка на язык программирования. Результат «метизации» переводится в формат, понятный читателю, знакомому с языками программирования. Текст, таким образом, как бы объединяет двух адресатов – человека и машину.
Метод связан с именами Алана Сондхейма, MEZ Талана Меммота, Алексея Шугина и др.
Flash-поэзия
Предполагает минимальное вмешательство читателя, которому кадр за кадром демонстрируется текст. Для вящей выразительности используются цвет, звук, ритм смены «кадров», анимация.
Стефани Страйкленд, Брайан Кем Стефан, Янг Хай Чанг
Сотрудничество
Массовое обсуждение, в отличие от форума, доски объявлений, чата и т.п., предполагает, что каждый отдельный индивидуальный пост не является законченным связным текстом.