Доктор форум

Поделиться
Ничто так не увлекает человека, как рассказы о собственных недомоганиях. Мы все отлично разбираем...

Ничто так не увлекает человека, как рассказы о собственных недомоганиях. Мы все отлично разбираемся в болезнях и способах лечения — мы ведь столько раз болели и ухаживали за больными, что ничему не научиться просто невозможно. В каждом порядочном доме найдется справочник лекарственных препаратов или атлас первой медицинской помощи, придающий уверенность в наших силах. Но еще лучше иметь на этот случай компьютер, подключенный к Интернету. Потому что в реале такие разговоры не слишком приняты, не всегда приличны, да и просто скучны — попробуйте долго удерживать внимание друга, забежавшего на рюмку чая, подробностями своей почечной колики или содержанием мокроты при кашле. Разве что он сам перенес туберкулез. Точно так же онлайн — темы «о здоровье» возникают на любых форумах время от времени, но для подробного обсуждения в Интернете есть специально отведенные места.

В первую очередь, это форумы. К ним относятся как сугубо медицинские, посвященные конкретным заболеваниям и группам заболеваний, так и более общие — женское здоровье (не обязательно гинекология — ведь женщина, кто бы что о ней ни думал, — это не только половые органы), мужское здоровье на «мужских» сайтах (мало чем отличается от «женских» — только поправкой на стиль изложения и особенности анатомии), детское здоровье на сайтах для родителей и подростков, репродуктивное здоровье на сайтах и форумах, посвященных беременности, интимной жизни, знакомствам и т.д.

Медицинские форумы, как и любые другие, делятся по уровню профессионализма и интересам — это может быть просто треп «бывалых» и «новичков» без вмешательства специалистов-медиков, а может быть форум, в работе которого принимают участие или даже модерируют люди, имеющие непосредственное отношение к медицине. Также наводняют Интернет форумы сторонников разнообразных «нетрадиционных методов лечения», биодобавок, борцов с вакцинацией и всевозможных чудотворцев. В принципе беглого просмотра постов, как правило, хватает, чтобы понять, куда тебя привел гугл по четкому запросу «болит справа внизу, что делать».

Почему люди с подобными вопросами обращаются к форумам, а не прямиком к врачу? У них есть на то причины — и довольно веские.

Зачастую общение на подобных форумах имеет психотерапевтический характер. Одному болеть страшно. А тут обязательно найдется добрая душа, которая напишет: дышать не можешь и губы синие? Так я уже больше года весь синий — и ничего, живой, привыкать начал. К тому же всегда можно убедиться, что кому-то еще хуже, чем тебе, а это как-то успокаивает, придает уверенности. Да и просто поболтать «об этом» — уже на душе легче.

Вторая (а в наших условиях, может, и первая) причина популярности подобного общения — недовольство или недоверие к лечащему врачу, потребность в разъяснении, которого врач по каким-то причинам не дал, и вера в чужой опыт. Что греха таить, наши врачи часто не затрудняют себя разъяснениями и вообще лишними словами, не размениваясь иногда даже на «здрасьте» и «до свиданья» — и так до конца рабочего дня в глазах рябит и в горле першит. Где пациенту искать подробности, удовлетворять законный интерес? Конечно, в Интернете. Вариант специальной литературы отпадает — слишком много латыни, да и в библиотеку лень ехать. Задать вопрос, не поднимая филейной части из рабочего кресла, куда проще.

Кроме того, на форуме чудную формулировку «болит справа внизу» можно конкретизировать и получить хотя бы приблизительное представление о том, к какому именно врачу идти, да еще и разузнать у «бывалых», где этого — непременно самого лучшего в городе — врача искать. Не к участковому же... Мы им почему-то особенно не доверяем.

Такое общение имеет как свои плюсы — возможность перепроверить диагноз и лечение, получить «второе мнение» (если на форуме есть соответствующий врач), или просто успокоиться (что тоже немало) — так и минусы. Доверие некоторых посетителей форумов, иногда просто ленивых, или трусливых, или доведенных до отчаяния долгим и бесплодным лечением, к местным гуру, не имеющим к медицине никакого отношения, приводит к отказу от лечения у врача и переходу на самолечение под руководством любителя давать советы.

Причины популярности медицинских форумов тем не исчерпываются — есть просто люди, которые любят раздавать бесплатные советы, а есть еще и акции по продвижению лекарств, биодобавок, частных клиник и т.п., которые приобретают особенно интимное звучание на форуме. Впрочем, администрация приличных форумов старается не допускать у себя подобной джинсы. Во всяком случае, если она не оплачена.

На всех без исключения форумах — и медицинские не составляют исключения — публика собирается самая разная и с самыми разными целями. Кто-то заходит задать вопрос и прочитать ответы, кто-то просто любит давать советы, а кому-то нравится общаться на такую тему. Беда многих подобных форумов в том, что не всегда рядовой пациент без глубоких знаний в области медицины и фармакопеи сможет отличить ответ врача-профессионала от ответа форумного гуру, усвоившего терминологию. На некоторых форумах врачи указывают, свой профиль, на иных — нет. Впрочем, человек, идущий на форум за лечебной информацией, должен помнить, куда он пришел, и понимать, что ответственности за предписанное ему на форуме «лечение» не несет никто.

Собственно, для общения с врачами большинство медицинских сайтов имеют другой формат — онлайновая консультация. Здесь вы чаще всего можете быть уверены, что имеете дело с врачом (информация о нем и его контакты должны быть в свободном доступе), и конкретные вопросы по конкретным проблемам лучше задавать здесь. Но к такому вопросу уже надо быть готовым (в отличие от форума). На вопрос «у меня болит, что делать» вас наверняка отправят на очную консультацию (если это для вас возможно).

Читая форумы о болезнях и лечении, важно не терять критичности и помнить: так же, как и на любых форумах, здесь много неосознанной безответственной болтовни и сознательных усилий модераторов «оживить» форум. Поэтому, прочитав совет лечить молочницу кока-колой или при нарыве на пальчике делать аборт немедленно, не спешите ему следовать и вообще впадать в панику. Просто у некоторых людей такая манера общаться. А форум — это же общение, а не поликлиника.

Перед тем, как доверять свою проблему форуму, спросите себя, зачем вы это делаете, и постарайтесь ответить честно.

1. Вам лень ехать в поликлинику (не так уж сильно болит...)

2. Вы трусите (все болезни – от врачей: заходишь здоровым человеком, а выходишь с километровым диагнозом).

3. Вы не совсем точно представляете, к какому из специалистов обратиться и нуждаетесь в совете.

4. Вы напуганы своим диагнозом и нуждаетесь в утешении.

5. Вы в отчаянии от долгого и безрезультатного лечения — требуется и совет, и утешение.

6. Вы сомневаетесь в своем лечащем враче и его рекомендациях.

7. В вашем населенном пункте вообще нет нужного специалиста.

8. Вы просто ипохондрик и вам нравится болтать о своих болячках.

9. Вы считаете себя знатоком и любите давать советы.

Ответы 1–2 – глубоко вдохните и смиритесь: визита к врачу все равно не избежать. Сделайте это не откладывая.

Ответы 3–4 – обратитесь на форум, но не забывайте о критичности.

Ответ 5 – обратитесь и за интернет-консультацией, и на форум – за утешением.

Ответы 6–7 – это повод скорее для интернет-консультации, чем для форумного общения.

Ответы 8–9 – форум – ваша стихия, только постарайтесь не забывать, что вы в ответе за тех, кого приручаете.

Евгений КОМАРОВСКИЙ, детский врач высшей категории, публицист

— Евгений Олегович, с какой целью люди чаще всего посещают форумы, подобные вашему?

— Пытаясь получить информацию. К сожалению, у нас теперь все чаще информация, которая озвучивается врачом, вызывает сомнения — по совершенно разным причинам. Люди склонны сомневаться в квалификации врача, считать свой случай уникальным, полагать, что врач, формулируя диагноз, назначая лечение или обследования, преследует коммерческие цели. И, естественно, когда они получают какую-то информацию такого рода, пытаются обсудить с теми, кто уже был или находится в подобной ситуации. А вам что назначили? А вы куда ходили? А вас как лечили? Просто пообщаться с товарищами по несчастью. Причем поиск подобного общения может быть как реакцией на посещение доктора, так и попыткой этого посещения избежать.

— Подобные форумы не стимулируют самодиагностику и самолечение?

— Стимулируют. Но лучше обсуждать это на форуме, чем с бабушками на скамейке. Вы понимаете, человек обязательно будет это обсуждать. Но уровень знаний у людей, которые общаются на форумах в Интернете, в среднем выше, чем во дворе на скамейках.

— Как вы считаете, обязательно ли, чтобы форум модерировали люди с медицинским образованием?

— Главное, что вы должны понимать: общение на форуме — это информация к размышлению, а не руководство к действию. У нас на Форуме доктора Комаровского это написано большими буквами, и желательно, чтобы люди, которые посещают медицинские форумы, это хорошенько уяснили. Что надо модерировать на медицинских форумах однозначно — это рекламу. Огромное количество сообщений о том, как нас спасло такое-то лекарство или такой-то доктор, имеют коммерческий характер, и мои модераторы это отслеживают.

— А вы сами не используете свой форум в качестве рекламы?

— В качестве рекламы — нет. Я сам ничего не рекламирую. Форум, скорее всего, привлекает на мой сайт. Комаровский форум нельзя в прямом смысле назвать медицинским. Он посвящен педиатрии, и на нем обсуждаются больше вопросы ухода, образа жизни и в ряду прочего детские болезни. Здесь люди делятся собственным опытом. Делятся, но не навязывают. С теми, кто пытается кому-то что-то навязать, мы расстаемся.

— То есть модерация все-таки необходима?

— Необходима и чрезвычайно сложна. Медицинский форум — адекватный, качественный — это чрезвычайно ответственно. А они сплошь и рядом превращаются в базар. Это случается даже на форумах, где общаются врачи, что уж говорить о тех из них, где общаются неспециалисты, обсуждая, мочу какого теленка лучше капать в глаза. Вы понимаете, это совершенно несерьезно. Форум должен иметь четкую идеологию. Это не просто болталовка. Мне кажется, на медицинском форуме должны собираться единомышленники. На своем форуме мы ориентируемся на мнение международных экспертов, которые приходят к определенным выводам, — мы с этими выводами соглашаемся. Например, что биодобавки не употребляют больные. Биодобавки — способ предупредить болезни, но если кто-то говорит о том, что лечит биодобавками, то, с точки зрения системы здравоохранения, он болтун, если вообще не преступник. Поэтому, если у меня на форуме кто-то начнет кричать, что лечит биодобавками, мы его попросим. Есть такое понятие «доказательная медицина». Если действенность какого-то лекарства не доказана примерами успешного лечения, мы не будем его пропагандировать. Оно может быть замечательным, но пусть сначала это докажут — и тогда мы присоединимся. Вот это и есть идеология нашего форума, с которой все, кто собирается на нем и общается, должны считаться.

— Врач, высказывающий на форуме свое мнение о действиях коллеги, может попасть в неловкое положение с точки зрения цеховой этики.

— Вы знаете, эта проблема возникает очень часто. Я занимаюсь виртуальным консультированием 12 лет, за это время ответил на 70 тыс. писем. Как человек, съевший на этом собаку, я говорю и повторяю: совет виртуального врача — информация к размышлению. Но бывает иначе. Вот вам пример. Люди пишут, как будто учебник цитируют: у ребенка по ночам при нормальной температуре приступы кашля с рвотой. Ты им отвечаешь, что это абсолютно точно коклюш. А они тебе: как коклюш? Нам уже три месяца лечат астму! В этой ситуации ты, естественно, попадаешь в неловкое положение. Только вопрос этики тут выглядит совсем иначе: да, ты нарушаешь принцип профессиональной солидарности, но если врач три месяца не может поставить правильный диагноз при очевидных для любого студента симптомах, то мне за себя не стыдно.

В каких случаях имеет смысл обратиться за интернет-консультацией? Как спросить? Насколько сложно — в том числе в этическом плане — давать врачебные рекомендации людям, которые лечатся у других врачей? Поделиться своим мнением мы попросили врачей, практикующих на интернет-поприще, — консультантов портала LIKAR.INFO.

Артем СУРКОВ,
хирург:

— Как правило, люди обращаются за интернет-консультациями в тех случаях, когда у них нет возможности попасть на очную консультацию или это для них затруднительно по ряду причин (недостаток времени, ограниченные физические возможности и т. д.). Интернет-консультации для многих являются единственной возможностью получить профессиональную консультацию квалифицированного доктора.

Вопрос, адресованный врачу, должен содержать как можно больше профессиональной(!) информации, анамнестические данные (возраст, вес, перенесенные оперативные вмешательства, заболевания, аллергологический анамнез и др.). Бывают необходимы выписки из истории болезни, данные дополнительных методов исследования в электронном (сканированном) виде и др. Это помогает избежать ошибок в дифференциальной диагностике.

Эффективность интернет-консультаций, в случае профессионального подхода врачей-консультантов, достаточно высока. На Западе диагноз обсуждается коллегиально и ставится на основании мнений нескольких специалистов данного профиля.

Исходя из этических соображений, опровергать диагнозы, поставленные врачом при очной консультации, абсолютно нецелесообразно. Но, как правило, консультации не носят характер вердикта, скорее дополняют диагнозы врачей. Если у врача-консультанта нет завышенной самооценки и он не ставит целью самоутвердиться за счет коллег, а проводит независимую консультацию, неэтичная ситуация в ходе консультации, как правило, не возникает.

Мария ПОПАДИНЕЦ,
онколог-маммолог:

— Чаще всего за интернет-консультацией обращаются, когда нужна срочная информация по поводу возникших симптомов заболевания, нужно уточнить диагноз, узнать, где и у кого лучше пройти обследование и где лечиться. Такие консультации нужны, если к человеку грубо отнеслись в поликлинике или не объяснили, почему он заболел и как правильно обследоваться, т.е. Интернет помогает людям сориентироваться. У меня был случай, когда женщине диагностировали рак груди и она сомневалась, лечиться ей или нет. После общения по Интернету женщина приняла правильное решение и начала лечиться в специализированном учреждении. А ведь это спасенная жизнь! И если за год из 1000 консультаций было 10 случаев, когда мы смогли помочь человеку сохранить здоровье и жизнь, я считаю, что свою миссию интернет-консультации выполнили.

За консультацией часто обращаются жители больших городов, где врачи нужной специальности есть в каждой поликлинике. Нередко люди сами пытаются поставить себе диагноз. Как они не боятся, что могут запустить болезнь, пропустить, например, рак или сахарный диабет? Ведь потом никто не сможет им помочь!

Отдельная категория спрашивающих — «бесплатное лечение». Люди верят, что на врачебной помощи можно экономить.

Еще одна категория — психопатические личности. Они спрашивают врачей разных специальностей чуть ли не каждый день о любой мелочи — прыщик на коже (который они рассматривают под увеличительным стеклом — у меня был такой случай в практике), «стрельнуло» в боку, месячные начались на день раньше, синяки под глазами, отеки утром на лице после пива и т.д. Это категория пациентов знакома врачам всех специальностей.

Федот ТКАЧЕНКО,
хирург-проктолог:

— Мне кажется, консультации в Интернете — полезное дело. Обращаться к врачам посредством Интернета следует в любых ситуациях, когда появляются вопросы относительно здоровья или же возникают какие-либо проблемы со здоровьем. В моей практике, а это уже около двух лет работы в Интернете, приходилось достаточно часто консультировать пациентов из разных стран, у которых не было возможности обратиться к проктологу либо по причине проблем с финансами, либо из-за отсутствия специалистов этого профиля в медучреждениях по месту жительства..

Другое дело, что польза от такой консультации несомненна только в случае достаточной квалификации специалиста. Мне кажется, это уже проблема администрации сайта или портала — кого они допускают к консультативной работе.

В режиме виртуальной консультации поставить правильный клинический диагноз практически невозможно или очень трудно. Даже в развитых странах, где есть возможность передачи данных дообследования в полноценном видеоформате, в большинстве случаев необходим очный осмотр врача. Некоторые пациенты пытаются проверить своего врача. Лично я этого не боюсь. В сложных случаях всегда привлекаю к консультациям других специалистов или прошу коллегу осмотреть пациента, чтобы узнать «второе мнение». Врачи не роботы и возможность ошибки не исключается. Не секрет, что уровень нашей медицины не самый высокий. Есть хорошие специалисты, и если такой врач проводит консультативную работу в Интернете, то, несомненно, это полезно для пациентов.

Чтобы получить полноценную консультацию посредством Интернета, пациент должен максимально конкретизировать свои жалобы, необычные ощущения и при необходимости представить данные проведенных обследований.

Я стараюсь не опровергать диагнозы и заключения других специалистов, а высказывать только свое мнение как по поводу диагноза, так и лечения. Вряд ли было бы корректно говорить своему коллеге, что он неправ, тем более что любое, в том числе и мое, мнение может быть ошибочным хотя бы из-за того, что ты не видишь воочию пациента и не имеешь данных клинико-инструментальных обследований.

Но я считаю, что на первом месте должны стоять интересы пациента, а не цеховая солидарность. Пациент имеет право на «второе мнение», особенно в спорных случаях. Другое дело — как консультант преподносит свою точку зрения. В режиме виртуальной консультации вряд ли уместны категоричные заключения.

Андрей МИДЬКО,
психиатр:

— Иногда обращение к врачу через Интернет может говорить о наличии у человека специфических коммуникативных проблем психологической природы. Иногда люди обращаются за интернет-консультацией, так как им кажется, что нужный специалист им недоступен. Иногда его действительно нет. С моей точки зрения, целью такой консультации всегда является поиск поддержки. Другое дело, что поддержка может быть разной: психологической (эмоциональной) или информационной. В моем опыте — это два основных мотива обращения.

Как оформить свой вопрос к врачу — по-моему, несущественно. Все, что нужно, консультант узнает сам, а особенности спонтанной формы изложения — дополнительный источник информации в случае, если человек обращается с просьбой о психологической/психиатрической консультации.

Опровергнуть диагноз лечащего врача в принципе невозможно, ведь это Интернет. Иногда приходится высказывать альтернативное мнение, но оно не всегда является опровержением. А что касается ответственности, то у нас и при очной консультации специалист чаще всего не несет ответственности за свои назначения и диагнозы. Высказывание альтернативного мнения, на мой взгляд, никак не влияет на авторитет лечащего врача. Более того, врач должен быть заинтересован в том, чтобы клиент имел альтернативное мнение другого специалиста, это позволяет снять с себя чрезмерную ответственность за ситуацию. Конечно, если врач поглощен идеей своего всемогущества и богоподобия, то тогда ему может показаться неэтичной консультация другого врача в Интернете. Думаю, это проявление ложного понимания этических вопросов. А что касается самого «интернет-обстоятельства» консультации, то в любом случае ответ консультанта определяется тем, что человек изложил. Я так и стараюсь дать понять: из того, что изложено, вытекает то-то и то-то, либо нужна очная консультация. Доля неопределенности в описании состояния пациентом слишком велика. Бывает и другая проблема, когда из описания очевидным образом вытекает неверность диагноза или лечения. Я думаю, что интересы больного на первом месте, на втором — интересы коллег, иногда и впрямь поражающих своей дремучей необразованностью.

Александр БАБУШКИН,
венеролог:

— Чаще всего люди обращаются к интернет-консультанту, если сомневаются в компетентности лечащего врача или/и адекватности назначенного им лечения. Если пациенты столкнулись с хамским отношением врачей или заподозрили их в меркантильности, алчности. По-видимому, люди именно в этих случаях, а также из-за своей стеснительности обращаются за помощью в Интернет. Цель интернет-консультации — получить еще одно мнение. Как можно заочно поставить диагноз или получить схему лечения? Эффективной консультация будет, если прочитав ответ (или побеседовав с доктором), пациент почувствует себя хоть чуточку лучше.

Я стараюсь не давать оценок рекомендациям коллег. Могу порекомендовать обратиться в другое лечебное учреждение, еще раз сдать анализы. Пациенты не всегда знают свои права. Часто приходится их учить быть смелыми, требовательными, думающими. Я даю им информацию, чтобы они могли анализировать происходящее и самостоятельно принимать окончательное решение.

Не могу согласиться с тем, что за результат интернет-консультации врач-консультант не несет ответственности. Возможно, юридической ответственности и нет, а вот моральная должна быть, иначе этот консультант не должен иметь права консультировать. Любое написанное слово может нанести непоправимый вред здоровью человека, а потом оправдаться/исправиться перед пострадавшим у врача-консультанта не будет возможности, как, например, при обычном очном приеме.

Андрей БАБИК,
онкохирург:

— Обращаться за интернет-консультацией следует в том случае, если человек не знает, что ему делать. Врач-консультант в этом случае играет роль своеобразного диспетчера. Но дальнейшее общение с пациентом я считаю нецелесообразным. В условиях Интернета составить объективное мнение о пациенте и его проблеме невозможно. У интернет-врача нет всей необходимой информации о пациенте, поэтому он тоже может ошибаться. И что тогда? Лечиться посредством Интернета — это самообман, иллюзия, имитация заботы о своем здоровье. Врач ведь не знает, какие анализы пациент сдал, какие обследования прошел. Наши пациенты зачастую обращаются за консультацией из-за обычной лени. А бывает, что цель обращения — проверить действия другого врача.

Опровергать диагнозы или назначения лечащих врачей приходится нередко. Я стараюсь делать это этично, как бы добавляя свои рекомендации к мнению коллеги. И все же с точки зрения этики в этом большой минус консультаций.

Популярные медицинские форумы и интернет-консультации

not founded

Хороший форумный движок, качественный дизайн и понятная навигация, к сожалению, пока не привели к бешеной популярности форума — как количество тем, так и активность дискуссии пока оставляют желать лучшего. Хотя, возможно, активная информационная позиция Eurolab во время эпидемии гриппа и будет способствовать лучшей посещаемости. Самым серьезным упреком в адрес этого форума могут быть периодические «залегания» — в одном из которых он и пребывал на момент написания материала.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме