Еще недавно идея дома терялась в представлениях о прогрессе человечества. Предполагалось, что человек все больше будет становиться путешественником (в романтическом ключе) или карьеристом, живущим на работе (в практическом ключе). Что он будет легко переезжать с места на место, преодолевать расстояния, вообще покинет Землю, а потом и саму Солнечную систему. Мечтатели и революционеры, каких бы идеологий они ни придерживались, считали дом и быт грузом, притягивающим человека к земле, к прошлому, к традиции. Призывали ломать фикусы и сворачивать шеи канарейкам. Но это чаще всего оказывалось результатом их собственной домашней неустроенности или конфликта в семье. А идея дома так никуда и не делась из сознания современного человека.
«Освобождение от быта» — лозунг, объединяющий советскую и «антисоветскую» культуру потребления. Помните «Книгу о вкусной и здоровой пище», в которой немало строк уделено «освобождению женщины от кухонного рабства»? С рекламой «альтернативы», которую очень хочется назвать «советским макдональдсом» — замороженными полуфабрикатами и пропагандой рабочих столовых.
Дом для культуры потребления свят — он «съедает» уйму моющих средств, вкачивает деньги в рынок недвижимости и удовлетворяет потребность западного человека в «прайвеси», — личном пространстве, которого у него в общественной жизни остается все меньше. Фикус вписывается в интерьер. Корм для канарейки — отдельная статья в семейном бюджете.
Однако идея «освобождения от кухонного рабства» была сформулирована очень грамотно. Конечно, при желании и современная домохозяйка может посвящать домашней работе почти весь свой день — но это уже вопрос выбора, а не необходимости. Быт все больше превращается в удовольствие и все меньше сопрягается с тяжелым физическим трудом. Что, в свою очередь, будучи совершенно позитивным явлением, ставит человека перед довольно сложной проблемой — чем бы заняться. Куда, скажем, девают время и силы домохозяйки, освободившиеся от ручной стирки, мытья посуды и приготовления пищи без кухонных комбайнов и программируемых кастрюль? На очереди массовое вторжение в наши дома «умных» пылесосов и моек для окон и панелей.
Умный, но... слишком
Когда стало ясно, что дом надо сохранить, что в этом заинтересован как человек, так и индустрия, в перспективе замаячила идея полной и окончательной победы над зловредным бытом, этим бермудским треугольником для любовных лодок. Научно-технический прогресс сделал хороший рывок в этом направлении. А поскольку разработчики в области высоких технологий тяготеют к комплексным решениям — тут на одном обслуживании заработаешь больше, чем на товаре — умами завладела идея полной автоматизации быта.
Стремление ИТ-компаний оторвать кусочек от рынка бытовой электроники вылилось в появление в конце 90-х — начале 2000-х идеи «умного дома», по-заморскому — смартхауза. Удешевление бытовых микросхем, энергоэффективные радиоинтерфейсы (типа Zigbee) позволяли объединить в сеть что угодно. И это казалось серьезным шагом к полной автоматизации быта с возможностью управления с одного компьютера и даже через Интернет.
Тем не менее смартхауз так и не вышел на рынок. Одна из причин, по всей видимости, — сложность в настройке и управлении. Особенно по сравнению с принципиально простым «интерфейсом» реального дома. Подойти к окну и открыть его проще и естественнее, чем идти к пульту и нажимать кнопки для достижения того же эффекта. Могла бы стать выходом система микрофонов, оплетающих дом, но качественное распознавание голосовых команд, над которым ІВМ начала работать еще в 60-х, пока остается фантастикой. Не говоря уже о том, как сложно было бы настроить систему под хозяина, — бытовые привычки, предпочтения и, соответственно, поведение человека настолько хаотичны, что не поддаются четкой алгоритмизации.
Еще одним тормозом прогресса стала цена. Даже относительное удешевление микросхем не спасало — цена монтажа, настройки, обслуживания системы оставалась неподъемной. И это при том, что надежность электронного решения ниже отработанных механических и электрических. Последствия «глюка» смартхауза по масштабам могут быть несравнимы с последствием «глюка» Windows. Что такое зависание компьютера по сравнению с падением температуры в комнате на двадцать градусов в морозную зимнюю ночь?
Однако некоторые идеи смартхауза прижились. Например, интеллектуальные системы HVAC (Heating, Ventilating, and Air Conditioning — отопление, вентиляция, кондиционирование), которыми можно управлять даже по Интернету и которые реально помогают сэкономить. Они используются, хоть и ощущают конкуренцию со стороны обычных программируемых обогревателей и кондиционеров.
А вот охранные системы, контролирующие доступ в дом или на участок и уведомляющие хозяина о вторжении, так и остались экзотикой. Возможно, потому, что «неинтеллектуальная» сигнализация, подключенная к пульту охранной фирмы, действует куда эффективнее. «Домашние медиацентры», объединяющие телевизор, акустическую систему, сетевые накопители и т.д., встречаются разве что в квартирах сисадминов. Всем прочим просто не хватает квалификации, чтобы их настроить. Интеркомы по-прежнему — атрибут фантастических фильмов и режимных предприятий. Достижения «домашних роботов» — изюминка специализированных выставок и не более того.
Тем не менее, мечта жива. Суровый быт отступает перед прогрессом. Но вместо «универсальных интеллектуальных решений» в дом приходят не слишком заметные, но функциональные и мощные девайсы. Вместо «центрального мозга квартиры Петренко» относительно маломощные процессоры протаптывают тропинки не только к фотокамерам или DVD-плеерам, но и в хлебопекарню, в «тело» робота-пылесоса, в программируемую кастрюлю. То, что все это не похоже на декор фантастического блокбастера, ничуть не мешает им печь хлеб, стирать или ловко огибать мебель в процессе уборки.
А запах!
Никакое ухищрение высоких технологий не победит дом. Просто потому, что не заменит нам дремучего, пещерного, но несомненно человеческого стремления к очагу. Цивилизованный аналог — кухня.
Одна из кулинарных книг в нашей библиотеке начиналась сакраментальной фразой: «Человек ел всегда». Не поспоришь — он ведь и теперь постоянно этим занимается. Однако, учитывая общий культурологический настрой статьи, следовало написать «человек готовил всегда». Потому что «всегда ел» не только homo sapiens, но и все без исключения другие живые организмы на нашей благословенной планете. Приготовление пищи — вот что делает человека человеком, а некоторых из нас — кудесниками.
Поэтому макдональдсы, как и советские рабочие столовые, не победили кухню, этот последний оплот быта, а может и вовсе — дома. Напротив, тенденции исследований в области кухонной техники несколько изменились. Если еще недавно «кухня мечты» в их исполнении исчерпывалась микроволновкой для разогрева пиццы, приготовления сандвичей и, максимум, поджаривания «ножек Буша», то теперь на переднем крае кухонного прогресса — программируемые кастрюли и печи. Т.е. приспособления для полноценного приготовления пищи в домашних условиях. Принцип их работы невероятно прост — нагревательный элемент и микропроцессор, с помощью которого задаются температурный режим, интенсивность конвекции, время приготовления и т.д. Но простота эта обманчива. Приготовление пищи мифологизировано и местами приравнено к искусству. Процессы, происходящие под крышками кастрюль и за заслонками печек, так же тонки и многообразны, как наши собственные вкусовые ощущения. В том, что человечеству удалось высадиться на Луне раньше, чем создать электронное приспособление для выпечки хлеба, есть смысл, не сводимый к тому, что военные разработки всегда стимулировались лучше и щедрее, чем мирные. Хотя что может быть более мирным, чем хлебопечение?
Из всех кухонных приспособлений, прошедших через наши жадные до технологических изысков руки, хлебопечка остается самым изумительным. Кто бы мог подумать, что в современные дома вернутся дедовские традиции домашнего изготовления хлеба? Нынешний городской житель теперь тоже может узнать, что хлеб — это прежде всего запах. Он плывет по квартире, чириканье за окном приобретает мечтательную интонацию, и даже у кошки взгляд затуманивается. Вдыхая его, начинаешь понимать, почему парфюмерная индустрия может сымитировать почти любой аромат, но перед запахом хлеба или сдобы пасует. Учитывая возможности девайса, этот запах может разбудить вас с утра — у большинства моделей есть функция таймера.
Хлебопечка обеспечивает полный цикл приготовления хлеба — надо только засыпать продукты в ведерко и задать программу. Кроме того, она может просто приготовить тесто — дрожжевое и бездрожжевое — и сварить немного варенья. Но основное ее достоинство — это, конечно, хлеб. Наличие хлебопечки располагает к творчеству — «продвинутые» хлебопеки экспериментируют с разными сортами муки, дополнительными продуктами, заквасками и т.д. Но в итоге все равно приходят к тому, что хлеб номер один — это обычный пшеничный, самый простой в исполнении, едва ли не самый дешевый и на срезе похожий на солнце. Глядя на него, понимаешь, почему труд хлебопека ассоциировался со светлой магией.
Цена 700-граммовой буханки пшеничного хлеба из муки высшего сорта не превышает 3 грн. с учетом расхода электроэнергии. Цена вполне конкурентная. О вкусовых качества и говорить не стоит. Помимо того, что хлебопек сам по вкусу подберет степень слабости и сдобности, он может быть уверен в тех продуктах, которые заложил в ведерко. В первую очередь — в качестве муки, которое в заводском хлебе чаще всего компенсируется дополнительным введением клейковины/глютена и стимуляторами (в лучшем случае, аскорбиновая кислота).
Учитывая то, что хлебопечка снимает с хозяйки/хозяина наиболее трудоемкие и требующие времени процессы, связанные с приготовлением теста, неудивительно, что этот девайс быстро завоевал рынок. Можно найти модели почти всех ведущих фирм — изготовителей кухонной техники в ценовом промежутке от 50 до 300 долларов США.
ПК — это кастрюля
Принцип нагреватель+микропроцессор также эффективно используется в разнообразных «программируемых кастрюлях» — мультиварках, «мастер-пловах», аэрогрилях и т.п. Это многофункциональные приборы, т.е., в отличие от хлебопечек, используются для приготовления всего. Принципы приготовления у разных программируемых кастрюль разные: у мультиварок — это «термос» с нагревом электрической спиралью, у аэрогрилей — обработка горячим воздухом. Как правило, все эти приспособления универсальны — в одном и том же приборе вы варите суп, готовите паровые тефтельки и печете бисквит. Но эта универсальность все-таки несколько декларативная. Нет смысла, например, жарить в мультиварке или печь пироги в аэрогриле — получится ощутимо хуже, чем на сковородке и в духовке соответственно. Поэтому выбор того или иного агрегата зависит от предпочтений: любители «хрустящей корочки» выбирают аэрогриль. Мультиварка считается более универсальной ПК, потребляет меньше энергии и, что немаловажно в наших условиях, гораздо более компактна.
О том, какая из ПК «лучше», спорить нет смысла, как нет смысла спорить, кто лучше — кошка или собака. Каждому нравится (или не нравится — в зависимости от характера) то, что есть у него. Главный вопрос в этом случае — не что выбрать, а стоит ли вообще покупать нечто подобное. Иногда новички подходят к этому вопросу не совсем корректно. Например, если у меня дома газовая плита, то покупка мультиварки, а тем более аэрогриля кажется неоправданной, так как введет меня в лишние расходы на электроэнергию. Введет, можете не сомневаться. Но до сих пор ни одна фирма — изготовитель газовых плит не сумела создать не то что программируемой плиты, которая сама могла сварить хотя бы манную кашу, — даже духовки, в которой температура была бы ровной и стабильной. Преимущества кухонных электронных девайсов — не в экономии средств, а в экономии сил и времени при достижении хороших конечных результатов. Хотя, если у вас дома электрическая плита, некоторые ПК экономят и средства тоже.
Но самое главное — кайф. Приготовление пищи — это все-таки искусство. Кухонная техника нынешнего поколения облегчает трудоемкие процессы. С ПК вы можете не стоять над плитой часами и не вставать утром на полчаса-час раньше, чтобы приготовить кашу любимому чаду — достаточно с вечера заложить продукты в кастрюлю, задать программу и выставить таймер. Кухонное творчество — вопрос желания и свободного времени. В ином случае это уже не творчество, а «кухонное рабство», от которого нас предостерегал товарищ Микоян в своем бестселлере.
А для творчества вполне сойдет каменный очаг во дворе собственного дома, на котором стоит огромный чугунный котел. Ну ладно, в крайнем случае, газовая плита на тесной кухоньке. Пускай даже одноконфорочная. Лишь бы было желание готовить. Лишь бы было для кого.