В нынешнем году в Николаеве случились два важных события. Во-первых, после долгих аттестационных проверок и анализа конкретного состояния дел Минпромполитики Украины назначило ОАО «Черноморсудопроект» своей головной научно-технической организацией по судостроению. А совсем недавно многолетняя работа коллектива николаевского ОАО «Черноморсудопроект» по реформированию действующей системы управления качеством получила высокую оценку на международном уровне. Известное сертификационное общество «Немецкий Ллойд» приняло решение о присвоении «Черноморсудопроекту» сертификата о полном соответствии действующей в этой организации системы управления качеством требованиям международных стандартов.
«Черноморсудопроект» стал первой и пока что единственной организацией на территории СНГ, сертифицированной международной организацией в сфере проектирования судов и прочих плавсредств. К тому же, как стало известно, это ОАО приняло на себя обязательства по поддержке и совершенствованию сертификационной системы управления качеством. К этим двум весьма красноречивым фактам примыкает третий. Естественно, что высокий класс николаевских проектантов мог появиться не на «пустом» месте, а только в городе, богатом судостроительной мыслью. О чем и свидетельствует еще одно свежее событие. Группу ученых из Украинского государственного морского технического университета (УГМТУ) в составе его ректора, доктора технических наук, заслуженного деятеля науки и техники Украины Г.Романовского, проректора по научной работе УГМТУ, доктора технических наук, заслуженного деятеля народного образования Украины В.Квасницкого, заведующего кафедрой компьютерных систем управления УГМТУ, доктора технических наук Ю.Кондратенко избрали в состав Королевского института кораблестроения Великобритании - RINA. (RINA - всемирно известный институт, объединяющий высококвалифицированных специалистов в области судостроительного производства и образования.)
Современная мировая экономика судоходства требует создания судов с высокими технико-экономическими и транспортными качествами. При нынешних доходах отечественным проектировщикам это делать все сложнее. Реальность приводит к выводу о том, что нужно вкладывать средства в исследовательские и проектно-конструкторские разработки. Постоянная забота проектантов - усовершенствование формы корпуса судна, его прочности, стремление к минимальной металлоемкости, безопасности. Ведь крупнейшие поставщики судопродукции на мировой рынок - Япония, Южная Корея, Китай - постоянно выдерживают высокий уровень судостроительной продукции и конкурировать с ними очень непросто. Выход только один - проектировать новые суда на высоком уровне.
Показательно и симптоматично то, что николаевские проектанты выходят со своими проектами за рубеж. Скажем, сейчас николаевцы разрабатывают документацию проектного центра по судостроению в Иране. Для голландской компании был спроектирован буксир по математической модели. Заказчик остался доволен оперативностью и качеством работы. Ясное дело, что после этого авторитет николаевцев возрос и к ним начали поступать другие иностранные заказы.
Для лучшего качества работ в «Черноморсудопроекте» внедряют систему компьютерного проектирования, без которой при нынешних требованиях нельзя производить конкурентоспособные, учитывающие все достижения науки и техники проекты судов. Словом, наука о судостроении постоянно идет вперед и поспевают за ней лишь наиболее настойчивые. Проектанты должны знать и учитывать все, что происходит на мировом рынке.
- Если мы конкурируем с ведущими компаниями мира, - сказал генеральный директор «Черноморсудопроекта» Владимир Криницкий, - поддерживаем высокий уровень проектов, то это - вопреки кризису неплатежей со стороны судозаводов. Но чтобы работать с опережением, по-настоящему встать на ноги, проектантам, как и судостроителям, нужна государственная поддержка.
Впрочем, в данном случае очевидно, что речь не может идти о прямых государственных дотациях. Нужна долгосрочная программа модернизации как судопроизводства, так и проектирования. Только такое сочетание позволит планомерно двигаться к цели - занять достойное место на мировом рынке судостроения. А поскольку ученые и проектанты, работающие на судостроительную отрасль, сохранили и даже приумножили свой потенциал, то есть уверенность в том, что при соответствующей поддержке отрасль вполне способна выйти из прорыва. Украинские же корабелы имеют реальную возможность опереться на высококвалифицированное проектирование судов, а разработчики - подтянуть отечественное производство до уровня лучших образцов.