ЗЕРНОВАЯ ДРАМА ПО-МЕКСИКАНСКИ

По генетическому разнообразию зерновые, произрастающие в Южной Мексике, не имеют себе равных ни в одной стране мира. И это несмотря на тотальный запрет на выращивание генетически модифицированных (ГМ) растений, наложенный правительством страны в 1998 году в целях сохранения естественного генофонда культурных растений, дикие предки которых впервые были культивированы здесь свыше 10 тысяч лет назад. Тем не менее, как показала практика, этих мер оказалось явно недостаточно для того, чтобы надежно защитить мексиканские поля от проникновения результатов заграничных экспериментов.

Мексиканская зерновая драма разыгралась прошлой осенью, когда двое исследователей из Калифорнийского университета опубликовали доклад о том, что в геноме растений, выращиваемых фермерами Южной Мексики, обнаружены многочисленные искусственные включения. Этот доклад, опубликованный в журнале Nature вначале в форме письма, а затем в виде полноценной статьи, вызвал незамедлительное опровержение со стороны мексиканского правительства. Более того, на американских ученых обрушилась лавина обвинений в ненаучности их исследований со стороны тех специалистов, которые выступают за широкое внедрение трансгенных растений. Впрочем, американцев обвиняли не только и не столько в методических ошибках, сколько в наличии скрытых политической и коммерческой подоплеки их исследований.

В целях защиты репутации местного генофонда зерновых мексиканское правительство инициировало собственное расследование. И поручило его Тимоти Ривзу, исполнительному директору Международного исследовательского центра по улучшению риса и пшеницы, расположенного в Мексике. Эта международная некоммерческая организация собирает генетический банк зерновых, и на данный момент в их коллекции нет трансгенной ДНК. Тем не менее д-р Ривз заявил: нельзя исключать возможность того, что в Мексике сейчас произрастает определенное количество продуктов генной инженерии. Они могли появиться вследствие перекрестного опыления между мексиканскими культурами и плантациями ГМ-растений, весьма распространенных в США. Кроме того, после подписания соглашения о свободной торговле в Северо-Американском регионе, миллионы тонн зерна из США и Канады хлынули в Мексику. А по оценкам специалистов, от 30 до 40 процентов его является продуктом генной инженерии. И хотя выращивание ГМ-растений в Мексике запрещено, многие мексиканские фермеры вполне могут высаживать именно такое зерно — то ли просто по незнанию, то ли в погоне за дополнительной прибылью.

(по материалам зарубежной прессы)