Зеркала для светил

Поделиться
Современная фундаментальная наука обеспечивает высокие технологии, качественное образование, высокую культуру, здоровое общество с присущими ему моральными и духовными ценностями. Без сформированной наукой "картины мира" унифицируется личность и каждый рискует стать игрушкой в руках мошенников и шарлатанов.

Если одна развитая страна отстает от другой в области науки, это, как правило, случается тогда, когда само правительство решает, что открывать ученым. Иными словами, когда слишком много денег тратится на конкретные проекты и слишком мало на науку как таковую. (Закон Паркинсона)

Зеркала в нашей жизни играют немаловажную роль. У одних годы пробегают перед зеркальцем, у других - жизнь проходит в стеклах витрин. У астрономов перед зеркалами величественно красуется Вселенная. Свои интересы эти люди посвящают звездам, малым планетам, космическим лучам, солнечному ветру. Как восхищенно заметил Олесь Гончар в романе "Циклон", "астрономы пишут Солнце".

В один из непогожих дней космических исследователей вернули к проблемам земным, как космонавтов в романе Станислава Лема "Возвращение со звезд". Над зеркалами старыми, прибывшими дорогами войны из Германии, и новыми, созданными в России и Украине, нависла тень невежества и равнодушия. Калькуляция, проведенная в Министерстве образования и науки, молодежи и спорта, показала, что затраты на содержание НИИ "Крымская астрофизическая обсерватория" отягощают его финансы. Содержание почти трехсот сотрудников, из которых половина - научно-технические работники высшей квалификации, и обслуживание 26 телескопов пробивает дыру в бюджете. Не роскошь ли для нашей страны большая обсерватория, с которой нет никакой прибыли? Вот и появилась идея "оптимизировать" ее работу путем "прекращения НИИ "Крымская астрофизическая обсерватория" и присоединения к "Киевскому национальному университету им. Тараса Шевченко".

В 2013 году обсерваторию предполагается профинансировать только на 50% по сравнению с прошлым годом. Из восьми научных тем обсерватории – некоторые из них имеют мировой уровень -- МОНМС финансово поддержало только одну. Как следствие, половина работников обсерватории наивысшей квалификации осталась без средств существования.

Почему так случилось? Ответ прост: фундаментальная наука намного сложнее, чем представляют себе некоторые чиновники министерства. Несмотря на все ухищрения, вплоть до настоящего времени объективной системы оценок новых знаний не существует, поскольку здесь часто более важными являются не количественные, а качественные показатели, которые невозможно измерить. Значение той или иной научной идеи иногда можно оценить только через много лет, а то и десятилетий. Например, работы великого русского математика Лобачевского были признаны только через 10 лет после его смерти. Ничего удивительного, что Россия недавно отказалась от использования в своих академических учреждениях "показателей результативности научной деятельности".

Вследствие утилитарного конкурсного подхода к науке, ученый, который проводит фундаментальные исследования высокого уровня (прежде всего, научно-естественного направления), может оказаться неконкурентноспособным в сравнении с заробитчанами на паранаучной панели. "Паранаучники" сейчас растут на подкинутых грантах как на дрожжах. На грантах, которые будут способствовать производству в Украине ненужных товаров, таких как белково-витаминные концентраты, премиксы и БАДы вместо натуральной продукции. Ученые-аграрии, зависимые от грантов, не будут противодействовать, а даже станут благоприятствовать отведению полей под сою и кукурузу для европейского дизельного топлива. Ученые-энергетики дадут согласие на затопление еще десятков шахт вместо разработок технологий предупреждения взрывов метана. Как именно выигрывались конкурсы на финансирование климатических исследований, стоит узнать из фильма С. Надеждина "История одного обмана, или глобальное потепление". При такой реформе экономика станет развиваться под контролем зарубежных экспертов, которые работают под управлением зарубежных политиков.

Здесь уместно процитировать рассуждения о науке российского доктора биологических наук В. Сонькина: "Наука рисует "картину мира", но это полотно нельзя повесить на стену Эрмитажа, Лувра или Кремля. Нельзя продать или сдать в аренду. Нельзя заложить. Вообще нельзя "обналичить"… Ничего материального, вещественного, такого, что можно взять в руки или продать, академическая наука не производит. Научные теории не патентуют. Они ничего не стоят, потому что бесценны. Разнообразные производства могут быть построены на основе научных идей и могут быть (а могут и не быть!) прибыльными, но сама по себе наука прибыльной быть не может по определению - иначе это не наука, а изобретательство (теперь модно говорить "инновационная деятельность")…

В последние годы все больше заметно стремление чиновников перевести финансирование науки на "конкурсную" основу. Это, якобы, повысит объективность и создаст некоторую законную основу для распределения государственных средств. На самом деле, это создает неопределенность и нервозность в научной среде, и больше ничего. Если для прикладных задач такой подход и приемлем (тоже с большими оговорками!), то для истинной академической науки - сущая беда".

А теперь вернемся к нашим реалиям сначала калькулятивно, а потом с их осмыслением и выводами.

Валовой внутренний продукт (ВВП) Украины в 2011 г. в фактических ценах составил 1 триллион 316,6 миллиардов гривен. Из них объем финансирования расходов на выполнение научных и научно-технических рaбот за счет государственного бюджета -- 3860 млн. грн. (0,29% ВВП). Это в шесть раз меньше, чем предусмотрено Законом Украины "О научной и научно-технической деятельности", в соответствии с которым "государство обеспечивает бюджетное финансирование научной и научно-технической деятельности (кроме расходов на оборону) в размере не менее 1,7 процента валового внутреннего продукта Украины".

Численность ученых-исследователей в Украине с 1991 г. сократилась в три раза. Всего в научных организациях государственного, предпринимательского и образовательного секторов науки работает 135 тыс. человек (0,7% занятого населения), из них 70 тыс. - исследователи (16 тыс. кандидатов наук, 4 тыс. докторов наук и 50 тыс. исполнителей научных и научно-технических работ без научной степени). Много это или мало? Для сравнения - в соседних странах сокращение научных работников за последние десятилетия было значительно меньшим, нежели в Украине, и на сегодня численность сотрудников научных организаций в России и Беларуси составляет соответственно 1,1% та 1,3% от занятого населения, их государственное финансирование - 0,57% и 0,76 от ВВП, что в 2-3 раза больше, чем в Украине.

Проявления тотального снижения роли науки в украинском обществе становятся все более угрожающими. Чтобы в этом убедиться, достаточно просто посмотреть телевизор. Между тем, если не принять срочных мер, направленных на поддержку фундаментальной науки, ее у нас вообще не будет. Для подготовки полноценного ученого после вуза нужно не меньше 10 лет. Но вследствие резкого падения престижа научной работы талантливая молодежь в науку не идет, а число ученых старшего поколения, которые еще способны чему-то научить, к сожалению, уменьшается по природным причинам. Сокращение финансирования еще и искусственно ускоряет этот процесс. Без научных школ современную науку и высокие технологии не создать, так как научить думать и квалифицированно работать можно только при непосредственном общении учителя с учеником.

Современная фундаментальная наука обеспечивает высокие технологии, качественное образование, высокую культуру, здоровое общество с присущими ему моральными и духовными ценностями. Без сформированной наукой "картины мира" унифицируется личность и каждый рискует стать игрушкой в руках мошенников и шарлатанов.

Каким образом все это можно оценить?

Не вызывает сомнений, что давно назрела реформа науки в Украине. Без выработки критериев продуктивности научно-исследовательского труда и значимости получаемых результатов тоже не обойтись. Но это нужно делать публично в тесном контакте с нашими учеными. Только так можно избежать роли слона в посудной лавке.

Не время ли Кабмину "посмотреть в зеркало", осмыслить свои распоряжения, основанные на принципах, которые не могут понять ни ученые, ни украинское общество?

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме